Хотя при рассмотрении различных методов субтрактивной позитивной печати, основанных на дублении жела­тины, мы классифицировали их в зависимости от способа получения желатинового рельефа, однако при описании техники работы с ними удобнее выделить в одну группу все те способы, в которых изображение переводится на бу­магу или другую подложку с помощью гидротипной печати.
В этом случае полученный тем или иным путем жела­тиновый рельеф окрашивается в водном растворе соответ­ствующей краски, которая адсорбируется в количестве, зависящем от толщины рельефного изображения в данном листе (для способов вымывного рельефа) или от степени задубленности желатины (для рельефа набухания).
Когда такой окрашенный рельеф приводится в тесный контакт с бумагой, покрытой слоем набухшей желатины, то краска диффундирует из рельефа в желатиновый слой, давая на бумаге цветное изображение.
Для получения окрашенного таким путем желатинового изображения можно использовать три пути:
Прокрашивание рельефного изображения, получившего­ся в результате проявления в горячей воде(Якобсен, 1873 г.).
Использование красителей, которые лучше окрашивают незадубленную желатину (Эдварде, 1875; Кро (Cros), 1880 г.). В этом случае для получения позитивного изображения печать нужно вести с позитива же.
Применения красителей, которые окрашивают по преиму­ществу задубленные места (Шардон, 1875 г.; бр. Люмьер, 1900 г.).
Самый принцип гидротипной печати, т. е. перенос краски с окрашенного желатинового изображения на влажную бумагу, был открыт Кро, давшим ему имя гидротипии. Зангер-Шеперд (Sanger- Shepherd) в 1902 г. улучшил этот процесс, перенося краску на бумагу, покрытую тонким слоем мягкой желатины. Первым практически применимым способом цветной фотографии, основанным на гидротип­ном принципе, была пинатипия, разработанная Дидье (Didier, 1903 г.) и Кенигом (Kоnig, 1905 г.).
При осуществлении любого гидротипного метода воз­никают следующие технические проблемы.
Необходимо обеспечить получение такого желати­нового  рельефа (матрицы),  в  котором соблюдалась  бы строгая пропорциональность между количеством металли­ческого серебра, находившегося в данном месте серебря­ного позитивного  изображения, и толщиной рельефа или степенью набухания желатины в том же месте.
Необходимо,  чтобы количество  краски, впитанной матрицей, было пропорционально толщине или набуханию рельефа.
Необходимо, чтобы количество перенесенной на под­ложку краски было пропорционально ее количеству, на­ходившемуся в данном месте матрицы.
Необходимо по возможности предотвратить диффу­зию красителя в стороны (расплывавие), так как это вредит резкости изображения.
Хотя характеристическая кривая для процессов дубления обладает очень большим прямолинейным участком, обес­печивая таким образом в широких пределах пропорциональ­ную передачу, однако при получении рельефа на слоях, содержащих бромистое серебро, в области больших плот­ностей наблюдаются заметные отклонения от прямолиней­ности.
Для устранения этого недостатка в ряде способов (способы Кодака, Техниколор и др.) для улучшения града­ции используется ее зависимость от окраски слоя так, как это делается при получении контратипов. Это будет изложено далее при описании соответствующих способов.
Однако прямолинейная характеристика рельефного изоб­ражения еще отнюдь не обеспечивает пропорциональность переноса краски из матрицы на бумагу. Этот процесс зависит от всех трех элементов: матрицы, красителя и бумаги. Едва ли не самую важную роль здесь играет при­рода красителя и его физико-химическое состояние.
Применяемые для этой цели краски должны адсорбиро­ваться хромированной задубленной желатиной, но удержи­ваться ею достаточно слабо, чтобы легко и полностью перейти потом в слой бумаги. Повидимому, лучше всего для этой цели подходят высокомолекулярные красители с малой скоростью диффузии.
\ Вопрос о поглощении красителей печатной матрицей и переносе их на бумагу является самым важным для всех гидротипных способов. К сожалению, научная разработка этой проблемы в доступной нам литературе почти пол­ностью отсутствует.
Ценные результаты, полученные проф. А. И. Рабиновичем изучающим в настоящее время эти вопросы в НИКФИ, позволяют пролить некоторый свет на эти весьма запутан­ные явления.
В зависимости от химической природы применяемых красителей процесс перехода краски с матрицы и окраски ею бумаги для переноса может весьма сильно различаться.
Кислые красители, переходя с матрицы, закрашивают слой равномерно по глубине, но с разной интенсивностью в зависимости от толщины рельефа матрицы. Субстантив­ные красители, напротив, диффундируют на различную глубину (по опытам Рабиновича от 4,5 до 18 м), смотря по толщине матрицы.
Глубина проникновения красителя в слой бумаги для переноса не зависит ни от продолжительности окрашивания, ни от концентрации окрашивающей ванны, но возрастает с увеличением температуры переноса.
Наиболее важным результатом работы Рабиновича сле­дует считать найденный им факт, что диффузия красителя из матрицы в большей степени протекает параллельно слою, т. е. в стороны (так называемая боковая диффу­зия), чем перпендикулярно поверхности слоя. По данным Рабиновича протяжение боковой диффузии в 4—5 раз превышает глубину проникновения красителя в слой. Такой своеобразный ход диффузионного процесса объясняется, вероятно, структурой высохшего желатинового слоя.
Явления боковой диффузии (расплывания) представляют собой самый большой недостаток гидротипных способов, часто препятствующий получению резких контуров и сни­жающий разрешающую способность.
С этим недостатком борются соответствующей обработ­кой желатинового слоя для переноса, задубливая его до некоторой степени или вводя в него вещества, действую­щие подобно протраве и связывающие краску. Уменьшает расплывание также применение высокомолекулярных, тща­тельно очищенных красителей и повышение вязкости красящих растворов путем введения сахара, глицерина и т. п. веществ.
Все гидротипные способы, какой бы степенью совер­шенства они ни обладали, имеют одно важное преимущество— легкость получения копий. Приготовленная один раз мат­рица может затем долгое время служить для получения новых копий, подвергаясь каждый раз новой окраске.
Сравнительно просто достигается также в этих способах усиление или ослабление отдельных цветных изображений, дающее широкую возможность исправлений цветного ба­ланса.
Теперь мы перейдем к описанию отдельных способов, имеющих в настоящее время наибольшее практическое значение.