СПОСОБЫ, ОСНОВАННЫЕ НА СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ХРОМИРОВАННОЙ ЖЕЛАТИНЫ
Дубление смеси желатины с бихроматом под действием света было открыто Фоксом Тальботом в 1852 г. и применено им для травления по стали. Однако передача полутонов с помощью этого способа могла быть осуществлена только после того, как Лабордр (Labordre) и Бернетт (Burnett) в 1860 г. предложили вести освещение со стороны подложки. Сван (Swan) в 1864 г. изобрел процесс переноса, который и применяется теперь для всех подобных процессов.
Рассматриваемый процесс применяется для цветной фотографии в так называемом пигментном процессе. Слой желатины, содержащей тонко растертую нерастворимую в воде краску (пигмент) соответствующего цвета, очувствляется к свету с помощью двухромовокислых солей и экспонируется под цветоделенным негативом. После переноса и обработки в горячей воде получается рельефное цветное изображение.
В пигментном процессе используется образование вымывного рельефа на окрашенной (пигментированной) желатине. В подобного рода способах толщина полученного рельефа в известной степени зависит от температуры проявляющей воды и от времени проявления. Этим можно воспользоваться для исправления цветового баланса.
Принцип пигментного процесса применяется в способе Бельколор (Belcolor), которым часто пользуются при типографском воспроизведении для получения подобных оттисков.
Гидротипные пигментные процессы. В этих способах вымывной рельеф образуется на бесцветной желатине и окрашивается затем водно-растворимыми красками. Перенос краски с матрицы на подложку совершается путем гидротипной печати.
Такой метод был впервые предложен Меркенсом (Мег-ckens) и Смитом (Smith) в 1906 г. Они применяли для окрашивания рельефа основные краски, которые переносились затем на нитроцеллюлозу.
Образование рельефа набухания после печати на хромированной желатине составляет основу способа пина-типии. В этом способе рельеф набухания, полученный при действии света на хромированную желатину, окрашивается в соответствующий цвет в водном растворе специальных (пинатипных) красок. Красители впитываются незадубленными местами желатинового изображения, а в задуб-ленные почти не впитываются. Печать на хромированную желатину ведется поэтому в данном случае не с негатива, а с диапозитива с тем, чтобы получить негативное рельефное изображение. Окрашенное таким способом желатиновое изображение служит матрицей, переносящей краскуна бумагу.
Аналогичный принцип окрашивания рельефа набухания используется, в масляном процессе.
Однако в этом способе для окрашивания применяют жирную краску типа литографской, которая не пристает к набухшим, незадубленным местам изображения и, напротив, удерживается задубленными. В силу этого печать ведется нормально с негатива.
Основным недостатком всей этой группы методов является малая светочувствительность хромированной желатины, требующая применения интенсивного света (обычно ртутные или дуговые лампы) даже при контактной печати. Для увеличения приходится изготовлять сначала увеличенные негативы или диапозитивы (для пинатипии), что, конечно, представляет собой весьма существенное неудобство.
Рассматриваемый процесс применяется для цветной фотографии в так называемом пигментном процессе. Слой желатины, содержащей тонко растертую нерастворимую в воде краску (пигмент) соответствующего цвета, очувствляется к свету с помощью двухромовокислых солей и экспонируется под цветоделенным негативом. После переноса и обработки в горячей воде получается рельефное цветное изображение.
В пигментном процессе используется образование вымывного рельефа на окрашенной (пигментированной) желатине. В подобного рода способах толщина полученного рельефа в известной степени зависит от температуры проявляющей воды и от времени проявления. Этим можно воспользоваться для исправления цветового баланса.
Принцип пигментного процесса применяется в способе Бельколор (Belcolor), которым часто пользуются при типографском воспроизведении для получения подобных оттисков.
Гидротипные пигментные процессы. В этих способах вымывной рельеф образуется на бесцветной желатине и окрашивается затем водно-растворимыми красками. Перенос краски с матрицы на подложку совершается путем гидротипной печати.
Такой метод был впервые предложен Меркенсом (Мег-ckens) и Смитом (Smith) в 1906 г. Они применяли для окрашивания рельефа основные краски, которые переносились затем на нитроцеллюлозу.
Образование рельефа набухания после печати на хромированной желатине составляет основу способа пина-типии. В этом способе рельеф набухания, полученный при действии света на хромированную желатину, окрашивается в соответствующий цвет в водном растворе специальных (пинатипных) красок. Красители впитываются незадубленными местами желатинового изображения, а в задуб-ленные почти не впитываются. Печать на хромированную желатину ведется поэтому в данном случае не с негатива, а с диапозитива с тем, чтобы получить негативное рельефное изображение. Окрашенное таким способом желатиновое изображение служит матрицей, переносящей краскуна бумагу.
Аналогичный принцип окрашивания рельефа набухания используется, в масляном процессе.
Однако в этом способе для окрашивания применяют жирную краску типа литографской, которая не пристает к набухшим, незадубленным местам изображения и, напротив, удерживается задубленными. В силу этого печать ведется нормально с негатива.
Основным недостатком всей этой группы методов является малая светочувствительность хромированной желатины, требующая применения интенсивного света (обычно ртутные или дуговые лампы) даже при контактной печати. Для увеличения приходится изготовлять сначала увеличенные негативы или диапозитивы (для пинатипии), что, конечно, представляет собой весьма существенное неудобство.