Множество разнообразных способов этой группы объ­единяется тем общим признаком, что все они используют свойство смеси желатины с солями хромовой кислоты (хро­мированная желатина) дубиться, т. е. терять способность растворяться или набухать в воде. Это дубление желатины может происходить под действием света или в результате химических реакций с участием металлического серебра позитивного изображения.
Обзор способов, служащих в настоящее время для по­лучения цветных изображений на непрозрачных подложках, показывает, что большинство практически применяемых методов основано именно на этом принципе.
Обычно дубление желатины происходит под влиянием солей окиси хрома, образующихся в результате восстанов­ления хромовокислых солей, введенных в желатину. Такое восстановление хромовокислых солей может быть осуще­ствлено различными агентами, которые таким образом могут вызывать дубление хромированной желатины. За-дубленная желатина, теряя при этом свою способность набухать или растворяться в горячей воде, дает возмож­ность получить рельефное желатиновое изображение. Такой желатиновый рельеф может быть осуществлен двумя путями.
Во-первых, можно воспользоваться тем, что задубленная желатина теряет в той или иной степени способность набухать в воде в зависимости от степени задубливания.
При смачивании водой задубленные места желатино­вого слоя набухают в меньшей степени, чем незадубленные, и мы получаем рельефное изображение. Такой „рельеф набухания" хорошо заметен при рассматривании влажного изображения под малым углом и исчезает при высыхании.
Во-вторых, можно использовать и другое свойство за-дубленной желатины — более высокую точку плавления по сравнению с незадубленн'ой. Обрабатывая желатиновое изображение на хромированной желатине горячей водой такой температуры, чтобы незадубленная желатина рас­плавилась, а задубленная осталась нетронутой, можно уда­лить всю незадубленную желатину и получить рельефное изображение, состоящее только из задубленной жела­тины — так называемый „рельеф вымывания".
Передача светов и теней изображения в этих методах осуществляется путем различий в высоте желатинового рельефа в соответствующих местах. Однако высота этого рельефа в обоих способах обусловливается разными при­чинами. При рельефе набухания степень набухания, а, следо­вательно, и высота набухшего рельефа определяются сте­пенью задубленности желатины. При вымывном способе незадубленная желатина целиком удаляется и остается лишь полностью задубленная желатина. Поэтому в дан­ном способе высота рельефа определяется толщиной слоя задубленной желатины, т. е. той глубиной, на которую дубящее действие (свет, химические реактивы и т.п.) про­никло внутрь желатинового слоя (рис. 80).
При рельефе набухания мы должны получить желати­новое изображение, в котором различные места задуб-лены в неодинаковой степени, причем это дубящее воздей­ствие проникает приблизительно одинаково глубоко в слой. Напротив, в способе вымывного рельефа мы должны по­лучить одинаковое и по возможности максимальное задубливание, но на разную глубину слоя.
В силу такого различия между двумя этими видами желатинового рельефа способы их получения должны не­сколько отличаться друг от друга.
Как и всякое фотографическое изображение, желатино­вое рельефное изображение должно удовлетворять требо­ваниям пропорциональности передачи; степень задубливания желатины при рельефе набухания или толщина задубленного слоя для вымывного рельефа должна быть про­порциональна яркости оригинала.
При соответствующем проведении процесса все методы, использующие задубливание, удовлетворяют этому усло­вию в весьма высокой степени.
Два вида дубления

Рис. 80. Два вида дубления
 
Характеристические кривые для этих способов имеют вид прямой линии почти на всем протяжении доступных плотностей. Это свойство изображений на хромированной желатине является особенно ценным именно для цветной фотографии, в которой пропорциональность передачи имеет особенно большое значение. Этим в значительной степени и объясняется широкое распространение таких процессов. Практическое осуществление способа вымывного ре­льефа наталкивается на одно существенное затруднение. Так как дубящее действие даже в самых плотных местах изображения не достигает той подложки (бумага, пленка), на которую полит желатиновый слой, то при последу­ющей обработке изображения в горячей воде („проявле­ние") незадубленная желатина, прилегающая к подложке, расплавится, и изображение будет смыто с подложки. Для избежания этого процесс ведут так, чтобы дубление начи­налось с подложки, а не с поверхности слоя, или же при­бегают к так называемому процессу переноса. Последний заключается в том, что желатиновый слой после дубления перед проявлением в горячей воде переносится на новую подложку таким образом, чтобы поверхность слоя, несущая на себе задубленное изображение, прилегала к подложке, а внутренние, незадубленные части были обращены наружу.
Этим приемом предотвращается упомянутое сползание изображения, которое удерживается теперь на новой под­ложке, на которой и ведется проявление.
Рельеф набухания, в котором незадубленная желатина не удаляется из слоя, очевидно, не нуждается в такого рода переносе.