АДДИТИВНОЕ СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ
Для синтеза цвета мы, следовательно, должны прибегнуть к смешению трех основных цветов. Поэтому ознакомление с закономерностями смешения цветов необходимо для понимания процессов синтеза, а следовательно, и репродукции цвета в целом.
В этой области долгое время господствовала путаница понятий — оптическое смешение цветов не различалось от смешения окрашенных веществ. Гельмгольц впервые ввел ясность в эту область науки о цвете.
Мы уже ознакомились ранее (глава I) с оптическим смешением, при котором излучения смешиваемых цветов попадают в наш глаз независимо друг от друга. В результате раздражений наших нервных центров, вызванных этими излучениями, мы получаем цветовое ощущение, причем для каждого рода чувствительных центров суммарное раздражение равно сумме раздражений, вызванных каждым излучением в отдельности, т. е.
В этой области долгое время господствовала путаница понятий — оптическое смешение цветов не различалось от смешения окрашенных веществ. Гельмгольц впервые ввел ясность в эту область науки о цвете.
Мы уже ознакомились ранее (глава I) с оптическим смешением, при котором излучения смешиваемых цветов попадают в наш глаз независимо друг от друга. В результате раздражений наших нервных центров, вызванных этими излучениями, мы получаем цветовое ощущение, причем для каждого рода чувствительных центров суммарное раздражение равно сумме раздражений, вызванных каждым излучением в отдельности, т. е.
где Еr, Eg и Еb означают суммарные раздражения красного, зеленого и синего центров соответственно, а Е'r Е'g, Е'в', Е"r, Е"g, Е"в . . .— раздражения этих центров, вызванные каждым из складываемых излучений в отдельности. Поэтому оптическое смешение обычно называют аддитивным или слагательным.
Осуществить такого рода смешение цветов можно различными путями. Наиболее просто достичь этого, направляя в глаз пучки окрашенного света, так чтобы они попадали на одно и то же место сетчатки. Это легче всего выполнить, проецируя на одно и то же место белого экрана окрашенные световые пятна, бросаемые проекционными фонарями. Окрашенные световые потоки, посылаемые фонарями, отражаются от экрана независимо друг от друга и оптически смешиваются лишь в нашем глазу с помощью вышеописанного сложения раздражений.
Если смешиваемые световые пучки попадают не на одно и то же место сетчатки, то мы, вообще говоря, видим их пространственно разделенными и никакого смешения цветов, конечно, произойти не может. Однако, если размеры этих пучков меньше разрешающей способности глаза, то наш глаз не способен разделить их пространственно, и мы воспринимаем их так, как если бы они падали на одно и то же место сетчатки. В таком случае получается эффект, равносильный оптическому смешению.
Практически такой способ смешения можно реализовать, покрыв белую поверхность системой мелких цветных пятнышек, расположенных так близко друг к другу, что они не разделяются глазом. В таком случае цвет поверхности и будет цветом аддитивной смеси цветов упомянутых пятен.
Такой способ пространственного смешения цветов применяется в текстильной промышленности при сплетении вместе тонких разноцветных нитей, в полиграфии—при так называемом автотипном способе печати. Некоторые художники (Синьяк и др.) применяли такой прием — нанесение близко расположенных друг к другу цветных пятнышек, штрихов и т. п.— для получения смешанных цветов.
Этот способ живописи называется „пуантель" и по его имени такое пространственное смешение называется иногда смешением пуантелью. Он находит также себе применение в некоторых способах цветной фотографии (растровые способы), которые будут описаны далее.
Аддитивное смешение цветов можно осуществить, используя инертность нашего глаза, который не в состоянии воспринимать раздельно следующие быстро друг за другом световые раздражения. Если на ось быстро вращающегося мотора (1800 — 2000 об/мин.) насадить кружок с цветными секторами, то при вращении кружка мы увидим цвет, представляющий собой аддитивную смесь цветов наших секторов (вертушка Максвелла). Количество различных цветов в такой смеси прямо пропорционально площадям соответствующих секторов на диске вертушки. Этот способ является наиболее удобным для демонстрации законов аддитивного смешения.
С точки зрения трехцветной теории цветового ощущения аддитивное смешение представляет собой результат суммирования раздражений цветоощущающих нервов, вызванных лучистыми потоками. Зрительный аппарат нашего глаза способен только к суммированию получаемых впечатлений и поэтому аддитивное смешение является единственно возможным результатом.
Так как аддитивное смешение связано со свойствами глаза, то и его законы всецело обусловлены законами цветного зрения. Поэтому результаты аддитивного смешения, т. е. состав аддитивной смеси, могут быть очень легко определены из хроматических характеристик складываемых цветов, т. е. из их цветовых координат.
Вообще говоря, для аддитивной смеси двух цветов:
Осуществить такого рода смешение цветов можно различными путями. Наиболее просто достичь этого, направляя в глаз пучки окрашенного света, так чтобы они попадали на одно и то же место сетчатки. Это легче всего выполнить, проецируя на одно и то же место белого экрана окрашенные световые пятна, бросаемые проекционными фонарями. Окрашенные световые потоки, посылаемые фонарями, отражаются от экрана независимо друг от друга и оптически смешиваются лишь в нашем глазу с помощью вышеописанного сложения раздражений.
Если смешиваемые световые пучки попадают не на одно и то же место сетчатки, то мы, вообще говоря, видим их пространственно разделенными и никакого смешения цветов, конечно, произойти не может. Однако, если размеры этих пучков меньше разрешающей способности глаза, то наш глаз не способен разделить их пространственно, и мы воспринимаем их так, как если бы они падали на одно и то же место сетчатки. В таком случае получается эффект, равносильный оптическому смешению.
Практически такой способ смешения можно реализовать, покрыв белую поверхность системой мелких цветных пятнышек, расположенных так близко друг к другу, что они не разделяются глазом. В таком случае цвет поверхности и будет цветом аддитивной смеси цветов упомянутых пятен.
Такой способ пространственного смешения цветов применяется в текстильной промышленности при сплетении вместе тонких разноцветных нитей, в полиграфии—при так называемом автотипном способе печати. Некоторые художники (Синьяк и др.) применяли такой прием — нанесение близко расположенных друг к другу цветных пятнышек, штрихов и т. п.— для получения смешанных цветов.
Этот способ живописи называется „пуантель" и по его имени такое пространственное смешение называется иногда смешением пуантелью. Он находит также себе применение в некоторых способах цветной фотографии (растровые способы), которые будут описаны далее.
Аддитивное смешение цветов можно осуществить, используя инертность нашего глаза, который не в состоянии воспринимать раздельно следующие быстро друг за другом световые раздражения. Если на ось быстро вращающегося мотора (1800 — 2000 об/мин.) насадить кружок с цветными секторами, то при вращении кружка мы увидим цвет, представляющий собой аддитивную смесь цветов наших секторов (вертушка Максвелла). Количество различных цветов в такой смеси прямо пропорционально площадям соответствующих секторов на диске вертушки. Этот способ является наиболее удобным для демонстрации законов аддитивного смешения.
С точки зрения трехцветной теории цветового ощущения аддитивное смешение представляет собой результат суммирования раздражений цветоощущающих нервов, вызванных лучистыми потоками. Зрительный аппарат нашего глаза способен только к суммированию получаемых впечатлений и поэтому аддитивное смешение является единственно возможным результатом.
Так как аддитивное смешение связано со свойствами глаза, то и его законы всецело обусловлены законами цветного зрения. Поэтому результаты аддитивного смешения, т. е. состав аддитивной смеси, могут быть очень легко определены из хроматических характеристик складываемых цветов, т. е. из их цветовых координат.
Вообще говоря, для аддитивной смеси двух цветов:
Из этих уравнений видно, что „цветовая точка", отображающая цвет аддитивной смеси на диаграмме цветности, должна лежать на прямой, соединяющей цветовые точки обоих смешиваемых. При этом расстояние ее от смешиваемых цветов должно быть обратно пропорционально их относительным количествам в смеси.