СРАВНЕНИЕ АДДИТИВНОГО И СУБТРАКТИВНОГО СПОСОБОВ СИНТЕЗА
Резюмируя, мы можем сказать, что синтез цвета из трех первичных можно выполнить двумя путями:
Исходя из отсутствия света, можно смешать три пер вичных стимула в требуемых количествах (аддитивный способ).
Исходя из белого света как смеси всех первичных в равных количествах, можно вычесть из него требуемые количества первичных с помощью прозрачных окрашенных сред (светофильтров или слоев красок), наложенных один на другой (субтрактивный способ).
Как легко видеть, никакой принципиальной разницы между субтрактивными и аддитивными видами смешения нет. И в том и в другом случае цветовое ощущение получается в нашем глазу в результате суммирования раздражений, вызванных одними и теми же первичными. Различие состоит только в способе выделения и дозировки этих первичных.
В аддитивном способе мы составляем требующуюся нам смесь первичных путем сложения трех независимых друг от друга потоков окрашенного света. Интенсивность каждого из этих потоков регулируется с помощью соответствующих цветоделенных черно-белых позитивов.
При субтрактивном способе синтеза мы исходим из смеси равных количеств всех трех первичных, которую мы имеем в виде белого цвета. Изменение состава этой смеси, т. е. изменение интенсивностей входящих в ее состав компонентов достигается в этом способе путем вычитания требуемых количеств первичных. Это вычитание осуществляется при прохождении белого света через позитивные изображения, окрашенные в цвета, дополнительные к первичным.
Так как в субтрактивном синтезе мы исходим из уже готовой смеси первичных (белый свет), то нам приходится ввести вычитание с помощью наложенных друг на друга окрашенных слоев, каждый из которых поглощает только один из первичных. Краски, которыми мы пользуемся для такого вычитания первичных, отнюдь не следует рассматривать как компоненты цветного изображения, которыми являются только три первичных: синий, зеленый и красный. Для них лучше применять выражение субтрактор (вычитаемое).
В качестве таких субтракторов мы применяем обычно краски соответствующих цветов: желтую (синий субтрактор), пурпуровую (зеленый субтрактор) и сине-зеленую (красный субтрактор).
Хотя субтрактивное смешение является лишь частным случаем аддитивного, тем не менее оно имеет свои особенности.
Мы уже говорили о том, что, поскольку аддитивное смешение цветов происходит в нашем глазу, его законы всецело определяются цветоощущающим аппаратом глаза. С этой точки зрения аддитивное смешение является чисто зрительным, оптическим явлением.
Процесс вычитания цвета, являющийся сущностью суб-трактивного процесса, основан на чисто физическом явлении избирательного поглощения лучей света частицами краски и никакой связи с аппаратом нашего глаза не имеет. Таким образом эта существенная часть субтрактивного процесса, являясь чисто физической, не зависит от свойств нашего глаза и подобно другим процессам поглощения полностью определяется спектральными характеристиками красок — субтракторов.
Восприятие нами цвета, получившегося в результате субтракции, подчиняется тем же законам, что и любого другого, т. е. определяется спектральным составом света, кривыми основных ощущений и законом суммирования зрительных раздражений. Однако спектральный состав воспринимающего света определяется как результат поглощения в слоях красок-субтракторов.
В силу этого субтрактивное смешение является в отличие от аддитивного не только оптическим, но и физическим явлением.
Исходя из отсутствия света, можно смешать три пер вичных стимула в требуемых количествах (аддитивный способ).
Исходя из белого света как смеси всех первичных в равных количествах, можно вычесть из него требуемые количества первичных с помощью прозрачных окрашенных сред (светофильтров или слоев красок), наложенных один на другой (субтрактивный способ).
Как легко видеть, никакой принципиальной разницы между субтрактивными и аддитивными видами смешения нет. И в том и в другом случае цветовое ощущение получается в нашем глазу в результате суммирования раздражений, вызванных одними и теми же первичными. Различие состоит только в способе выделения и дозировки этих первичных.
В аддитивном способе мы составляем требующуюся нам смесь первичных путем сложения трех независимых друг от друга потоков окрашенного света. Интенсивность каждого из этих потоков регулируется с помощью соответствующих цветоделенных черно-белых позитивов.
При субтрактивном способе синтеза мы исходим из смеси равных количеств всех трех первичных, которую мы имеем в виде белого цвета. Изменение состава этой смеси, т. е. изменение интенсивностей входящих в ее состав компонентов достигается в этом способе путем вычитания требуемых количеств первичных. Это вычитание осуществляется при прохождении белого света через позитивные изображения, окрашенные в цвета, дополнительные к первичным.
Так как в субтрактивном синтезе мы исходим из уже готовой смеси первичных (белый свет), то нам приходится ввести вычитание с помощью наложенных друг на друга окрашенных слоев, каждый из которых поглощает только один из первичных. Краски, которыми мы пользуемся для такого вычитания первичных, отнюдь не следует рассматривать как компоненты цветного изображения, которыми являются только три первичных: синий, зеленый и красный. Для них лучше применять выражение субтрактор (вычитаемое).
В качестве таких субтракторов мы применяем обычно краски соответствующих цветов: желтую (синий субтрактор), пурпуровую (зеленый субтрактор) и сине-зеленую (красный субтрактор).
Хотя субтрактивное смешение является лишь частным случаем аддитивного, тем не менее оно имеет свои особенности.
Мы уже говорили о том, что, поскольку аддитивное смешение цветов происходит в нашем глазу, его законы всецело определяются цветоощущающим аппаратом глаза. С этой точки зрения аддитивное смешение является чисто зрительным, оптическим явлением.
Процесс вычитания цвета, являющийся сущностью суб-трактивного процесса, основан на чисто физическом явлении избирательного поглощения лучей света частицами краски и никакой связи с аппаратом нашего глаза не имеет. Таким образом эта существенная часть субтрактивного процесса, являясь чисто физической, не зависит от свойств нашего глаза и подобно другим процессам поглощения полностью определяется спектральными характеристиками красок — субтракторов.
Восприятие нами цвета, получившегося в результате субтракции, подчиняется тем же законам, что и любого другого, т. е. определяется спектральным составом света, кривыми основных ощущений и законом суммирования зрительных раздражений. Однако спектральный состав воспринимающего света определяется как результат поглощения в слоях красок-субтракторов.
В силу этого субтрактивное смешение является в отличие от аддитивного не только оптическим, но и физическим явлением.