Аддитивные растровые способы представляют в насто­ящее время наиболее практичный способ цветной фото­графии для тех любителей, которые могут удовлетвориться цветным диапозитивом в одном экземпляре.
Сравнительная простота и удобство этих способов на­ряду с высоким качеством цветопередачи, присущем вообще аддитивным методам, выдвинули бы растровые материалы на одно из первых мест среди прочих методов цветной фотографии, если бы удалось найти удобные способы раз­множения растровых изображений.
Однако в настоящее время копирование растровых диа­позитивов представляет значительные трудности. В таких системах, как Финлей, в которых растр отделяется от светочувствительного слоя, размножение изображений путем контактной печати не представляет каких-либо трудностей, хотя получение увеличенных изображений если и возможно, то лишь косвенным путем, с большими затруднениями.
Копирование растровых снимков в параллельном свете
 
Рис. 113. Копирование растровых снимков в параллельном свете 1 — подложка; 2 — растр; 3 — изображение
 
Наиболее прямым путем копирования растровых диапо­зитивов, казалось, должна быть контактная печать с ори­гинала на аналогичную растровую пластинку с последу­ющим ее обращением. Однако при таком способе проис­ходит настолько большая потеря насыщенности и свет­лоты всех цветов, что этот способ оказывается практи­чески невозможным.
Причины этого видны из рассмотрения схемы рис. 113, представляющей случай такого контактного копирования в параллельно направленном световом пучке.
В верхнем оригинале красные зерна совершенно сво­бодны от серебра, что дает в результате наиболее насы­щенный и яркий красный цвет. В этом случае только одна треть всей освещенной площади пропускает свет.
Для того чтобы это же условие соблюдалось и в копии, нужно, чтобы красные зерна пластинки, на которой ее печатают, лежали как раз против красных зерен ориги­нала. В этом случае, очевидно, весь свет, прошедший через оригинальную пластинку, попадает на копию и дает красное изображение.
Легко видеть, что такое симметричное расположение осуществить нельзя, и в целом ряде случаев против крас­ного зерна будет находиться зеленое или синее, в ре­зультате чего в этих местах в копии после обращения будет черное серебро, как это показано на рис. 113.
 
Копирование растровых снимков в рассеянном свете
 
Рис. 114. Копирование растровых снимков в рассеянном свете
 
В среднем не больше одной трети света, прошедшего че­рез оригинал, пройдет через красные зерна копии и, сле­довательно, при таком способе копирования после обра­щения примерно только одна треть красных зерен оста­нется прозрачной, т. е. произойдет уменьшение прозрач­ности изображения. Кроме того вообще все искажения цветопередачи возрастут, так как копирование в данном случае представляет собой как бы вторичную цветную съемку, в которой первая копия служит оригиналом. Так как уже при фотографировании цвета на первой копии получаются с уменьшенной против оригинала насыщен­ностью, то при контактном копировании на новую пластинку этот недостаток, как и все остальные цветовые искажения, возрастет. Все это делает такой способ копирования не­применимым на практике.
В связи с тем, что расположить оригинал и пластинку для копирования так, чтобы их растровые элементы, окра­шенные в один и тот же цвет, лежали точно друг против друга, невозможно, приходится прибегнуть к копированию при диффузном (рассеянном) свете.
В этом случае свет, исходящий из каждого красного элемента оригинала, распространяется по большей площади
и вероятность его прохождения через красное зерно на копии должна возрасти.
Однако при этом приходится сталкиваться с трудно­стями другого рода.
Потеря в насыщен­ности из-за рассеяния света
 
Рис.   115. Потеря в насыщен­ности из-за рассеяния света

На рис. 114, представляющем схему процесса копирова­ния в диффузном свете (оба слоя обращены), видно, что в результате такого рассея­ния свет, проходя в косом на­правлении через красные зер­на, засвечивает частично эму­льсию под соседними синими и зелеными зернами. В резуль­тате обращения соседние си­ние и зеленые зерна частично открываются, как показано на рис. 115, что приводит к по­нижению насыщенности крас­ного цвета, который загряз­няется примесью синего и зе­леного.
 
Потеря в насыщенности из-за рассеяния света

Рис. 116. Потеря в насыщенности из-за рассеяния света

Такая потеря в насыщенности может происходить в некоторой степени и при параллельном освещении и вызы­вается в этом случае рассеянием света в самом эмульси­онном слое, В силу этого действие красного света не ограничивается только кра­сными зернами, но распро­страняется в некоторой сте­пени и на соседние (рис. 116). Этот эффект рассеяния света в эмульсии может быть в значительной степе­ни ослаблен, если для пер­вого проявления копии поль­зоваться так называемым „глубинным проявителем", который воздействует по преимуществу на внутрен­ние части слоя, непосред­ственно примыкающие к ра­стровым элементам.
Эффект рассеяния осо­бенно выражен в наружных
частях слоя и такое глубинное проявление может значи­тельно смягчить его вредное влияние.
В качестве примера приведем рецепт такого проявителя, предложенного Спенсером для пленок Дюфей.
Метола    10 г
Сульфита кристаллического    30 г
Едкого натра         10 г
Гипосульфита    20 г
Бромистого калия    7 г
Воды    до 1 л
Ослабив в той или иной степени эффект рассеяния света путем глубинного проявления, мы, однако, не ликвидируем еще всех трудностей, связанных с репродуцированием ра­стровых снимков.
Обсуждая вопросы влияния параллельного или диффуз­ного света, мы исходили из того, что красные лучи про­ходят только через красные зерна и полностью задержи­ваются синими и зелеными, В действительности дело обстоит не совсем так. Кри­вые пропускания растровых элементов сильно перекры­вают друг друга (рис. 111). Это значит, что белый свет

 
Идеальные анали­зирующие фильтры
Рис. 117. Идеальные анали­зирующие фильтры
Анализирующие фильтры
 
Рис. 118. Анализирующие фильтры

после прохождения через красные зерна не полностью от­фильтровывается от зеленых лучей и может еще проходить через зеленые зерна. Легко видеть, что при репродуциро­вании это приведет к засвечиванию под соседними зернами и, следовательно, к потере насыщенности.
Для избежания этого при копировании следует пользо­ваться светом такого спектрального состава, чтобы он мог проходить только через какой-либо один сорт растровых элементов.
Если мы отфильтруем свет с помощью так называемых „анализирующих" фильтров, кривые пропускания которых приведены на рис. 117, то, как видно, наше требование будет выполнено. Красный свет, пропущенный красным анализирующим фильтром, сможет пройти только через красные зерна и задержится синими и зелеными.
Практически фильтры с такими кривыми пропускания осуществить нельзя, поэтому довольствуются б,олее широ­кими (рис. 118).
Пользование этими фильтрами происходит таким обра­зом, что оригинал трижды экспонируют на одну и ту же растровую пластинку, каждый раз применяя один из ана­лизирующих фильтров.
Суммируя все вышесказанное, мы видим, что наимень­шие искажения в передаче насыщенности светлоты при репродуцировании растровых диапозитивов получаются, если копирование ведут в рассеянном свете, пользуются глубин­ным проявлением и применяют анализирующие фильтры.
Полученные таким способом растровые копии будут, подобно оригиналу, представлять собою диапозитивы. Весьма желательно получить репродукцию с такого снимка в виде отпечатка на бумаге.
Непрозрачные изображения на бумаге не могут быть получены по любому из аддитивных способов, в том числе и по растровому, поэтому приходится прибегать к субтрак-тивным методам воспроизведения.
Единственно возможный путь для получения субстрак-тивных копий с растрового оригинала состоит в получе­нии с него трех цветоделенных негативов и дальнейшей их обработки по любому из субтрактивных способов, соблю­дая при этом те же три условия, которые были нами уста­новлены для случая репродуцирования на растровых ма­териалах.