Фотоуслуги в Белгороде > Общий обзор субтрактивных методов цветной печати > СПОСОБЫ, ОСНОВАННЫЕ НА СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ХРОМИРОВАННОЙ ЖЕЛАТИНЫ

СПОСОБЫ, ОСНОВАННЫЕ НА СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ХРОМИРОВАННОЙ ЖЕЛАТИНЫ


Дубление смеси желатины с бихроматом под действием света было открыто Фоксом Тальботом в 1852 г. и при­менено им для травления по стали. Однако передача полу­тонов с помощью этого способа могла быть осуществлена только после того, как Лабордр (Labordre) и Бернетт (Burnett) в 1860 г. предложили вести освещение со сто­роны подложки. Сван (Swan) в 1864 г. изобрел процесс переноса, который и применяется теперь для всех подоб­ных процессов.
Рассматриваемый процесс применяется для цветной фото­графии в так называемом пигментном процессе. Слой желатины, содержащей тонко растертую нераство­римую в воде краску (пигмент) соответствующего цвета, очувствляется к свету с помощью двухромовокислых со­лей и экспонируется под цветоделенным негативом. После переноса и обработки в горячей воде получается рельеф­ное цветное изображение.
В пигментном процессе используется образование вы­мывного рельефа на окрашенной (пигментированной) жела­тине. В подобного рода способах толщина полученного рельефа в известной степени зависит от температуры про­являющей воды и от времени проявления. Этим можно воспользоваться для исправления цветового баланса.
Принцип пигментного процесса применяется в способе Бельколор (Belcolor), которым часто пользуются при типо­графском воспроизведении для получения подобных от­тисков.
Гидротипные пигментные процессы. В этих способах вымывной рельеф образуется на бесцветной же­латине и окрашивается затем водно-растворимыми крас­ками. Перенос краски с матрицы на подложку совершается путем гидротипной печати.
Такой метод был впервые предложен Меркенсом (Мег-ckens) и Смитом (Smith) в 1906 г. Они применяли для окра­шивания рельефа основные краски, которые переносились затем на нитроцеллюлозу.
Образование рельефа набухания после печати на хроми­рованной желатине составляет основу способа пина-типии. В этом способе рельеф набухания, полученный при действии света на хромированную желатину, окраши­вается в соответствующий цвет в водном растворе специ­альных (пинатипных) красок. Красители впитываются незадубленными местами желатинового изображения, а в задуб-ленные почти не впитываются. Печать на хромированную желатину ведется поэтому в данном случае не с негатива, а с диапозитива с тем, чтобы получить негативное рельеф­ное изображение. Окрашенное таким способом желатиновое изображение служит матрицей, переносящей краскуна бумагу.
Аналогичный принцип окрашивания рельефа набухания используется, в масляном процессе.
Однако в этом способе для окрашивания применяют жирную краску типа литографской, которая не пристает к набухшим, незадубленным местам изображения и, на­против, удерживается задубленными. В силу этого печать ведется нормально с негатива.
Основным недостатком всей этой группы методов являет­ся малая светочувствительность хромированной жела­тины, требующая применения интенсивного света (обычно ртутные или дуговые лампы) даже при контактной печати. Для увеличения приходится изготовлять сначала увеличен­ные негативы или диапозитивы (для пинатипии), что, ко­нечно, представляет собой весьма существенное неудобство.