Специальные светочувствительные материалы, приме­няемые для этого способа (растровые пластинки и пленки), состоят в основном из прозрачной подложки, покрытой множеством крайне мелких цветоделящих фильтров, обра­зующих так называемый растр.
На него полит слой панхроматической эмульсии и экспо­зиция в камере проводится таким образом, что свет дости­гает эмульсии только пройдя через растр.
Этот принцип может быть осуществлен различными спо­собами, с которыми мы и познакомимся при дальнейшем изложении.
Многочисленные типы растров, предложенные для цвет­ной фотографии, могут быть разделены на две группы в зависимости от способа образования растровых элементов.
Мозаичные растры представляют собой мозаику из ма­леньких цветных светофильтров, лежащих непосредствен­но перед светочувствительным слоем. Сюда относятся ра­стры известных растровых пластинок и пленок (Автохром Люмьера, Агфаколор Агфа и т. д.), в том числе и совет­ских (Гоихром).
В оптических растрах окрашенный фильтр, служащий для цветоделения, помещается вблизи объектива. Сами растровые элементы представляют собой неокрашенные крошечные приспособления, расположенные перед свето-чувствительным слоем. Смотря,по тому, работают ли эти приспособления по принципу стенопа или линзы, говорят о дырчатом или линзовом растре.
Как для мозаичных, так и для оптических растров в принципе возможно расположить растровые элементы пра­вильным образом или же в беспорядке. Такое беспорядоч-
ное расположение (нерегулярные растры) применяется в пластинках и пленках Люмьера, Агфа и в советских пла­стинках Гоихром. Правильное расположение растровых эле­ментов используется в способах Спайсер-Дюфей и Финлей и для всех оптических растров (регулярные растры).
Абсолютные размеры элементов растра сильно колеб­лются в зависимости от способа получения и целей при­менения. На рис. 109 схематически показаны наиболее употребительные системы растров в правильных масштабных соотношениях.
Сравнительные размеры растровых элементов различных систем
 
Рис. 109. Сравнительные размеры растровых элементов различных систем
 
В группе А находятся два главных представителя нере­гулярных растров: растры Люмьера и Агфаколор. Вели­чина растровых зернышек не одинакова в среднем она со­ставляет около 10 мю. Как видно, зерна в растре Агфаколор плотно примыкают друг к другу без всяких промежутков, в то время как в растре Люмьера просветы между отдель­ными частицами заполнены черной массой. Этот растр при­готовляется путем возможно более полного смешения трех сорто,в растровых зерен, величины которых могут варьиро­вать в широких пределах. Из-за образования так называе­мых цепей, в которых слипаются вместе несколько частиц одного и того же цвета, получается впечатление зерна го­раздо больших размеров.
В группе В регулярных или линейных растров величи­на растрового элемента в высокой степени зависит от спо-
соба изготовления и имеющихся механических средств. В осо­бенности это относится к тем способам, в которых линии растра наносятся типографским способом. Предел тонкости растра определяется точностью изготовления печатающих валиков и консистенцией печатающей краски. Так как при ныне существующих механических средствах невозможно в пределах определенной ширины растра нанести три си­стемы параллельных линий разного цвета, то для особенно мелких растров применяется способ, в котором линии пе­рекрещиваются.
Самый мелкий из доступных в настоящее время ра­стров это растр Спайсер-Дюфей, в котором константа растра около 70мю.
К группе С рис. 109 относятся оптические растры, в особенности очень хорошо технически разработанный лин­зовый растр. Благодаря особенному способу изготовления такого растра удается достичь таких значений константы, которые далеко оставляют за собой возможности типо­графского метода. Уже в первых выпусках линзового растра изобретателю Бертону и его сотруднику Келлер-Дорману удалось получить ширину 46 мю— число, которое было зна­чительно перекрыто узкой пленкой Агфаколор с констан­той около 28 мю.
Система растровых элементов в виде мозаичного или же оптического растра обычно бывает связана со свето­чувствительным слоем, образуя с ним одно неразрывное целое. В таком случае превращение серебряного негативного изображения в позитивное не может быть уже осу­ществлено путем контактной или проекционной печати на другой светочувствительный слой, а должно быть выпол­нено с помощью процесса обращения.
Для получения позитива путем обращения проявленный негатив не фиксируют, а после промывки подвергают об­работке окисляющим раствором (перманганат, двухромово-кислый калий и т. п.), который растворяет металлическое" серебро. Оставшееся после этого в слое неизмененное бро­мистое серебро равномерно засвечивают, проявляют и фи­ксируют.
Необходимость обращения (которая присуща и некото­рым из субтрактивных методов, например способу цвет­ного проявления) предъявляет определенного рода требо-'вания к свойствам светочувствительного слоя, которые бу­дут рассмотрены далее.
В некоторых растровых способах растр отделен от све­точувствительного слоя и приводится с ним в контакт только при съемке и рассматривании. Дчя такого рода спо­собов, представителем которых является способ Финлей (Финлейколор), надобность в обращении отпадает.