СПОСОБЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ЗАДУБЛИВАНИИ ЖЕЛАТИНЫ
Множество разнообразных способов этой группы объединяется тем общим признаком, что все они используют свойство смеси желатины с солями хромовой кислоты (хромированная желатина) дубиться, т. е. терять способность растворяться или набухать в воде. Это дубление желатины может происходить под действием света или в результате химических реакций с участием металлического серебра позитивного изображения.
Обзор способов, служащих в настоящее время для получения цветных изображений на непрозрачных подложках, показывает, что большинство практически применяемых методов основано именно на этом принципе.
Обычно дубление желатины происходит под влиянием солей окиси хрома, образующихся в результате восстановления хромовокислых солей, введенных в желатину. Такое восстановление хромовокислых солей может быть осуществлено различными агентами, которые таким образом могут вызывать дубление хромированной желатины. За-дубленная желатина, теряя при этом свою способность набухать или растворяться в горячей воде, дает возможность получить рельефное желатиновое изображение. Такой желатиновый рельеф может быть осуществлен двумя путями.
Во-первых, можно воспользоваться тем, что задубленная желатина теряет в той или иной степени способность набухать в воде в зависимости от степени задубливания.
При смачивании водой задубленные места желатинового слоя набухают в меньшей степени, чем незадубленные, и мы получаем рельефное изображение. Такой „рельеф набухания" хорошо заметен при рассматривании влажного изображения под малым углом и исчезает при высыхании.
Во-вторых, можно использовать и другое свойство за-дубленной желатины — более высокую точку плавления по сравнению с незадубленн'ой. Обрабатывая желатиновое изображение на хромированной желатине горячей водой такой температуры, чтобы незадубленная желатина расплавилась, а задубленная осталась нетронутой, можно удалить всю незадубленную желатину и получить рельефное изображение, состоящее только из задубленной желатины — так называемый „рельеф вымывания".
Передача светов и теней изображения в этих методах осуществляется путем различий в высоте желатинового рельефа в соответствующих местах. Однако высота этого рельефа в обоих способах обусловливается разными причинами. При рельефе набухания степень набухания, а, следовательно, и высота набухшего рельефа определяются степенью задубленности желатины. При вымывном способе незадубленная желатина целиком удаляется и остается лишь полностью задубленная желатина. Поэтому в данном способе высота рельефа определяется толщиной слоя задубленной желатины, т. е. той глубиной, на которую дубящее действие (свет, химические реактивы и т.п.) проникло внутрь желатинового слоя (рис. 80).
При рельефе набухания мы должны получить желатиновое изображение, в котором различные места задуб-лены в неодинаковой степени, причем это дубящее воздействие проникает приблизительно одинаково глубоко в слой. Напротив, в способе вымывного рельефа мы должны получить одинаковое и по возможности максимальное задубливание, но на разную глубину слоя.
В силу такого различия между двумя этими видами желатинового рельефа способы их получения должны несколько отличаться друг от друга.
Как и всякое фотографическое изображение, желатиновое рельефное изображение должно удовлетворять требованиям пропорциональности передачи; степень задубливания желатины при рельефе набухания или толщина задубленного слоя для вымывного рельефа должна быть пропорциональна яркости оригинала.
При соответствующем проведении процесса все методы, использующие задубливание, удовлетворяют этому условию в весьма высокой степени.
Обзор способов, служащих в настоящее время для получения цветных изображений на непрозрачных подложках, показывает, что большинство практически применяемых методов основано именно на этом принципе.
Обычно дубление желатины происходит под влиянием солей окиси хрома, образующихся в результате восстановления хромовокислых солей, введенных в желатину. Такое восстановление хромовокислых солей может быть осуществлено различными агентами, которые таким образом могут вызывать дубление хромированной желатины. За-дубленная желатина, теряя при этом свою способность набухать или растворяться в горячей воде, дает возможность получить рельефное желатиновое изображение. Такой желатиновый рельеф может быть осуществлен двумя путями.
Во-первых, можно воспользоваться тем, что задубленная желатина теряет в той или иной степени способность набухать в воде в зависимости от степени задубливания.
При смачивании водой задубленные места желатинового слоя набухают в меньшей степени, чем незадубленные, и мы получаем рельефное изображение. Такой „рельеф набухания" хорошо заметен при рассматривании влажного изображения под малым углом и исчезает при высыхании.
Во-вторых, можно использовать и другое свойство за-дубленной желатины — более высокую точку плавления по сравнению с незадубленн'ой. Обрабатывая желатиновое изображение на хромированной желатине горячей водой такой температуры, чтобы незадубленная желатина расплавилась, а задубленная осталась нетронутой, можно удалить всю незадубленную желатину и получить рельефное изображение, состоящее только из задубленной желатины — так называемый „рельеф вымывания".
Передача светов и теней изображения в этих методах осуществляется путем различий в высоте желатинового рельефа в соответствующих местах. Однако высота этого рельефа в обоих способах обусловливается разными причинами. При рельефе набухания степень набухания, а, следовательно, и высота набухшего рельефа определяются степенью задубленности желатины. При вымывном способе незадубленная желатина целиком удаляется и остается лишь полностью задубленная желатина. Поэтому в данном способе высота рельефа определяется толщиной слоя задубленной желатины, т. е. той глубиной, на которую дубящее действие (свет, химические реактивы и т.п.) проникло внутрь желатинового слоя (рис. 80).
При рельефе набухания мы должны получить желатиновое изображение, в котором различные места задуб-лены в неодинаковой степени, причем это дубящее воздействие проникает приблизительно одинаково глубоко в слой. Напротив, в способе вымывного рельефа мы должны получить одинаковое и по возможности максимальное задубливание, но на разную глубину слоя.
В силу такого различия между двумя этими видами желатинового рельефа способы их получения должны несколько отличаться друг от друга.
Как и всякое фотографическое изображение, желатиновое рельефное изображение должно удовлетворять требованиям пропорциональности передачи; степень задубливания желатины при рельефе набухания или толщина задубленного слоя для вымывного рельефа должна быть пропорциональна яркости оригинала.
При соответствующем проведении процесса все методы, использующие задубливание, удовлетворяют этому условию в весьма высокой степени.
Рис. 80. Два вида дубления
Характеристические кривые для этих способов имеют вид прямой линии почти на всем протяжении доступных плотностей. Это свойство изображений на хромированной желатине является особенно ценным именно для цветной фотографии, в которой пропорциональность передачи имеет особенно большое значение. Этим в значительной степени и объясняется широкое распространение таких процессов. Практическое осуществление способа вымывного рельефа наталкивается на одно существенное затруднение. Так как дубящее действие даже в самых плотных местах изображения не достигает той подложки (бумага, пленка), на которую полит желатиновый слой, то при последующей обработке изображения в горячей воде („проявление") незадубленная желатина, прилегающая к подложке, расплавится, и изображение будет смыто с подложки. Для избежания этого процесс ведут так, чтобы дубление начиналось с подложки, а не с поверхности слоя, или же прибегают к так называемому процессу переноса. Последний заключается в том, что желатиновый слой после дубления перед проявлением в горячей воде переносится на новую подложку таким образом, чтобы поверхность слоя, несущая на себе задубленное изображение, прилегала к подложке, а внутренние, незадубленные части были обращены наружу.
Этим приемом предотвращается упомянутое сползание изображения, которое удерживается теперь на новой подложке, на которой и ведется проявление.
Рельеф набухания, в котором незадубленная желатина не удаляется из слоя, очевидно, не нуждается в такого рода переносе.
Этим приемом предотвращается упомянутое сползание изображения, которое удерживается теперь на новой подложке, на которой и ведется проявление.
Рельеф набухания, в котором незадубленная желатина не удаляется из слоя, очевидно, не нуждается в такого рода переносе.