Способ пинатипии, который был первым практическим осуществлением принципа гидротипии, ныне применяется сравнительно редко, будучи вытесненным более совершен­ными методами. Однако принципиальные основы пинати­пии используются еще и теперь в ряде процессов, среди которых в первую очередь нужно назвать способ совет­ского изобретателя Мершина, используемый по преимуще­ству в цветной кинематографии.
Принцип метода заключается в том, что цветоделенное изображение копируется путем контакта на светочувстви­тельный слой хромированной желатины. После этого слой окрашивается красками, которые впитываются набухшими незадубленными местами и почти не окрашивают задублен-ные части слоя. Окрашенное таким путем изображение служит матрицей для гидротипной печати.
Для приготовления печатных матриц с цветоделенных негативов изготовляют, обычно, путем проекционной печа­ти диапозитивы, которые должны быть достаточно про­зрачными и нежными, так как процесс пинатипии склонен увеличивать контраст изображения.
С цветоделенных позитивов печатают путем контакта на стеклянные пластинки, покрытые слоем хромированной
желатины. Такие пластинки можно приготовить, поливая чистые стеклянные пластинки 5%-ным раствором твердой желатины из расчета примерно 5 см3 на 100 см2 площади пластинки. После высыхания их очувствляют купанием в 2 —5%-ном растворе двухромовокислого аммония (в тече­ние 3 — 5 мин.) и сушат. Для этой же цели можно при­менять отфиксированные и промытые кезасвеченные фото­пластинки.
После печати пластинки промываются для удаления из­бытка бихромата и могут быть непосредственно вслед за этим окрашены в водном растворе соответствующего кра­сителя.
Фирма Агфа выпускает для этой цели специальные пи-натипные краски, которые могут быть заменены (по Уоллу) следующими: для красной матрицы — 0,4%-ный рас­твор натурального кармина с добавлением небольшого ко­личества аммиака до растворения; для синей матри­цы— 3%-ный раствор патент-блау (ксиленовая голубая); для желтой матрицы —3%-ный раствор тиофлавина Т или нафтоловой желтой с добавлением нескольких ка­пель уксусной кислоты.
Гидротипная печать ведется обычным способом на же­латинированную бумагу без протравы.
Для повышения прочности красок готовое цветное изо­бражение погружают на 3 — 5 мин. в закрепляющий рас­твор:
Хромовых квасцов    2 г
Сернокислой меди    2 г
Воды    до 100 см3
Принцип пинатипии — окрашивание рельефа набухания— может быть применен и для тех случаев, в которых рельеф получается другим способом.
Так например, в методе бромопинатипии рельефное изо­бражение получается при отбеливании позитивного сереб­ряного изображения в отбеливателе такого состава:
Сернокислой меди    30 г
Бромистого калия      12 г
Хромовой кислоты    2 г
Воды    до 1 л
Рельеф набухания, полученный в результате отбелива­ния, окрашивается пинатипными красками и служит печат­ной матрицей.
Близок к пинатипии способ, предложенный Мершиным (авт. свид. № 215), применяемый главным образом в цвет­ном кино. В способе Мершина на одну сторону матричной пленки полита бромосеребряная позитивная эмульсия типа "дубль", а на другую—8%-ный раствор желатины, содержа­щий 1% красного красителя „прямой алый С".
На эмульсионную сторону этой пленки производится печать с цветоделенного позитива. После проявления, фик­сирования и промывки на ней получается дубликат негати-.ва (контратип).
Желатиновый слой, находящийся на задней стороне матричной пленки, очувствляется в 3%-ном растворе дву-хромовокислого аммония с добавкой небольшого количест­ва аммиака.
После высушивания происходит копировка через эмуль­сионный слой, несущий черно-белое серебряное изобра­жение.
Откопированное изображение проявляется в горячей во­де (45 — 50° С), причем незадубленная желатина удаляется и на матрице остается вымывной рельеф. После удаления содержащегося в слое красного красителя в подкисленном растворе перманганата матрица высушивается и подвер­гается окрашиванию в 1%-ном растворе субстантивного красителя.
Для крашения могут быть применены следующие кра­сители: синий прямой чисто голубой (Анилтрест); крас­ный— бензо-прочный розовый 2БЛ (Анилтрест); жел­тый— тиазоловая желтая.
Хорошие результаты дают также следующие красящие ванны:
Для синего: авил чисто голубой FF    0,5%
Гвинея зеленая В    0,5%
Для красного: прямой розовый С    1 %
лимонной кислоты     . . . 0,1%
Для желтого: сульфон желтый    1%
лимонной кислоты    0,1%
Перенос на бумагу или бланкфильм (отфиксированная и промытая позитивная пленка типа 3-А, задубленная пред­варительно в 2%-ном растворе хромовых квасцов) совер­шается в таком порядке: желтый — синий — красный.
Существеннейшим недостатком способа пинатипии и род­ственных ему способов является низкая светочувствитель­ность хромированной желатины. Это требует применения сильных актиничных источников света при копировании (ртутные лампы) и, что особенно важно для фотографии, вынуждает для получения отпечатков больших форматов прибегать к получению увеличенных дубликатов негатива.
Само прокрашивание рельефа из задубленной хромиро­ванной желатины сопряжено с весьма большими трудно­стями.