КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТРОВЫХ СПОСОБОВ
Специальные светочувствительные материалы, применяемые для этого способа (растровые пластинки и пленки), состоят в основном из прозрачной подложки, покрытой множеством крайне мелких цветоделящих фильтров, образующих так называемый растр.
На него полит слой панхроматической эмульсии и экспозиция в камере проводится таким образом, что свет достигает эмульсии только пройдя через растр.
Этот принцип может быть осуществлен различными способами, с которыми мы и познакомимся при дальнейшем изложении.
Многочисленные типы растров, предложенные для цветной фотографии, могут быть разделены на две группы в зависимости от способа образования растровых элементов.
Мозаичные растры представляют собой мозаику из маленьких цветных светофильтров, лежащих непосредственно перед светочувствительным слоем. Сюда относятся растры известных растровых пластинок и пленок (Автохром Люмьера, Агфаколор Агфа и т. д.), в том числе и советских (Гоихром).
В оптических растрах окрашенный фильтр, служащий для цветоделения, помещается вблизи объектива. Сами растровые элементы представляют собой неокрашенные крошечные приспособления, расположенные перед свето-чувствительным слоем. Смотря,по тому, работают ли эти приспособления по принципу стенопа или линзы, говорят о дырчатом или линзовом растре.
Как для мозаичных, так и для оптических растров в принципе возможно расположить растровые элементы правильным образом или же в беспорядке. Такое беспорядоч-
ное расположение (нерегулярные растры) применяется в пластинках и пленках Люмьера, Агфа и в советских пластинках Гоихром. Правильное расположение растровых элементов используется в способах Спайсер-Дюфей и Финлей и для всех оптических растров (регулярные растры).
Абсолютные размеры элементов растра сильно колеблются в зависимости от способа получения и целей применения. На рис. 109 схематически показаны наиболее употребительные системы растров в правильных масштабных соотношениях.
На него полит слой панхроматической эмульсии и экспозиция в камере проводится таким образом, что свет достигает эмульсии только пройдя через растр.
Этот принцип может быть осуществлен различными способами, с которыми мы и познакомимся при дальнейшем изложении.
Многочисленные типы растров, предложенные для цветной фотографии, могут быть разделены на две группы в зависимости от способа образования растровых элементов.
Мозаичные растры представляют собой мозаику из маленьких цветных светофильтров, лежащих непосредственно перед светочувствительным слоем. Сюда относятся растры известных растровых пластинок и пленок (Автохром Люмьера, Агфаколор Агфа и т. д.), в том числе и советских (Гоихром).
В оптических растрах окрашенный фильтр, служащий для цветоделения, помещается вблизи объектива. Сами растровые элементы представляют собой неокрашенные крошечные приспособления, расположенные перед свето-чувствительным слоем. Смотря,по тому, работают ли эти приспособления по принципу стенопа или линзы, говорят о дырчатом или линзовом растре.
Как для мозаичных, так и для оптических растров в принципе возможно расположить растровые элементы правильным образом или же в беспорядке. Такое беспорядоч-
ное расположение (нерегулярные растры) применяется в пластинках и пленках Люмьера, Агфа и в советских пластинках Гоихром. Правильное расположение растровых элементов используется в способах Спайсер-Дюфей и Финлей и для всех оптических растров (регулярные растры).
Абсолютные размеры элементов растра сильно колеблются в зависимости от способа получения и целей применения. На рис. 109 схематически показаны наиболее употребительные системы растров в правильных масштабных соотношениях.
Рис. 109. Сравнительные размеры растровых элементов различных систем
В группе А находятся два главных представителя нерегулярных растров: растры Люмьера и Агфаколор. Величина растровых зернышек не одинакова в среднем она составляет около 10 мю. Как видно, зерна в растре Агфаколор плотно примыкают друг к другу без всяких промежутков, в то время как в растре Люмьера просветы между отдельными частицами заполнены черной массой. Этот растр приготовляется путем возможно более полного смешения трех сорто,в растровых зерен, величины которых могут варьировать в широких пределах. Из-за образования так называемых цепей, в которых слипаются вместе несколько частиц одного и того же цвета, получается впечатление зерна гораздо больших размеров.
В группе В регулярных или линейных растров величина растрового элемента в высокой степени зависит от спо-
соба изготовления и имеющихся механических средств. В особенности это относится к тем способам, в которых линии растра наносятся типографским способом. Предел тонкости растра определяется точностью изготовления печатающих валиков и консистенцией печатающей краски. Так как при ныне существующих механических средствах невозможно в пределах определенной ширины растра нанести три системы параллельных линий разного цвета, то для особенно мелких растров применяется способ, в котором линии перекрещиваются.
Самый мелкий из доступных в настоящее время растров это растр Спайсер-Дюфей, в котором константа растра около 70мю.
К группе С рис. 109 относятся оптические растры, в особенности очень хорошо технически разработанный линзовый растр. Благодаря особенному способу изготовления такого растра удается достичь таких значений константы, которые далеко оставляют за собой возможности типографского метода. Уже в первых выпусках линзового растра изобретателю Бертону и его сотруднику Келлер-Дорману удалось получить ширину 46 мю— число, которое было значительно перекрыто узкой пленкой Агфаколор с константой около 28 мю.
Система растровых элементов в виде мозаичного или же оптического растра обычно бывает связана со светочувствительным слоем, образуя с ним одно неразрывное целое. В таком случае превращение серебряного негативного изображения в позитивное не может быть уже осуществлено путем контактной или проекционной печати на другой светочувствительный слой, а должно быть выполнено с помощью процесса обращения.
Для получения позитива путем обращения проявленный негатив не фиксируют, а после промывки подвергают обработке окисляющим раствором (перманганат, двухромово-кислый калий и т. п.), который растворяет металлическое" серебро. Оставшееся после этого в слое неизмененное бромистое серебро равномерно засвечивают, проявляют и фиксируют.
Необходимость обращения (которая присуща и некоторым из субтрактивных методов, например способу цветного проявления) предъявляет определенного рода требо-'вания к свойствам светочувствительного слоя, которые будут рассмотрены далее.
В некоторых растровых способах растр отделен от светочувствительного слоя и приводится с ним в контакт только при съемке и рассматривании. Дчя такого рода способов, представителем которых является способ Финлей (Финлейколор), надобность в обращении отпадает.
В группе В регулярных или линейных растров величина растрового элемента в высокой степени зависит от спо-
соба изготовления и имеющихся механических средств. В особенности это относится к тем способам, в которых линии растра наносятся типографским способом. Предел тонкости растра определяется точностью изготовления печатающих валиков и консистенцией печатающей краски. Так как при ныне существующих механических средствах невозможно в пределах определенной ширины растра нанести три системы параллельных линий разного цвета, то для особенно мелких растров применяется способ, в котором линии перекрещиваются.
Самый мелкий из доступных в настоящее время растров это растр Спайсер-Дюфей, в котором константа растра около 70мю.
К группе С рис. 109 относятся оптические растры, в особенности очень хорошо технически разработанный линзовый растр. Благодаря особенному способу изготовления такого растра удается достичь таких значений константы, которые далеко оставляют за собой возможности типографского метода. Уже в первых выпусках линзового растра изобретателю Бертону и его сотруднику Келлер-Дорману удалось получить ширину 46 мю— число, которое было значительно перекрыто узкой пленкой Агфаколор с константой около 28 мю.
Система растровых элементов в виде мозаичного или же оптического растра обычно бывает связана со светочувствительным слоем, образуя с ним одно неразрывное целое. В таком случае превращение серебряного негативного изображения в позитивное не может быть уже осуществлено путем контактной или проекционной печати на другой светочувствительный слой, а должно быть выполнено с помощью процесса обращения.
Для получения позитива путем обращения проявленный негатив не фиксируют, а после промывки подвергают обработке окисляющим раствором (перманганат, двухромово-кислый калий и т. п.), который растворяет металлическое" серебро. Оставшееся после этого в слое неизмененное бромистое серебро равномерно засвечивают, проявляют и фиксируют.
Необходимость обращения (которая присуща и некоторым из субтрактивных методов, например способу цветного проявления) предъявляет определенного рода требо-'вания к свойствам светочувствительного слоя, которые будут рассмотрены далее.
В некоторых растровых способах растр отделен от светочувствительного слоя и приводится с ним в контакт только при съемке и рассматривании. Дчя такого рода способов, представителем которых является способ Финлей (Финлейколор), надобность в обращении отпадает.