РАСТРОВЫЕ СПОСОБЫ
Единственное, практически осуществленное решение задачи цветоделения в одном светочувствительном слое, было найдено братьями Люмьер (по идее Дюко-де-Горона) в виде так называемого растрового способа.
Он основан на том принципе, что поверхность, равномерно покрытая надлежащим образом подобранной смесью микроскопически малых прозрачных зерен красного, зеленого и синего цветов, кажется нам нейтрально серой. Здесь мы имеем случай аддитивного смешения цветов, описанный нами в главе III под названием пространственного смешения или смешения пуантелью.
Если в некотором месте такой поверхности закрыть каким-нибудь образом все зерна одного сорта, например синие, то равновесие нарушится, и цвета оставшихся зерен в результате аддитивного смешения дадут некоторый смешанный тон, в нашем случае — желтый. Таким образом можно получить все цветовые оттенки, возникающие при аддитивном смешении трех основных цветов, выбранных для окраски наших зерен.
Братьями Люмьер был разработан метод, основанный на этом принципе, в котором упомянутое закрывание зерен того или иного цвета совершается автоматически в результате фотографического процесса.
Он основан на том принципе, что поверхность, равномерно покрытая надлежащим образом подобранной смесью микроскопически малых прозрачных зерен красного, зеленого и синего цветов, кажется нам нейтрально серой. Здесь мы имеем случай аддитивного смешения цветов, описанный нами в главе III под названием пространственного смешения или смешения пуантелью.
Если в некотором месте такой поверхности закрыть каким-нибудь образом все зерна одного сорта, например синие, то равновесие нарушится, и цвета оставшихся зерен в результате аддитивного смешения дадут некоторый смешанный тон, в нашем случае — желтый. Таким образом можно получить все цветовые оттенки, возникающие при аддитивном смешении трех основных цветов, выбранных для окраски наших зерен.
Братьями Люмьер был разработан метод, основанный на этом принципе, в котором упомянутое закрывание зерен того или иного цвета совершается автоматически в результате фотографического процесса.
Рис. 62 Схема растрового метода
Рассмотрим на простом примере, схематически изображенном на рис. 62, процесс получения цвета по этому способу. Пусть нашей задачей является воспроизведение красного цвета.
Красные лучи, исходящие из объекта, попадают прежде всего на слой прозрачных зернышек, окрашенных в основные цвета: синий, зеленый и красный, так называемый растр. Эти зернышки могут быть расположены либо в беспорядке или же сгруппированы в определенный узор, но во всяком случае их количества и размеры должны быть подобраны таким образом, чтобы растр имел по возможности нейтрально серый цвет.
На помещенную за ним панхроматическую эмульсию растр действует подобно обычным трехцветным анализирующим фильтрам. В нашем случае красные лучи будут пропущены только красными элементами растра 1 и после проявления в этих местах отложится черное металлическое серебро 2.
В этом виде мы имеем дело с негативным изображением, в котором нужные нам красные зерна закрыты металлическим серебром. Чтобы обратить это изображение в позитивное, удобнее всего прибегнуть к процессу обращения 3, который путем растворения выделившегося серебра, засвечивания оставшегося бромистого 4 и вторичного проявления приведет нас к позитивному изображению 5, в котором синие и зеленые зерна закрыты металлическим серебром, а красные — свободны.
Рассматривая такой позитив в белом проходящем свете 6, мы увидим красную окраску, так как свет мог пройти только через красные зерна. Размеры растровых частиц подобраны таким образом, что лежат ниже предела разли-чаемости глаза, и мы не в состоянии воспринять зернистости изображения.
Таким образом описанный здесь принцип трехцветного растра позволяет действительно осуществить цветоделение в пределах одного светочувствительного слоя, используя аддитивное пространственное смешение.
Различные варианты технического осуществления этого способа будут описаны в главе XI, где и будет дана более подробная их оценка.
Основанный на принципах аддитивного смешения растровый способ обладает всеми теми преимуществами в смысле цветопередачи, которые присущи этому способу синтеза.
Как и во всяком аддитивном методе возникновение цветов в растровом способе связано с сильной потерей светлоты и поэтому он может быть применен только для изображений, рассматриваемых напросвет (диапозитивы).
Размножение снимков, сделанных по растровому способу, тоже представляет значительные трудности.
Красные лучи, исходящие из объекта, попадают прежде всего на слой прозрачных зернышек, окрашенных в основные цвета: синий, зеленый и красный, так называемый растр. Эти зернышки могут быть расположены либо в беспорядке или же сгруппированы в определенный узор, но во всяком случае их количества и размеры должны быть подобраны таким образом, чтобы растр имел по возможности нейтрально серый цвет.
На помещенную за ним панхроматическую эмульсию растр действует подобно обычным трехцветным анализирующим фильтрам. В нашем случае красные лучи будут пропущены только красными элементами растра 1 и после проявления в этих местах отложится черное металлическое серебро 2.
В этом виде мы имеем дело с негативным изображением, в котором нужные нам красные зерна закрыты металлическим серебром. Чтобы обратить это изображение в позитивное, удобнее всего прибегнуть к процессу обращения 3, который путем растворения выделившегося серебра, засвечивания оставшегося бромистого 4 и вторичного проявления приведет нас к позитивному изображению 5, в котором синие и зеленые зерна закрыты металлическим серебром, а красные — свободны.
Рассматривая такой позитив в белом проходящем свете 6, мы увидим красную окраску, так как свет мог пройти только через красные зерна. Размеры растровых частиц подобраны таким образом, что лежат ниже предела разли-чаемости глаза, и мы не в состоянии воспринять зернистости изображения.
Таким образом описанный здесь принцип трехцветного растра позволяет действительно осуществить цветоделение в пределах одного светочувствительного слоя, используя аддитивное пространственное смешение.
Различные варианты технического осуществления этого способа будут описаны в главе XI, где и будет дана более подробная их оценка.
Основанный на принципах аддитивного смешения растровый способ обладает всеми теми преимуществами в смысле цветопередачи, которые присущи этому способу синтеза.
Как и во всяком аддитивном методе возникновение цветов в растровом способе связано с сильной потерей светлоты и поэтому он может быть применен только для изображений, рассматриваемых напросвет (диапозитивы).
Размножение снимков, сделанных по растровому способу, тоже представляет значительные трудности.