ПРИНЦИП ГИДРОТИПНОЙ ПЕЧАТИ
Хотя при рассмотрении различных методов субтрактивной позитивной печати, основанных на дублении желатины, мы классифицировали их в зависимости от способа получения желатинового рельефа, однако при описании техники работы с ними удобнее выделить в одну группу все те способы, в которых изображение переводится на бумагу или другую подложку с помощью гидротипной печати.
В этом случае полученный тем или иным путем желатиновый рельеф окрашивается в водном растворе соответствующей краски, которая адсорбируется в количестве, зависящем от толщины рельефного изображения в данном листе (для способов вымывного рельефа) или от степени задубленности желатины (для рельефа набухания).
Когда такой окрашенный рельеф приводится в тесный контакт с бумагой, покрытой слоем набухшей желатины, то краска диффундирует из рельефа в желатиновый слой, давая на бумаге цветное изображение.
Для получения окрашенного таким путем желатинового изображения можно использовать три пути:
Прокрашивание рельефного изображения, получившегося в результате проявления в горячей воде(Якобсен, 1873 г.).
Использование красителей, которые лучше окрашивают незадубленную желатину (Эдварде, 1875; Кро (Cros), 1880 г.). В этом случае для получения позитивного изображения печать нужно вести с позитива же.
Применения красителей, которые окрашивают по преимуществу задубленные места (Шардон, 1875 г.; бр. Люмьер, 1900 г.).
Самый принцип гидротипной печати, т. е. перенос краски с окрашенного желатинового изображения на влажную бумагу, был открыт Кро, давшим ему имя гидротипии. Зангер-Шеперд (Sanger- Shepherd) в 1902 г. улучшил этот процесс, перенося краску на бумагу, покрытую тонким слоем мягкой желатины. Первым практически применимым способом цветной фотографии, основанным на гидротипном принципе, была пинатипия, разработанная Дидье (Didier, 1903 г.) и Кенигом (Kоnig, 1905 г.).
При осуществлении любого гидротипного метода возникают следующие технические проблемы.
Необходимо обеспечить получение такого желатинового рельефа (матрицы), в котором соблюдалась бы строгая пропорциональность между количеством металлического серебра, находившегося в данном месте серебряного позитивного изображения, и толщиной рельефа или степенью набухания желатины в том же месте.
Необходимо, чтобы количество краски, впитанной матрицей, было пропорционально толщине или набуханию рельефа.
Необходимо, чтобы количество перенесенной на подложку краски было пропорционально ее количеству, находившемуся в данном месте матрицы.
Необходимо по возможности предотвратить диффузию красителя в стороны (расплывавие), так как это вредит резкости изображения.
Хотя характеристическая кривая для процессов дубления обладает очень большим прямолинейным участком, обеспечивая таким образом в широких пределах пропорциональную передачу, однако при получении рельефа на слоях, содержащих бромистое серебро, в области больших плотностей наблюдаются заметные отклонения от прямолинейности.
Для устранения этого недостатка в ряде способов (способы Кодака, Техниколор и др.) для улучшения градации используется ее зависимость от окраски слоя так, как это делается при получении контратипов. Это будет изложено далее при описании соответствующих способов.
Однако прямолинейная характеристика рельефного изображения еще отнюдь не обеспечивает пропорциональность переноса краски из матрицы на бумагу. Этот процесс зависит от всех трех элементов: матрицы, красителя и бумаги. Едва ли не самую важную роль здесь играет природа красителя и его физико-химическое состояние.
Применяемые для этой цели краски должны адсорбироваться хромированной задубленной желатиной, но удерживаться ею достаточно слабо, чтобы легко и полностью перейти потом в слой бумаги. Повидимому, лучше всего для этой цели подходят высокомолекулярные красители с малой скоростью диффузии.
\ Вопрос о поглощении красителей печатной матрицей и переносе их на бумагу является самым важным для всех гидротипных способов. К сожалению, научная разработка этой проблемы в доступной нам литературе почти полностью отсутствует.
Ценные результаты, полученные проф. А. И. Рабиновичем изучающим в настоящее время эти вопросы в НИКФИ, позволяют пролить некоторый свет на эти весьма запутанные явления.
В зависимости от химической природы применяемых красителей процесс перехода краски с матрицы и окраски ею бумаги для переноса может весьма сильно различаться.
Кислые красители, переходя с матрицы, закрашивают слой равномерно по глубине, но с разной интенсивностью в зависимости от толщины рельефа матрицы. Субстантивные красители, напротив, диффундируют на различную глубину (по опытам Рабиновича от 4,5 до 18 м), смотря по толщине матрицы.
Глубина проникновения красителя в слой бумаги для переноса не зависит ни от продолжительности окрашивания, ни от концентрации окрашивающей ванны, но возрастает с увеличением температуры переноса.
Наиболее важным результатом работы Рабиновича следует считать найденный им факт, что диффузия красителя из матрицы в большей степени протекает параллельно слою, т. е. в стороны (так называемая боковая диффузия), чем перпендикулярно поверхности слоя. По данным Рабиновича протяжение боковой диффузии в 4—5 раз превышает глубину проникновения красителя в слой. Такой своеобразный ход диффузионного процесса объясняется, вероятно, структурой высохшего желатинового слоя.
Явления боковой диффузии (расплывания) представляют собой самый большой недостаток гидротипных способов, часто препятствующий получению резких контуров и снижающий разрешающую способность.
С этим недостатком борются соответствующей обработкой желатинового слоя для переноса, задубливая его до некоторой степени или вводя в него вещества, действующие подобно протраве и связывающие краску. Уменьшает расплывание также применение высокомолекулярных, тщательно очищенных красителей и повышение вязкости красящих растворов путем введения сахара, глицерина и т. п. веществ.
Все гидротипные способы, какой бы степенью совершенства они ни обладали, имеют одно важное преимущество— легкость получения копий. Приготовленная один раз матрица может затем долгое время служить для получения новых копий, подвергаясь каждый раз новой окраске.
Сравнительно просто достигается также в этих способах усиление или ослабление отдельных цветных изображений, дающее широкую возможность исправлений цветного баланса.
Теперь мы перейдем к описанию отдельных способов, имеющих в настоящее время наибольшее практическое значение.
В этом случае полученный тем или иным путем желатиновый рельеф окрашивается в водном растворе соответствующей краски, которая адсорбируется в количестве, зависящем от толщины рельефного изображения в данном листе (для способов вымывного рельефа) или от степени задубленности желатины (для рельефа набухания).
Когда такой окрашенный рельеф приводится в тесный контакт с бумагой, покрытой слоем набухшей желатины, то краска диффундирует из рельефа в желатиновый слой, давая на бумаге цветное изображение.
Для получения окрашенного таким путем желатинового изображения можно использовать три пути:
Прокрашивание рельефного изображения, получившегося в результате проявления в горячей воде(Якобсен, 1873 г.).
Использование красителей, которые лучше окрашивают незадубленную желатину (Эдварде, 1875; Кро (Cros), 1880 г.). В этом случае для получения позитивного изображения печать нужно вести с позитива же.
Применения красителей, которые окрашивают по преимуществу задубленные места (Шардон, 1875 г.; бр. Люмьер, 1900 г.).
Самый принцип гидротипной печати, т. е. перенос краски с окрашенного желатинового изображения на влажную бумагу, был открыт Кро, давшим ему имя гидротипии. Зангер-Шеперд (Sanger- Shepherd) в 1902 г. улучшил этот процесс, перенося краску на бумагу, покрытую тонким слоем мягкой желатины. Первым практически применимым способом цветной фотографии, основанным на гидротипном принципе, была пинатипия, разработанная Дидье (Didier, 1903 г.) и Кенигом (Kоnig, 1905 г.).
При осуществлении любого гидротипного метода возникают следующие технические проблемы.
Необходимо обеспечить получение такого желатинового рельефа (матрицы), в котором соблюдалась бы строгая пропорциональность между количеством металлического серебра, находившегося в данном месте серебряного позитивного изображения, и толщиной рельефа или степенью набухания желатины в том же месте.
Необходимо, чтобы количество краски, впитанной матрицей, было пропорционально толщине или набуханию рельефа.
Необходимо, чтобы количество перенесенной на подложку краски было пропорционально ее количеству, находившемуся в данном месте матрицы.
Необходимо по возможности предотвратить диффузию красителя в стороны (расплывавие), так как это вредит резкости изображения.
Хотя характеристическая кривая для процессов дубления обладает очень большим прямолинейным участком, обеспечивая таким образом в широких пределах пропорциональную передачу, однако при получении рельефа на слоях, содержащих бромистое серебро, в области больших плотностей наблюдаются заметные отклонения от прямолинейности.
Для устранения этого недостатка в ряде способов (способы Кодака, Техниколор и др.) для улучшения градации используется ее зависимость от окраски слоя так, как это делается при получении контратипов. Это будет изложено далее при описании соответствующих способов.
Однако прямолинейная характеристика рельефного изображения еще отнюдь не обеспечивает пропорциональность переноса краски из матрицы на бумагу. Этот процесс зависит от всех трех элементов: матрицы, красителя и бумаги. Едва ли не самую важную роль здесь играет природа красителя и его физико-химическое состояние.
Применяемые для этой цели краски должны адсорбироваться хромированной задубленной желатиной, но удерживаться ею достаточно слабо, чтобы легко и полностью перейти потом в слой бумаги. Повидимому, лучше всего для этой цели подходят высокомолекулярные красители с малой скоростью диффузии.
\ Вопрос о поглощении красителей печатной матрицей и переносе их на бумагу является самым важным для всех гидротипных способов. К сожалению, научная разработка этой проблемы в доступной нам литературе почти полностью отсутствует.
Ценные результаты, полученные проф. А. И. Рабиновичем изучающим в настоящее время эти вопросы в НИКФИ, позволяют пролить некоторый свет на эти весьма запутанные явления.
В зависимости от химической природы применяемых красителей процесс перехода краски с матрицы и окраски ею бумаги для переноса может весьма сильно различаться.
Кислые красители, переходя с матрицы, закрашивают слой равномерно по глубине, но с разной интенсивностью в зависимости от толщины рельефа матрицы. Субстантивные красители, напротив, диффундируют на различную глубину (по опытам Рабиновича от 4,5 до 18 м), смотря по толщине матрицы.
Глубина проникновения красителя в слой бумаги для переноса не зависит ни от продолжительности окрашивания, ни от концентрации окрашивающей ванны, но возрастает с увеличением температуры переноса.
Наиболее важным результатом работы Рабиновича следует считать найденный им факт, что диффузия красителя из матрицы в большей степени протекает параллельно слою, т. е. в стороны (так называемая боковая диффузия), чем перпендикулярно поверхности слоя. По данным Рабиновича протяжение боковой диффузии в 4—5 раз превышает глубину проникновения красителя в слой. Такой своеобразный ход диффузионного процесса объясняется, вероятно, структурой высохшего желатинового слоя.
Явления боковой диффузии (расплывания) представляют собой самый большой недостаток гидротипных способов, часто препятствующий получению резких контуров и снижающий разрешающую способность.
С этим недостатком борются соответствующей обработкой желатинового слоя для переноса, задубливая его до некоторой степени или вводя в него вещества, действующие подобно протраве и связывающие краску. Уменьшает расплывание также применение высокомолекулярных, тщательно очищенных красителей и повышение вязкости красящих растворов путем введения сахара, глицерина и т. п. веществ.
Все гидротипные способы, какой бы степенью совершенства они ни обладали, имеют одно важное преимущество— легкость получения копий. Приготовленная один раз матрица может затем долгое время служить для получения новых копий, подвергаясь каждый раз новой окраске.
Сравнительно просто достигается также в этих способах усиление или ослабление отдельных цветных изображений, дающее широкую возможность исправлений цветного баланса.
Теперь мы перейдем к описанию отдельных способов, имеющих в настоящее время наибольшее практическое значение.