СПОСОБ ПИНАТИПИИ. СПОСОБ МЕРШИНА
Способ пинатипии, который был первым практическим осуществлением принципа гидротипии, ныне применяется сравнительно редко, будучи вытесненным более совершенными методами. Однако принципиальные основы пинатипии используются еще и теперь в ряде процессов, среди которых в первую очередь нужно назвать способ советского изобретателя Мершина, используемый по преимуществу в цветной кинематографии.
Принцип метода заключается в том, что цветоделенное изображение копируется путем контакта на светочувствительный слой хромированной желатины. После этого слой окрашивается красками, которые впитываются набухшими незадубленными местами и почти не окрашивают задублен-ные части слоя. Окрашенное таким путем изображение служит матрицей для гидротипной печати.
Для приготовления печатных матриц с цветоделенных негативов изготовляют, обычно, путем проекционной печати диапозитивы, которые должны быть достаточно прозрачными и нежными, так как процесс пинатипии склонен увеличивать контраст изображения.
С цветоделенных позитивов печатают путем контакта на стеклянные пластинки, покрытые слоем хромированной
желатины. Такие пластинки можно приготовить, поливая чистые стеклянные пластинки 5%-ным раствором твердой желатины из расчета примерно 5 см3 на 100 см2 площади пластинки. После высыхания их очувствляют купанием в 2 —5%-ном растворе двухромовокислого аммония (в течение 3 — 5 мин.) и сушат. Для этой же цели можно применять отфиксированные и промытые кезасвеченные фотопластинки.
После печати пластинки промываются для удаления избытка бихромата и могут быть непосредственно вслед за этим окрашены в водном растворе соответствующего красителя.
Фирма Агфа выпускает для этой цели специальные пи-натипные краски, которые могут быть заменены (по Уоллу) следующими: для красной матрицы — 0,4%-ный раствор натурального кармина с добавлением небольшого количества аммиака до растворения; для синей матрицы— 3%-ный раствор патент-блау (ксиленовая голубая); для желтой матрицы —3%-ный раствор тиофлавина Т или нафтоловой желтой с добавлением нескольких капель уксусной кислоты.
Гидротипная печать ведется обычным способом на желатинированную бумагу без протравы.
Для повышения прочности красок готовое цветное изображение погружают на 3 — 5 мин. в закрепляющий раствор:
Хромовых квасцов 2 г
Сернокислой меди 2 г
Воды до 100 см3
Принцип пинатипии — окрашивание рельефа набухания— может быть применен и для тех случаев, в которых рельеф получается другим способом.
Так например, в методе бромопинатипии рельефное изображение получается при отбеливании позитивного серебряного изображения в отбеливателе такого состава:
Сернокислой меди 30 г
Бромистого калия 12 г
Хромовой кислоты 2 г
Воды до 1 л
Рельеф набухания, полученный в результате отбеливания, окрашивается пинатипными красками и служит печатной матрицей.
Близок к пинатипии способ, предложенный Мершиным (авт. свид. № 215), применяемый главным образом в цветном кино. В способе Мершина на одну сторону матричной пленки полита бромосеребряная позитивная эмульсия типа "дубль", а на другую—8%-ный раствор желатины, содержащий 1% красного красителя „прямой алый С".
На эмульсионную сторону этой пленки производится печать с цветоделенного позитива. После проявления, фиксирования и промывки на ней получается дубликат негати-.ва (контратип).
Желатиновый слой, находящийся на задней стороне матричной пленки, очувствляется в 3%-ном растворе дву-хромовокислого аммония с добавкой небольшого количества аммиака.
После высушивания происходит копировка через эмульсионный слой, несущий черно-белое серебряное изображение.
Откопированное изображение проявляется в горячей воде (45 — 50° С), причем незадубленная желатина удаляется и на матрице остается вымывной рельеф. После удаления содержащегося в слое красного красителя в подкисленном растворе перманганата матрица высушивается и подвергается окрашиванию в 1%-ном растворе субстантивного красителя.
Для крашения могут быть применены следующие красители: синий прямой чисто голубой (Анилтрест); красный— бензо-прочный розовый 2БЛ (Анилтрест); желтый— тиазоловая желтая.
Хорошие результаты дают также следующие красящие ванны:
Для синего: авил чисто голубой FF 0,5%
Гвинея зеленая В 0,5%
Для красного: прямой розовый С 1 %
лимонной кислоты . . . 0,1%
Для желтого: сульфон желтый 1%
лимонной кислоты 0,1%
Перенос на бумагу или бланкфильм (отфиксированная и промытая позитивная пленка типа 3-А, задубленная предварительно в 2%-ном растворе хромовых квасцов) совершается в таком порядке: желтый — синий — красный.
Существеннейшим недостатком способа пинатипии и родственных ему способов является низкая светочувствительность хромированной желатины. Это требует применения сильных актиничных источников света при копировании (ртутные лампы) и, что особенно важно для фотографии, вынуждает для получения отпечатков больших форматов прибегать к получению увеличенных дубликатов негатива.
Само прокрашивание рельефа из задубленной хромированной желатины сопряжено с весьма большими трудностями.
Принцип метода заключается в том, что цветоделенное изображение копируется путем контакта на светочувствительный слой хромированной желатины. После этого слой окрашивается красками, которые впитываются набухшими незадубленными местами и почти не окрашивают задублен-ные части слоя. Окрашенное таким путем изображение служит матрицей для гидротипной печати.
Для приготовления печатных матриц с цветоделенных негативов изготовляют, обычно, путем проекционной печати диапозитивы, которые должны быть достаточно прозрачными и нежными, так как процесс пинатипии склонен увеличивать контраст изображения.
С цветоделенных позитивов печатают путем контакта на стеклянные пластинки, покрытые слоем хромированной
желатины. Такие пластинки можно приготовить, поливая чистые стеклянные пластинки 5%-ным раствором твердой желатины из расчета примерно 5 см3 на 100 см2 площади пластинки. После высыхания их очувствляют купанием в 2 —5%-ном растворе двухромовокислого аммония (в течение 3 — 5 мин.) и сушат. Для этой же цели можно применять отфиксированные и промытые кезасвеченные фотопластинки.
После печати пластинки промываются для удаления избытка бихромата и могут быть непосредственно вслед за этим окрашены в водном растворе соответствующего красителя.
Фирма Агфа выпускает для этой цели специальные пи-натипные краски, которые могут быть заменены (по Уоллу) следующими: для красной матрицы — 0,4%-ный раствор натурального кармина с добавлением небольшого количества аммиака до растворения; для синей матрицы— 3%-ный раствор патент-блау (ксиленовая голубая); для желтой матрицы —3%-ный раствор тиофлавина Т или нафтоловой желтой с добавлением нескольких капель уксусной кислоты.
Гидротипная печать ведется обычным способом на желатинированную бумагу без протравы.
Для повышения прочности красок готовое цветное изображение погружают на 3 — 5 мин. в закрепляющий раствор:
Хромовых квасцов 2 г
Сернокислой меди 2 г
Воды до 100 см3
Принцип пинатипии — окрашивание рельефа набухания— может быть применен и для тех случаев, в которых рельеф получается другим способом.
Так например, в методе бромопинатипии рельефное изображение получается при отбеливании позитивного серебряного изображения в отбеливателе такого состава:
Сернокислой меди 30 г
Бромистого калия 12 г
Хромовой кислоты 2 г
Воды до 1 л
Рельеф набухания, полученный в результате отбеливания, окрашивается пинатипными красками и служит печатной матрицей.
Близок к пинатипии способ, предложенный Мершиным (авт. свид. № 215), применяемый главным образом в цветном кино. В способе Мершина на одну сторону матричной пленки полита бромосеребряная позитивная эмульсия типа "дубль", а на другую—8%-ный раствор желатины, содержащий 1% красного красителя „прямой алый С".
На эмульсионную сторону этой пленки производится печать с цветоделенного позитива. После проявления, фиксирования и промывки на ней получается дубликат негати-.ва (контратип).
Желатиновый слой, находящийся на задней стороне матричной пленки, очувствляется в 3%-ном растворе дву-хромовокислого аммония с добавкой небольшого количества аммиака.
После высушивания происходит копировка через эмульсионный слой, несущий черно-белое серебряное изображение.
Откопированное изображение проявляется в горячей воде (45 — 50° С), причем незадубленная желатина удаляется и на матрице остается вымывной рельеф. После удаления содержащегося в слое красного красителя в подкисленном растворе перманганата матрица высушивается и подвергается окрашиванию в 1%-ном растворе субстантивного красителя.
Для крашения могут быть применены следующие красители: синий прямой чисто голубой (Анилтрест); красный— бензо-прочный розовый 2БЛ (Анилтрест); желтый— тиазоловая желтая.
Хорошие результаты дают также следующие красящие ванны:
Для синего: авил чисто голубой FF 0,5%
Гвинея зеленая В 0,5%
Для красного: прямой розовый С 1 %
лимонной кислоты . . . 0,1%
Для желтого: сульфон желтый 1%
лимонной кислоты 0,1%
Перенос на бумагу или бланкфильм (отфиксированная и промытая позитивная пленка типа 3-А, задубленная предварительно в 2%-ном растворе хромовых квасцов) совершается в таком порядке: желтый — синий — красный.
Существеннейшим недостатком способа пинатипии и родственных ему способов является низкая светочувствительность хромированной желатины. Это требует применения сильных актиничных источников света при копировании (ртутные лампы) и, что особенно важно для фотографии, вынуждает для получения отпечатков больших форматов прибегать к получению увеличенных дубликатов негатива.
Само прокрашивание рельефа из задубленной хромированной желатины сопряжено с весьма большими трудностями.