Единственное, практически осуществленное решение задачи цветоделения в одном светочувствительном слое, было найдено братьями Люмьер (по идее Дюко-де-Горона) в виде так называемого растрового способа.
Он основан на том принципе, что поверхность, равно­мерно покрытая надлежащим образом подобранной смесью микроскопически малых прозрачных зерен красного, зеле­ного и синего цветов, кажется нам нейтрально серой. Здесь мы имеем случай аддитивного смешения цветов, описанный нами в главе III под названием пространственного смешения или смешения пуантелью.
Если в некотором месте такой поверхности закрыть каким-нибудь образом все зерна одного сорта, например синие, то равновесие нарушится, и цвета оставшихся зерен в результате аддитивного смешения дадут некоторый сме­шанный тон, в нашем случае — желтый. Таким образом можно получить все цветовые оттенки, возникающие при аддитивном смешении трех основных цветов, выбранных для окраски наших зерен.
Братьями Люмьер был разработан метод, основанный на этом принципе, в котором упомянутое закрывание зе­рен того или иного цвета совершается автоматически в результате фотографического процесса.
 
Схема растрового метода
 
Рис. 62 Схема растрового метода
 
Рассмотрим на простом примере, схематически изобра­женном на рис. 62, процесс получения цвета по этому спо­собу. Пусть нашей задачей является воспроизведение крас­ного цвета.
Красные лучи, исходящие из объекта, попадают прежде всего на слой прозрачных зернышек, окрашенных в основ­ные цвета: синий, зеленый и красный, так называемый растр. Эти зернышки могут быть расположены либо в бес­порядке или же сгруппированы в определенный узор, но во всяком случае их количества и размеры должны быть подобраны таким образом, чтобы растр имел по возмож­ности нейтрально серый цвет.
На помещенную за ним панхроматическую эмульсию растр действует подобно обычным трехцветным анализи­рующим фильтрам. В нашем случае красные лучи будут пропущены только красными элементами растра 1 и после проявления в этих местах отложится черное металличе­ское серебро 2.
В этом виде мы имеем дело с негативным изображением, в котором нужные нам красные зерна закрыты металли­ческим серебром. Чтобы обратить это изображение в по­зитивное, удобнее всего прибегнуть к процессу обращения 3, который путем растворения выделившегося серебра, засвечивания оставшегося бромистого 4 и вторичного про­явления приведет нас к позитивному изображению 5, в ко­тором синие и зеленые зерна закрыты металлическим се­ребром, а красные — свободны.
Рассматривая такой позитив в белом проходящем свете 6, мы увидим красную окраску, так как свет мог пройти только через красные зерна. Размеры растровых частиц подобраны таким образом, что лежат ниже предела разли-чаемости глаза, и мы не в состоянии воспринять зерни­стости изображения.
Таким образом описанный здесь принцип трехцветного растра позволяет действительно осуществить цветоделение в пределах одного светочувствительного слоя, используя аддитивное пространственное смешение.
Различные варианты технического осуществления этого способа будут описаны в главе XI, где и будет дана более подробная их оценка.
Основанный на принципах аддитивного смешения раст­ровый способ обладает всеми теми преимуществами в смысле цветопередачи, которые присущи этому способу синтеза.
Как и во всяком аддитивном методе возникновение цветов в растровом способе связано с сильной потерей светлоты и поэтому он может быть применен только для изображений, рассматриваемых напросвет (диапозитивы).
Размножение снимков, сделанных по растровому спо­собу, тоже представляет значительные трудности.