СПОСОБЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ХИМИЧЕСКОМ ДУБЛЕНИИ ЖЕЛАТИНЫ
Способы, использующие для создания желатинового рельефного изображения дубление желатины под действием некоторых химических реакций без участия света, связаны с разрушением или образованием серебряного фотографического изображения.
Такого рода реакции протекают при отбеливании серебряного изображения в хромовом отбеливателе.
В результате реакция между металлическим серебром и хромовокислыми солями последние восстанавливаются до солей окиси хрома, которые и дубят желатину. Количество образовавшейся окисной соли и, следовательно, за-дубленной желатины пропорционально количеству отбеленного металлического серебра.
Реакция восстановления хромовокислых солей, приводящая к задубливанию желатины, может происходить не непосредственно под действием металлического серебра, а косвенным способом.
Так например, при отбеливании серебряного изображения красной кровяной солью (ферроцианидом калия) K3Fe(CN)6 происходит следующая реакция:
4 Ag + 4 K3Fe(CN)6= Ag4 Fe(CN)6+ 3K4Fe(CN)6
в результате которой образуется желтая кровяная соль (ферроцианид калия K4Fe(CN)6). Последняя восстанавливает хромовокислые соли до солей окиси хрома, задубливаю-щих желатину.
Аналогичные реакции протекают при действии солей окиси меди на серебро изображения:
Cu+++Ag = Ag+ + Cu+
Ионы закиси меди, образующиеся при этой реакции, также переводят хромовокислые соли в дубящие хромовые соединения.
В некоторых способах этой группы дублению подвергается желатина самого эмульсионного слоя, содержащего отбеливаемое металлическое изображение. Задубленная таким способом желатина может быть использована каюдля образования рельефа набухания, так и для вымывного рельефа.
Способы, основанные на отбеливании, следующие:
Бромомасляный способ (бромойль). Позитивное серебряное изображение отбеливается в специальном отбеливателе, содержащем медные и хромовокислые соли. Вызванный затем рельеф набухания окрашивается жирной краской так, как это описано было при масляном процессе.
Способ вымывного рельефа Кодака. Позитивное серебряное изображение получается путем печати на позитивную пленку с обратной стороны (через прозрачную целлулоидную подложку). После проявления, фиксирования и промывки серебряное изображение отбеливается в кислом растворе двухромовокислого аммония. Незаду-бившаяся при этом желатина удаляется обработкой в горячей воде и полученный рельеф окрашивается гидротипными способами.
В описанных здесь способах серебряное изображение находится в слое задубливаемой желатины. Другие способы применяют так называемое контактное отбеливание, в котором задубливаемая желатина и серебряное изображение находятся в различных слоях, приводящихся в тесный контакт друг с другом. В этом случае образование хромовых солей, дубящих желатину, происходит косвенным образом в результате реакции между бихроматом и фер-роцианидом, образующимся при отбеливании изображения с помощью красной кровяной соли. Для этих способов характерно наличие диффузии реагирующих веществ—бихро-мата и образовавшегося в отбеливаемом слое ферроциа-нида навстречу друг другу.
Способы, использующие такое контактное дубление, неизбежно требуют переноса, так как мы не имеем в данном случае возможности вести процесс таким образом, чтобы дубление начиналось не с поверхности желатинового слоя (который соприкасается с отбеливаемым изображением), а с его подложки.
К этим способам относятся:
Способ Карбро. Пигментированная желатина, пропитанная раствором отбеливателя, приводится в тесной контакт с цветоделенным позитивом. Продукты отбеливания, проникая путем диффузии в желатиновый слой, вызывают дубление желатины. Глубина проникновения этих продуктов в слой определяется количеством отбеленного серебра. После обработки в горячей воде получается вымывной рельеф из окрашенной пигментированной желатины.
Аналогичный принцип используется в способе Даибро, с той только разницей, что здесь применяется неокрашенная желатина, которая окрашивается затем гидротипным способом.
Способы контактного отбеливания, в особенности Карбро, имеют большое практическое значение и широко применяются на Западе и у нас в Союзе. Самый принцип получения задубленного изображения путем диффузии дубителя внутрь желатинового слоя весьма благоприятен для получения вымывного рельефа с хорошей передачей полутонов.
Задубливание желатины можно вызвать не только при разрушении серебряного изображения путем его отбеливания, но и при образовании металлического серебра. Эта возможность основана на том факте, что некоторые проявители (пирогаллол и пирокатехин) сильно задубливают желатиновый слой при проявлении. Можно подобрать такие условия, чтобы количество задубленной желатины было строго пропорционально количеству выделившегося при проявлении серебра. Таким путем можно получить требующийся желатиновый рельеф вымывания или набухания. Этот принцип применяется в ряде процессов, использующих такое дубящее проявление.
Способы, основанные на дубящем проявлении, следующие:
Способ Дуксохром (Колорстил в Америке). Для этог способа применяется специальная бромосеребряная пози тивная пленка, эмульсионный слой которой содержит пигментную краску соответствующего цвета.
На эту пленку печатают с цветоделенного негатива со стороны целлулоидной подложки и проявляют в дубящем проявителе. После обработки в горячей воде и удалении металлического серебра в перманганатном отбеливателе получается рельефное желатиновое изображение, окрашенное в требуемый цвет содержащимся в нем пигментом.
Совершенно тем же принципом пользуются и в способе Техниколор, который применяется главным образом в цветной кинематографии. Разница по сравнению со способом Дуксохром заключается (помимо несколько измененной репептуры) в том, что печать производится на не содержащую пигмента позитивную пленку, и изображение из неокрашенной желатины окрашивается гидротипным способом.
Образование рельефа набухания посредством дубящего проявления составляет основу способа Иоз-пе, в котором рельеф набухания, полученный в результате дубящего проявления, окрашивается пинатипными красками.
Такого рода реакции протекают при отбеливании серебряного изображения в хромовом отбеливателе.
В результате реакция между металлическим серебром и хромовокислыми солями последние восстанавливаются до солей окиси хрома, которые и дубят желатину. Количество образовавшейся окисной соли и, следовательно, за-дубленной желатины пропорционально количеству отбеленного металлического серебра.
Реакция восстановления хромовокислых солей, приводящая к задубливанию желатины, может происходить не непосредственно под действием металлического серебра, а косвенным способом.
Так например, при отбеливании серебряного изображения красной кровяной солью (ферроцианидом калия) K3Fe(CN)6 происходит следующая реакция:
4 Ag + 4 K3Fe(CN)6= Ag4 Fe(CN)6+ 3K4Fe(CN)6
в результате которой образуется желтая кровяная соль (ферроцианид калия K4Fe(CN)6). Последняя восстанавливает хромовокислые соли до солей окиси хрома, задубливаю-щих желатину.
Аналогичные реакции протекают при действии солей окиси меди на серебро изображения:
Cu+++Ag = Ag+ + Cu+
Ионы закиси меди, образующиеся при этой реакции, также переводят хромовокислые соли в дубящие хромовые соединения.
В некоторых способах этой группы дублению подвергается желатина самого эмульсионного слоя, содержащего отбеливаемое металлическое изображение. Задубленная таким способом желатина может быть использована каюдля образования рельефа набухания, так и для вымывного рельефа.
Способы, основанные на отбеливании, следующие:
Бромомасляный способ (бромойль). Позитивное серебряное изображение отбеливается в специальном отбеливателе, содержащем медные и хромовокислые соли. Вызванный затем рельеф набухания окрашивается жирной краской так, как это описано было при масляном процессе.
Способ вымывного рельефа Кодака. Позитивное серебряное изображение получается путем печати на позитивную пленку с обратной стороны (через прозрачную целлулоидную подложку). После проявления, фиксирования и промывки серебряное изображение отбеливается в кислом растворе двухромовокислого аммония. Незаду-бившаяся при этом желатина удаляется обработкой в горячей воде и полученный рельеф окрашивается гидротипными способами.
В описанных здесь способах серебряное изображение находится в слое задубливаемой желатины. Другие способы применяют так называемое контактное отбеливание, в котором задубливаемая желатина и серебряное изображение находятся в различных слоях, приводящихся в тесный контакт друг с другом. В этом случае образование хромовых солей, дубящих желатину, происходит косвенным образом в результате реакции между бихроматом и фер-роцианидом, образующимся при отбеливании изображения с помощью красной кровяной соли. Для этих способов характерно наличие диффузии реагирующих веществ—бихро-мата и образовавшегося в отбеливаемом слое ферроциа-нида навстречу друг другу.
Способы, использующие такое контактное дубление, неизбежно требуют переноса, так как мы не имеем в данном случае возможности вести процесс таким образом, чтобы дубление начиналось не с поверхности желатинового слоя (который соприкасается с отбеливаемым изображением), а с его подложки.
К этим способам относятся:
Способ Карбро. Пигментированная желатина, пропитанная раствором отбеливателя, приводится в тесной контакт с цветоделенным позитивом. Продукты отбеливания, проникая путем диффузии в желатиновый слой, вызывают дубление желатины. Глубина проникновения этих продуктов в слой определяется количеством отбеленного серебра. После обработки в горячей воде получается вымывной рельеф из окрашенной пигментированной желатины.
Аналогичный принцип используется в способе Даибро, с той только разницей, что здесь применяется неокрашенная желатина, которая окрашивается затем гидротипным способом.
Способы контактного отбеливания, в особенности Карбро, имеют большое практическое значение и широко применяются на Западе и у нас в Союзе. Самый принцип получения задубленного изображения путем диффузии дубителя внутрь желатинового слоя весьма благоприятен для получения вымывного рельефа с хорошей передачей полутонов.
Задубливание желатины можно вызвать не только при разрушении серебряного изображения путем его отбеливания, но и при образовании металлического серебра. Эта возможность основана на том факте, что некоторые проявители (пирогаллол и пирокатехин) сильно задубливают желатиновый слой при проявлении. Можно подобрать такие условия, чтобы количество задубленной желатины было строго пропорционально количеству выделившегося при проявлении серебра. Таким путем можно получить требующийся желатиновый рельеф вымывания или набухания. Этот принцип применяется в ряде процессов, использующих такое дубящее проявление.
Способы, основанные на дубящем проявлении, следующие:
Способ Дуксохром (Колорстил в Америке). Для этог способа применяется специальная бромосеребряная пози тивная пленка, эмульсионный слой которой содержит пигментную краску соответствующего цвета.
На эту пленку печатают с цветоделенного негатива со стороны целлулоидной подложки и проявляют в дубящем проявителе. После обработки в горячей воде и удалении металлического серебра в перманганатном отбеливателе получается рельефное желатиновое изображение, окрашенное в требуемый цвет содержащимся в нем пигментом.
Совершенно тем же принципом пользуются и в способе Техниколор, который применяется главным образом в цветной кинематографии. Разница по сравнению со способом Дуксохром заключается (помимо несколько измененной репептуры) в том, что печать производится на не содержащую пигмента позитивную пленку, и изображение из неокрашенной желатины окрашивается гидротипным способом.
Образование рельефа набухания посредством дубящего проявления составляет основу способа Иоз-пе, в котором рельеф набухания, полученный в результате дубящего проявления, окрашивается пинатипными красками.