Способы, использующие для создания желатинового рельефного изображения дубление желатины под дей­ствием некоторых химических реакций без участия света, связаны с разрушением или образованием серебряного фото­графического изображения.
Такого рода реакции протекают при отбеливании сереб­ряного изображения в хромовом отбеливателе.
В результате реакция между металлическим серебром и хромовокислыми солями последние восстанавливаются до солей окиси хрома, которые и дубят желатину. Коли­чество образовавшейся окисной соли и, следовательно, за-дубленной желатины пропорционально количеству отбелен­ного металлического серебра.
Реакция восстановления хромовокислых солей, приво­дящая к задубливанию желатины, может происходить не непосредственно под действием металлического серебра, а косвенным способом.
Так например, при отбеливании серебряного изобра­жения красной кровяной солью (ферроцианидом калия) K3Fe(CN)6 происходит следующая реакция:
4 Ag + 4 K3Fe(CN)6= Ag4 Fe(CN)6+ 3K4Fe(CN)6
в результате которой образуется желтая кровяная соль (ферроцианид калия K4Fe(CN)6). Последняя восстанавливает хромовокислые соли до солей окиси хрома, задубливаю-щих желатину.
Аналогичные реакции протекают при действии солей окиси меди на серебро изображения:
Cu+++Ag = Ag+ + Cu+
Ионы закиси меди, образующиеся при этой реакции, также переводят хромовокислые соли в дубящие хромовые соединения.
В некоторых способах этой группы дублению подвер­гается желатина самого эмульсионного слоя, содержащего отбеливаемое металлическое изображение. Задубленная та­ким способом желатина может быть использована каюдля об­разования рельефа набухания, так и для вымывного рельефа.
Способы, основанные на отбеливании, следующие:
Бромомасляный способ (бромойль). Позитивное серебряное изображение отбеливается в специальном от­беливателе, содержащем медные и хромовокислые соли. Вызванный затем рельеф набухания окрашивается жирной краской так, как это описано было при масляном процессе.
Способ вымывного рельефа Кодака. Пози­тивное серебряное изображение получается путем печати на позитивную пленку с обратной стороны (через прозрач­ную целлулоидную подложку). После проявления, фикси­рования и промывки серебряное изображение отбеливается в кислом растворе двухромовокислого аммония. Незаду-бившаяся при этом желатина удаляется обработкой в го­рячей воде и полученный рельеф окрашивается гидротип­ными способами.
В описанных здесь способах серебряное изображение находится в слое задубливаемой желатины. Другие спо­собы применяют так называемое контактное отбеливание, в котором задубливаемая желатина и серебряное изобра­жение находятся в различных слоях, приводящихся в тес­ный контакт друг с другом. В этом случае образование хромовых солей, дубящих желатину, происходит косвенным образом в результате реакции между бихроматом и фер-роцианидом, образующимся при отбеливании изображения с помощью красной кровяной соли. Для этих способов ха­рактерно наличие диффузии реагирующих веществ—бихро-мата и образовавшегося в отбеливаемом слое ферроциа-нида навстречу друг другу.
Способы, использующие такое контактное дубление, неизбежно требуют переноса, так как мы не имеем в дан­ном случае возможности вести процесс таким образом, чтобы дубление начиналось не с поверхности желатино­вого слоя (который соприкасается с отбеливаемым изобра­жением), а с его подложки.
К этим способам относятся:
Способ Карбро. Пигментированная желатина, про­питанная раствором отбеливателя, приводится в тесной контакт с цветоделенным позитивом. Продукты отбелива­ния, проникая путем диффузии в желатиновый слой, вы­зывают дубление желатины. Глубина проникновения этих продуктов в слой определяется количеством отбеленного серебра. После обработки в горячей воде получается вы­мывной рельеф из окрашенной пигментированной желатины.
Аналогичный принцип используется в способе Даибро, с той только разницей, что здесь применяется неокрашен­ная желатина, которая окрашивается затем гидротипным способом.
Способы контактного отбеливания, в особенности Кар­бро, имеют большое практическое значение и широко при­меняются на Западе и у нас в Союзе. Самый принцип по­лучения задубленного изображения путем диффузии дуби­теля внутрь желатинового слоя весьма благоприятен для получения вымывного рельефа с хорошей передачей полу­тонов.
Задубливание желатины можно вызвать не только при разрушении серебряного изображения путем его отбели­вания, но и при образовании металлического серебра. Эта возможность основана на том факте, что некоторые про­явители (пирогаллол и пирокатехин) сильно задубливают желатиновый слой при проявлении. Можно подобрать та­кие условия, чтобы количество задубленной желатины было строго пропорционально количеству выделившегося при проявлении серебра. Таким путем можно получить требующийся желатиновый рельеф вымывания или набу­хания. Этот принцип применяется в ряде процессов, ис­пользующих такое дубящее проявление.
Способы, основанные на дубящем проявлении, следующие:
Способ Дуксохром (Колорстил в Америке). Для этог способа применяется специальная бромосеребряная пози тивная пленка, эмульсионный слой которой содержит пиг­ментную краску соответствующего цвета.
На эту пленку печатают с цветоделенного негатива со стороны целлулоидной подложки и проявляют в дубящем проявителе. После обработки в горячей воде и удалении металлического серебра в перманганатном отбеливателе получается рельефное желатиновое изображение, окрашен­ное в требуемый цвет содержащимся в нем пигментом.
Совершенно тем же принципом пользуются и в спо­собе Техниколор, который применяется главным обра­зом в цветной кинематографии. Разница по сравнению со способом Дуксохром заключается (помимо несколько измененной репептуры) в том, что печать производится на не содержащую пигмента позитивную пленку, и изобра­жение из неокрашенной желатины окрашивается гидротип­ным способом.
Образование рельефа набухания посредством дубящего проявления составляет основу способа Иоз-пе, в кото­ром рельеф набухания, полученный в результате дубящего проявления, окрашивается пинатипными красками.