РАЗРЕШАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ И ВИДИМОСТЬ РАСТРА
Так же, как для обычной черно-белой фотографии величина эмульсионного зерна играет определенную роль в передаче деталей, так и при цветных растрах величина растровых элементов имеет значение для качества изображения. Она определяет видимость растра, как такового, и передачу резких контуров и деталей.
Вообще тонкость растра стоит в определенном соотношении к разрешающей способности и в известном смысле к чувствительности применяемого светочувствительного слоя. Все эти соотношения будут подробнее разъяснены в дальнейшем.
Виден ли растр при определенных условиях или нет, зависит в первую очередь от того, с какого расстояния рассматривается изображение (от угловых размеров элементов).
При хорошем растровом изображении формата 9x12 см наличие растра невооруженным глазом не различается. Увеличивая при проекции это изображение в 10 раз и рассматривая его только с расстояния втрое большего, мы увидим растровые зерна совершенно ясно. Требования, предъявляемые к тонкости растра, являются прямой функцией формата. Достаточно высокое разрешение в особенности важно при узкопленочных форматах, которые при проекции увеличиваются примерно в 100 раз, а рассматриваются на расстоянии только впятеро большем, чем для формата 9x12 см. Поэтому в данном случае растр должен быть в 20 раз более мелким.
Видимость растра, помимо величины его элементов, зависит еще и от ряда других факторов. Во многих растрах кроме собственно окрашенных элементов, присутствуют также и неокрашенные, которые действуют тем сильнее, чем они больше по сравнению с окрашенными частичками.
Так как светлота окрашенных частиц растра различна для разных основных цветов, то видимость растра, обусловленная наиболее сильным контрастом по светлоте, различна для различных цветов. Это легко видеть на следующем примере. Чистый синий цвет передается с помощью цветного растра таким образом, что закрываются красные и зеленые элементы. Поле зрения состоит, следовательно, из черных элементов примерно вдвое большей площади, чем синие, чередующихся с этими последними. Так как синие элементы являются самыми темными, контраст яркости и видимость растра в чисто синем цвете малы. В желтом или оранжевом, напротив, совершенно непрозрачные элементы, закрывающие синие, чередуются с красными и зелеными частицами,— контраст и видимость растра в этом случае особенно велики. Таким образом различимость растра зависит от того, имеем ли мы совершенно непрозрачные места, распределенные среди более светлых или более темных элементов. В первом случае непрозрачные элементы, если их величина сравнима с величиной цветных вместе с темными синими, дают впечатление вдвое более мелкого растра. Если же они лежат между синими и красными (это особенно важно в случае линейных растров), то при передаче желтого мы будем иметь широкие темные линии на желтом, т. е. светлом фоне, что благоприятствует видимости растра. При увеличении яркости освещения яркостный контраст между непрозрачными и окрашенными элементами еще возрастает и, следовательно, видимость растра увеличивается.
Кроме этих общих соображений, расположение растровых частиц, обусловленное техникой получения растра, также сильно влияет на его видимость.
Зернистые растры содержат цветовые элементы в виде беспорядочно распределенных, неправильной формы окрашенных пластинок, поперечник которых в среднем составляет 0,01 мм. Растр Люмьера содержит между цветными частичками черную заполняющую массу, которая, однако, не имеет большого влияния на видимость растра, так как занятая ею поверхность мала по сравнению с площадью цветных частиц.
Напротив, распределение зерен различной окраски всегда имеет большое влияние на видимость растра. Это обусловливается тем, что даже при самом тщательном смешении
трех сортов зерен невозможно добиться такого расположения, при котором два зерна одинакового цвета не попадали бы рядом. Легко видеть, что такое совпадение нескольких зерен одинакового цвета будет выглядеть точно так же, как и одно зерно соответственно большего размера. Другими словами: растр делается видным вследствие слипания и случайного соседства зерен одинакового цвета. Простое рассмотрение показывает, что даже при простейшем допущении частиц равной величины и правильной круглой или шестиугольной формы соприкосновение нескольких зерен одинакового цвета можно устранить только при правильном их расположении.
На практике такое скучивание зерен, которое в дальнейшем мы будем называть образованием цепей или островков, вполне устранить нельзя.
Образование цепей при нерегулярных зернистых растрах представляет недостаток, который не может быть устранен ни изменением методики смешения или его продолжительности, ни изменением физических свойств поверхности зерен. Единственная возможность уменьшить видимость растра, обусловленную цепеобразованием, состоит в том, чтобы частицы растра делать возможно меньшими. Однако, чем меньше зернышки растра и чем они по размерам ближе к эмульсионным зернам, тем хуже удается локализовать действие света на определенное зерно растра. Свет действует также и под зернышками, не пропускающими свет, в результате чего получается увеличение белесоватости цвета. Эти естественные границы тонкости растра, которые ставятся разрешающей способностью эмульсии, будут обсуждаться далее.
В противоположность нерегулярному растру, регулярный растр, который в общем виде состоит из полосок или бесконечно длинных рядов зерен, имеет то преимущество, что в нем исключается неизбежное для нерегулярного растра образование неправильных скоплений и цепей. При этом изготовление такого растра представляет большие технические трудности, сильно возрастающие с тонкостью растра.
Сравнение некоторых растров на рис. 109 показывает, что регулярные линейные растры в общем грубее, чем зернистые. Если они не обладают повышенной по сравнению с зернистыми растрами видимостью, то это вызвано только устранением цепеобразования.
Самый тонкий из ныне существующих практически изготовляемых растров (Спайсер-Дюфей) еще не достигает пределов, поставленных разрешающей способностью эмульсии.
Как было уже ранее вкратце упомянуто, имеется суще* ственное различие между видимостью растра и его разрешающей способностью. Это различие менее значительно при нормальных растрах и сильно проявляется в оптических растрах. Допустим, что мы имеем обычный регулярный растр, частицы которого таковы, что слой растра без эмульсии является совершенно прозрачным. Тогда возможно, что контуры некоторого предмета пройдут как раз через середины фильтровых элементов. Если в этом случае изображаемый предмет не сильно окрашен и не находится на сильно окрашенном фоне, то контуры предмета не будет нарушены растром. Если же предмет или фон будут сильно окрашены, то контур будет зубчатый, потому что он будет зависеть от присутствия растровых частиц цвета объекта или фона. В этом случае разрешающая способность идет параллельно с видимостью растра.
Хуже будут разрешены контуры, если растр не прозрачен подобно стеклянной пластинке, но содержит элементы с изогнутой поверхностью, обладающие другим показателем преломления, чем среда. Они действуют как линзы, свет в них преломляется и растр в целом действует как рассеивающая свет пластинка. Такое действие в особенности выражено у тех растровых элементов, .которые имеют большую толщину или находятся на большом расстоянии от слоя. Это может иметь место при мозаичных растрах, в которых между зернами растра и светочувствительным слоем находится защитный лак. Растровые зерна имеют вследствие своей изогнутой поверхности форму линз и обладают для находящихся в продаже пластинок и пленок явственно измеримым фокусным расстоянием около 0,07 мм. Заменяя вышеописанный растр с плоскопараллельными зернами растром с такими линзообразными зернами, мы не сможем уже получить прохождение контуров изображения через середину растровых частиц. Напротив, вследствие собирающего или рассеивающего действия зернышек происходит перераспределение яркости таким образом, что световой пучок несколько размывается.
Этот эффект не играет большой роли в резкости контуров при обычных материалах, так как их формат велик по сравнению с величиной растра. Однако это сказывается с полной силой для дырчатых и линзовых растров с круглыми и многоугольными линзами.
Технически возможное уменьшение растровых элементов при зернистых и линзовых растрах имеет пределом недостаточную разрешающую способность эмульсии.
Основные принципы цветной фотографии требуют возможно более чистое разложение цветов снимаемого объекта на три основных цвета; если это не выполнено, то происходит потеря насыщенности, выражающаяся в общем по-бледнении цветов. Принцип цветного растра имеет тот недостаток, что выполнение точного цветоделения на три основные цвета несколько затруднено. Рассеяние света зернами эмульсии действует здесь таким образом, что действие света не ограничивается тем участком эмульсии, который отвечает соответствующему элементу растра, но распространяется на соседние участки, лежащие под растровыми зернами другого цвета. При воспроизведении принимают участие не только частички с цветом снимаемого основного цвета, но и соседние, что приводит к белесоватости цветов. Вообще говоря, рассеяние света тем более, чем выше чувствительность эмульсии. Мы принуждены, поэтому, прибегать к компромиссу между чувствительностью и тонкостью растра. Особенно благоприятным является то обстоятельство, что при растровых методах применяется так называемый способ обращения, при котором изображение сразу переводится в позитив. Так как при первом проявлении сначала восстанавливаются наиболее крупные зерна, то позитив, образующийся после второго проявления, состоит уже из оставшихся мелких зерен.
Вообще тонкость растра стоит в определенном соотношении к разрешающей способности и в известном смысле к чувствительности применяемого светочувствительного слоя. Все эти соотношения будут подробнее разъяснены в дальнейшем.
Виден ли растр при определенных условиях или нет, зависит в первую очередь от того, с какого расстояния рассматривается изображение (от угловых размеров элементов).
При хорошем растровом изображении формата 9x12 см наличие растра невооруженным глазом не различается. Увеличивая при проекции это изображение в 10 раз и рассматривая его только с расстояния втрое большего, мы увидим растровые зерна совершенно ясно. Требования, предъявляемые к тонкости растра, являются прямой функцией формата. Достаточно высокое разрешение в особенности важно при узкопленочных форматах, которые при проекции увеличиваются примерно в 100 раз, а рассматриваются на расстоянии только впятеро большем, чем для формата 9x12 см. Поэтому в данном случае растр должен быть в 20 раз более мелким.
Видимость растра, помимо величины его элементов, зависит еще и от ряда других факторов. Во многих растрах кроме собственно окрашенных элементов, присутствуют также и неокрашенные, которые действуют тем сильнее, чем они больше по сравнению с окрашенными частичками.
Так как светлота окрашенных частиц растра различна для разных основных цветов, то видимость растра, обусловленная наиболее сильным контрастом по светлоте, различна для различных цветов. Это легко видеть на следующем примере. Чистый синий цвет передается с помощью цветного растра таким образом, что закрываются красные и зеленые элементы. Поле зрения состоит, следовательно, из черных элементов примерно вдвое большей площади, чем синие, чередующихся с этими последними. Так как синие элементы являются самыми темными, контраст яркости и видимость растра в чисто синем цвете малы. В желтом или оранжевом, напротив, совершенно непрозрачные элементы, закрывающие синие, чередуются с красными и зелеными частицами,— контраст и видимость растра в этом случае особенно велики. Таким образом различимость растра зависит от того, имеем ли мы совершенно непрозрачные места, распределенные среди более светлых или более темных элементов. В первом случае непрозрачные элементы, если их величина сравнима с величиной цветных вместе с темными синими, дают впечатление вдвое более мелкого растра. Если же они лежат между синими и красными (это особенно важно в случае линейных растров), то при передаче желтого мы будем иметь широкие темные линии на желтом, т. е. светлом фоне, что благоприятствует видимости растра. При увеличении яркости освещения яркостный контраст между непрозрачными и окрашенными элементами еще возрастает и, следовательно, видимость растра увеличивается.
Кроме этих общих соображений, расположение растровых частиц, обусловленное техникой получения растра, также сильно влияет на его видимость.
Зернистые растры содержат цветовые элементы в виде беспорядочно распределенных, неправильной формы окрашенных пластинок, поперечник которых в среднем составляет 0,01 мм. Растр Люмьера содержит между цветными частичками черную заполняющую массу, которая, однако, не имеет большого влияния на видимость растра, так как занятая ею поверхность мала по сравнению с площадью цветных частиц.
Напротив, распределение зерен различной окраски всегда имеет большое влияние на видимость растра. Это обусловливается тем, что даже при самом тщательном смешении
трех сортов зерен невозможно добиться такого расположения, при котором два зерна одинакового цвета не попадали бы рядом. Легко видеть, что такое совпадение нескольких зерен одинакового цвета будет выглядеть точно так же, как и одно зерно соответственно большего размера. Другими словами: растр делается видным вследствие слипания и случайного соседства зерен одинакового цвета. Простое рассмотрение показывает, что даже при простейшем допущении частиц равной величины и правильной круглой или шестиугольной формы соприкосновение нескольких зерен одинакового цвета можно устранить только при правильном их расположении.
На практике такое скучивание зерен, которое в дальнейшем мы будем называть образованием цепей или островков, вполне устранить нельзя.
Образование цепей при нерегулярных зернистых растрах представляет недостаток, который не может быть устранен ни изменением методики смешения или его продолжительности, ни изменением физических свойств поверхности зерен. Единственная возможность уменьшить видимость растра, обусловленную цепеобразованием, состоит в том, чтобы частицы растра делать возможно меньшими. Однако, чем меньше зернышки растра и чем они по размерам ближе к эмульсионным зернам, тем хуже удается локализовать действие света на определенное зерно растра. Свет действует также и под зернышками, не пропускающими свет, в результате чего получается увеличение белесоватости цвета. Эти естественные границы тонкости растра, которые ставятся разрешающей способностью эмульсии, будут обсуждаться далее.
В противоположность нерегулярному растру, регулярный растр, который в общем виде состоит из полосок или бесконечно длинных рядов зерен, имеет то преимущество, что в нем исключается неизбежное для нерегулярного растра образование неправильных скоплений и цепей. При этом изготовление такого растра представляет большие технические трудности, сильно возрастающие с тонкостью растра.
Сравнение некоторых растров на рис. 109 показывает, что регулярные линейные растры в общем грубее, чем зернистые. Если они не обладают повышенной по сравнению с зернистыми растрами видимостью, то это вызвано только устранением цепеобразования.
Самый тонкий из ныне существующих практически изготовляемых растров (Спайсер-Дюфей) еще не достигает пределов, поставленных разрешающей способностью эмульсии.
Как было уже ранее вкратце упомянуто, имеется суще* ственное различие между видимостью растра и его разрешающей способностью. Это различие менее значительно при нормальных растрах и сильно проявляется в оптических растрах. Допустим, что мы имеем обычный регулярный растр, частицы которого таковы, что слой растра без эмульсии является совершенно прозрачным. Тогда возможно, что контуры некоторого предмета пройдут как раз через середины фильтровых элементов. Если в этом случае изображаемый предмет не сильно окрашен и не находится на сильно окрашенном фоне, то контуры предмета не будет нарушены растром. Если же предмет или фон будут сильно окрашены, то контур будет зубчатый, потому что он будет зависеть от присутствия растровых частиц цвета объекта или фона. В этом случае разрешающая способность идет параллельно с видимостью растра.
Хуже будут разрешены контуры, если растр не прозрачен подобно стеклянной пластинке, но содержит элементы с изогнутой поверхностью, обладающие другим показателем преломления, чем среда. Они действуют как линзы, свет в них преломляется и растр в целом действует как рассеивающая свет пластинка. Такое действие в особенности выражено у тех растровых элементов, .которые имеют большую толщину или находятся на большом расстоянии от слоя. Это может иметь место при мозаичных растрах, в которых между зернами растра и светочувствительным слоем находится защитный лак. Растровые зерна имеют вследствие своей изогнутой поверхности форму линз и обладают для находящихся в продаже пластинок и пленок явственно измеримым фокусным расстоянием около 0,07 мм. Заменяя вышеописанный растр с плоскопараллельными зернами растром с такими линзообразными зернами, мы не сможем уже получить прохождение контуров изображения через середину растровых частиц. Напротив, вследствие собирающего или рассеивающего действия зернышек происходит перераспределение яркости таким образом, что световой пучок несколько размывается.
Этот эффект не играет большой роли в резкости контуров при обычных материалах, так как их формат велик по сравнению с величиной растра. Однако это сказывается с полной силой для дырчатых и линзовых растров с круглыми и многоугольными линзами.
Технически возможное уменьшение растровых элементов при зернистых и линзовых растрах имеет пределом недостаточную разрешающую способность эмульсии.
Основные принципы цветной фотографии требуют возможно более чистое разложение цветов снимаемого объекта на три основных цвета; если это не выполнено, то происходит потеря насыщенности, выражающаяся в общем по-бледнении цветов. Принцип цветного растра имеет тот недостаток, что выполнение точного цветоделения на три основные цвета несколько затруднено. Рассеяние света зернами эмульсии действует здесь таким образом, что действие света не ограничивается тем участком эмульсии, который отвечает соответствующему элементу растра, но распространяется на соседние участки, лежащие под растровыми зернами другого цвета. При воспроизведении принимают участие не только частички с цветом снимаемого основного цвета, но и соседние, что приводит к белесоватости цветов. Вообще говоря, рассеяние света тем более, чем выше чувствительность эмульсии. Мы принуждены, поэтому, прибегать к компромиссу между чувствительностью и тонкостью растра. Особенно благоприятным является то обстоятельство, что при растровых методах применяется так называемый способ обращения, при котором изображение сразу переводится в позитив. Так как при первом проявлении сначала восстанавливаются наиболее крупные зерна, то позитив, образующийся после второго проявления, состоит уже из оставшихся мелких зерен.