СПОСОБ ТЕХНИКОЛОР
Этот способ, широко применяющийся для целей цветной кинематографии как в Америке, так и в России (киностудия Ленфильм), может быть легко применен для получения цветных изображений на бумаге.
Способ основан на принципе дубящего проявления, т. е. желатиновый вымывной рельеф, служащий гидротипной матрицей, получается при проявлении бромосеребряного слоя такими проявителями, продукты окисления которых дубят желатину.
Дубящее действие пирогаллово-аммиачного проявителя на проявленные места эмульсионного слоя было открыто Варнерке (Warnerke) в 1881 г. Этот принцип (с применением пирокатехинового проявителя безсульфита)в сочетании со специальными тонкими эмульсионными слоями с малым содержанием серебра был использован для цветной фотографии в способе Иоз-Пе (Ios-Ре), предложенном Коппман-ном (Корртапп) в 1922 г.
В способе Техниколор печать с цветоделенных негативов ведется на специальную матричную пленку. В эмульсионном слое этой пленки отношение серебра к желатине должно быть малым. Применяется также окрашивание слоя в желтый цвет и печать через фиолетовый фильтр, как в способе Кодака.
Печать, как обычно во всех подобных процессах, производится со стороны целлулоидной подложки пленки.
Проявление (согласно патенту 1932 г.) ведется в течение 3.5 мин. при 18° в проявителе такого состава:
Пирогаллола 8 г
Бромистого калия 1,5 г
Едкого натра 3 г
Хлористого аммония 1,5 г
Лимонной кислоты 0,2 г
Воды до 1 л
После проявления пленка переводится на 2 мин. в ванну с непрерывно циркулирующей водой при рН = 6,5, после чего обрабатывается 1,5 мин. в 14%-ном растворе красной кровяной соли при рН = 3,7. В этом растворе окисляется неиспользованный проявитель и удаляется образовавшееся при проявлении металлическое серебро. После полуторами-нутной промывки в воде при рН = 6,5 пленка фиксируется в 25%-ном растворе гипосульфита (без кислоты) и проявляется в горячей воде при 54 — 55°.
Окраска и гидротипная печать с матриц ведется обычным способом.
В способе, разработанном Государственным оптическим институтом в Ленинграде и используемом в студии Ленфильм, применяют матричную пленку со следующими характеристиками: чувствительность — 5 — 10°, гамма — 1,5 — 2,0, широта — не менее 1:10, вуаль — не более 0,20, температура плавления слоя — 35 — 40°, толщина основы—0,12—0,14 мм. Проявление ведется в проявителе такого состава:
Раствор А. Пирогаллола 6 г
Сульфита кристаллического 6 г
Бромистого калия 2 г
Воды до 1 л
Раствор В. Поташа 100 г
Воды до 1 л
Для проявления смешивают 1 часть раствора А и 1 часть раствора В.
Проявление ведут при 18 — 20° в течение 6 — 8 мин. Проявление останавливают ванной из 1%-ной уксусной ки-слоты или же обильным споласкиванием водой.
Проявление матрицы ведут в воде при 38 — 40°, после чего удаляют серебро в перманганатном отбеливателе и фиксируют в кислом фиксаже.
Промытые и высушенные матрицы окрашиваются в следующих ваннах:
Желтая ванна
Тартрацина 40 г
Уксусной кислоты 30 см3
Воды до 1 л
Время окрашивания 1,5 — 2 мин.
Пурпурная ванна
Азофуксина 2 г
Уксусной кислоты 10 см3
Воды до 1 л
Время окрашивания 3—4 мин.
Голубая ванна
Фильмблау (или ксиленовая голубая) 4 г
Уксусной кислоты 10 см3'
Воды до 1 л
Время окрашивания 3—4 мнн.
Для предотвращения расплывания краски при переносе нa бумагу желатиновый слой последней должен быть соответствующим образом обработан.
В способе Техниколор это достигается задубливанием желатины смесью бихромата с сульфитом в присутствии аммиака. При сушке аммиак удаляется и слой дубится.
В методе ГОИ бумага для этой же цели обрабатывается в течение 5 мин. в 0,5%-ном растворе хромовых квасов и сушится.
Для облегчения ровного смачивания при переносе бу-мага перед переносом размачивается 15 — 25 сек. в растворе:
Сапонина 0,5 г
Уксусной кислоты 10 см3
Воды до 1 л
Полнота перехода краски из матрицы на бумагу облегчается тем, что слой матрицы в 5—6 раз тоньше слоя бумаги.
В последнее время часто применяют комбинацию способов дубящего проявления и дубящего отбеливания. Серебряное изображение, полученное после проявления в дубящем проявителе, отбеливается в дубящем хромовом отбеливателе, а затем подвергается обработке в горячей воде. При этом рельеф получает дополнительное задубливание, что должно улучшать передачу светов. Однако этот метод еще мало проверен на практике.
Способ основан на принципе дубящего проявления, т. е. желатиновый вымывной рельеф, служащий гидротипной матрицей, получается при проявлении бромосеребряного слоя такими проявителями, продукты окисления которых дубят желатину.
Дубящее действие пирогаллово-аммиачного проявителя на проявленные места эмульсионного слоя было открыто Варнерке (Warnerke) в 1881 г. Этот принцип (с применением пирокатехинового проявителя безсульфита)в сочетании со специальными тонкими эмульсионными слоями с малым содержанием серебра был использован для цветной фотографии в способе Иоз-Пе (Ios-Ре), предложенном Коппман-ном (Корртапп) в 1922 г.
В способе Техниколор печать с цветоделенных негативов ведется на специальную матричную пленку. В эмульсионном слое этой пленки отношение серебра к желатине должно быть малым. Применяется также окрашивание слоя в желтый цвет и печать через фиолетовый фильтр, как в способе Кодака.
Печать, как обычно во всех подобных процессах, производится со стороны целлулоидной подложки пленки.
Проявление (согласно патенту 1932 г.) ведется в течение 3.5 мин. при 18° в проявителе такого состава:
Пирогаллола 8 г
Бромистого калия 1,5 г
Едкого натра 3 г
Хлористого аммония 1,5 г
Лимонной кислоты 0,2 г
Воды до 1 л
После проявления пленка переводится на 2 мин. в ванну с непрерывно циркулирующей водой при рН = 6,5, после чего обрабатывается 1,5 мин. в 14%-ном растворе красной кровяной соли при рН = 3,7. В этом растворе окисляется неиспользованный проявитель и удаляется образовавшееся при проявлении металлическое серебро. После полуторами-нутной промывки в воде при рН = 6,5 пленка фиксируется в 25%-ном растворе гипосульфита (без кислоты) и проявляется в горячей воде при 54 — 55°.
Окраска и гидротипная печать с матриц ведется обычным способом.
В способе, разработанном Государственным оптическим институтом в Ленинграде и используемом в студии Ленфильм, применяют матричную пленку со следующими характеристиками: чувствительность — 5 — 10°, гамма — 1,5 — 2,0, широта — не менее 1:10, вуаль — не более 0,20, температура плавления слоя — 35 — 40°, толщина основы—0,12—0,14 мм. Проявление ведется в проявителе такого состава:
Раствор А. Пирогаллола 6 г
Сульфита кристаллического 6 г
Бромистого калия 2 г
Воды до 1 л
Раствор В. Поташа 100 г
Воды до 1 л
Для проявления смешивают 1 часть раствора А и 1 часть раствора В.
Проявление ведут при 18 — 20° в течение 6 — 8 мин. Проявление останавливают ванной из 1%-ной уксусной ки-слоты или же обильным споласкиванием водой.
Проявление матрицы ведут в воде при 38 — 40°, после чего удаляют серебро в перманганатном отбеливателе и фиксируют в кислом фиксаже.
Промытые и высушенные матрицы окрашиваются в следующих ваннах:
Желтая ванна
Тартрацина 40 г
Уксусной кислоты 30 см3
Воды до 1 л
Время окрашивания 1,5 — 2 мин.
Пурпурная ванна
Азофуксина 2 г
Уксусной кислоты 10 см3
Воды до 1 л
Время окрашивания 3—4 мин.
Голубая ванна
Фильмблау (или ксиленовая голубая) 4 г
Уксусной кислоты 10 см3'
Воды до 1 л
Время окрашивания 3—4 мнн.
Для предотвращения расплывания краски при переносе нa бумагу желатиновый слой последней должен быть соответствующим образом обработан.
В способе Техниколор это достигается задубливанием желатины смесью бихромата с сульфитом в присутствии аммиака. При сушке аммиак удаляется и слой дубится.
В методе ГОИ бумага для этой же цели обрабатывается в течение 5 мин. в 0,5%-ном растворе хромовых квасов и сушится.
Для облегчения ровного смачивания при переносе бу-мага перед переносом размачивается 15 — 25 сек. в растворе:
Сапонина 0,5 г
Уксусной кислоты 10 см3
Воды до 1 л
Полнота перехода краски из матрицы на бумагу облегчается тем, что слой матрицы в 5—6 раз тоньше слоя бумаги.
В последнее время часто применяют комбинацию способов дубящего проявления и дубящего отбеливания. Серебряное изображение, полученное после проявления в дубящем проявителе, отбеливается в дубящем хромовом отбеливателе, а затем подвергается обработке в горячей воде. При этом рельеф получает дополнительное задубливание, что должно улучшать передачу светов. Однако этот метод еще мало проверен на практике.