РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТРОВЫХ ИЗОБРАЖЕНИИ
Аддитивные растровые способы представляют в настоящее время наиболее практичный способ цветной фотографии для тех любителей, которые могут удовлетвориться цветным диапозитивом в одном экземпляре.
Сравнительная простота и удобство этих способов наряду с высоким качеством цветопередачи, присущем вообще аддитивным методам, выдвинули бы растровые материалы на одно из первых мест среди прочих методов цветной фотографии, если бы удалось найти удобные способы размножения растровых изображений.
Однако в настоящее время копирование растровых диапозитивов представляет значительные трудности. В таких системах, как Финлей, в которых растр отделяется от светочувствительного слоя, размножение изображений путем контактной печати не представляет каких-либо трудностей, хотя получение увеличенных изображений если и возможно, то лишь косвенным путем, с большими затруднениями.
Сравнительная простота и удобство этих способов наряду с высоким качеством цветопередачи, присущем вообще аддитивным методам, выдвинули бы растровые материалы на одно из первых мест среди прочих методов цветной фотографии, если бы удалось найти удобные способы размножения растровых изображений.
Однако в настоящее время копирование растровых диапозитивов представляет значительные трудности. В таких системах, как Финлей, в которых растр отделяется от светочувствительного слоя, размножение изображений путем контактной печати не представляет каких-либо трудностей, хотя получение увеличенных изображений если и возможно, то лишь косвенным путем, с большими затруднениями.
Рис. 113. Копирование растровых снимков в параллельном свете 1 — подложка; 2 — растр; 3 — изображение
Наиболее прямым путем копирования растровых диапозитивов, казалось, должна быть контактная печать с оригинала на аналогичную растровую пластинку с последующим ее обращением. Однако при таком способе происходит настолько большая потеря насыщенности и светлоты всех цветов, что этот способ оказывается практически невозможным.
Причины этого видны из рассмотрения схемы рис. 113, представляющей случай такого контактного копирования в параллельно направленном световом пучке.
В верхнем оригинале красные зерна совершенно свободны от серебра, что дает в результате наиболее насыщенный и яркий красный цвет. В этом случае только одна треть всей освещенной площади пропускает свет.
Для того чтобы это же условие соблюдалось и в копии, нужно, чтобы красные зерна пластинки, на которой ее печатают, лежали как раз против красных зерен оригинала. В этом случае, очевидно, весь свет, прошедший через оригинальную пластинку, попадает на копию и дает красное изображение.
Легко видеть, что такое симметричное расположение осуществить нельзя, и в целом ряде случаев против красного зерна будет находиться зеленое или синее, в результате чего в этих местах в копии после обращения будет черное серебро, как это показано на рис. 113.
Причины этого видны из рассмотрения схемы рис. 113, представляющей случай такого контактного копирования в параллельно направленном световом пучке.
В верхнем оригинале красные зерна совершенно свободны от серебра, что дает в результате наиболее насыщенный и яркий красный цвет. В этом случае только одна треть всей освещенной площади пропускает свет.
Для того чтобы это же условие соблюдалось и в копии, нужно, чтобы красные зерна пластинки, на которой ее печатают, лежали как раз против красных зерен оригинала. В этом случае, очевидно, весь свет, прошедший через оригинальную пластинку, попадает на копию и дает красное изображение.
Легко видеть, что такое симметричное расположение осуществить нельзя, и в целом ряде случаев против красного зерна будет находиться зеленое или синее, в результате чего в этих местах в копии после обращения будет черное серебро, как это показано на рис. 113.
Рис. 114. Копирование растровых снимков в рассеянном свете
В среднем не больше одной трети света, прошедшего через оригинал, пройдет через красные зерна копии и, следовательно, при таком способе копирования после обращения примерно только одна треть красных зерен останется прозрачной, т. е. произойдет уменьшение прозрачности изображения. Кроме того вообще все искажения цветопередачи возрастут, так как копирование в данном случае представляет собой как бы вторичную цветную съемку, в которой первая копия служит оригиналом. Так как уже при фотографировании цвета на первой копии получаются с уменьшенной против оригинала насыщенностью, то при контактном копировании на новую пластинку этот недостаток, как и все остальные цветовые искажения, возрастет. Все это делает такой способ копирования неприменимым на практике.
В связи с тем, что расположить оригинал и пластинку для копирования так, чтобы их растровые элементы, окрашенные в один и тот же цвет, лежали точно друг против друга, невозможно, приходится прибегнуть к копированию при диффузном (рассеянном) свете.
В этом случае свет, исходящий из каждого красного элемента оригинала, распространяется по большей площади
и вероятность его прохождения через красное зерно на копии должна возрасти.
Однако при этом приходится сталкиваться с трудностями другого рода.
В связи с тем, что расположить оригинал и пластинку для копирования так, чтобы их растровые элементы, окрашенные в один и тот же цвет, лежали точно друг против друга, невозможно, приходится прибегнуть к копированию при диффузном (рассеянном) свете.
В этом случае свет, исходящий из каждого красного элемента оригинала, распространяется по большей площади
и вероятность его прохождения через красное зерно на копии должна возрасти.
Однако при этом приходится сталкиваться с трудностями другого рода.
Рис. 115. Потеря в насыщенности из-за рассеяния света
На рис. 114, представляющем схему процесса копирования в диффузном свете (оба слоя обращены), видно, что в результате такого рассеяния свет, проходя в косом направлении через красные зерна, засвечивает частично эмульсию под соседними синими и зелеными зернами. В результате обращения соседние синие и зеленые зерна частично открываются, как показано на рис. 115, что приводит к понижению насыщенности красного цвета, который загрязняется примесью синего и зеленого.
Рис. 116. Потеря в насыщенности из-за рассеяния света
Такая потеря в насыщенности может происходить в некоторой степени и при параллельном освещении и вызывается в этом случае рассеянием света в самом эмульсионном слое, В силу этого действие красного света не ограничивается только красными зернами, но распространяется в некоторой степени и на соседние (рис. 116). Этот эффект рассеяния света в эмульсии может быть в значительной степени ослаблен, если для первого проявления копии пользоваться так называемым „глубинным проявителем", который воздействует по преимуществу на внутренние части слоя, непосредственно примыкающие к растровым элементам.
Эффект рассеяния особенно выражен в наружных
частях слоя и такое глубинное проявление может значительно смягчить его вредное влияние.
В качестве примера приведем рецепт такого проявителя, предложенного Спенсером для пленок Дюфей.
Метола 10 г
Сульфита кристаллического 30 г
Едкого натра 10 г
Гипосульфита 20 г
Бромистого калия 7 г
Воды до 1 л
Ослабив в той или иной степени эффект рассеяния света путем глубинного проявления, мы, однако, не ликвидируем еще всех трудностей, связанных с репродуцированием растровых снимков.
Обсуждая вопросы влияния параллельного или диффузного света, мы исходили из того, что красные лучи проходят только через красные зерна и полностью задерживаются синими и зелеными, В действительности дело обстоит не совсем так. Кривые пропускания растровых элементов сильно перекрывают друг друга (рис. 111). Это значит, что белый свет
Рис. 118. Анализирующие фильтры
после прохождения через красные зерна не полностью отфильтровывается от зеленых лучей и может еще проходить через зеленые зерна. Легко видеть, что при репродуцировании это приведет к засвечиванию под соседними зернами и, следовательно, к потере насыщенности.
Для избежания этого при копировании следует пользоваться светом такого спектрального состава, чтобы он мог проходить только через какой-либо один сорт растровых элементов.
Если мы отфильтруем свет с помощью так называемых „анализирующих" фильтров, кривые пропускания которых приведены на рис. 117, то, как видно, наше требование будет выполнено. Красный свет, пропущенный красным анализирующим фильтром, сможет пройти только через красные зерна и задержится синими и зелеными.
Практически фильтры с такими кривыми пропускания осуществить нельзя, поэтому довольствуются б,олее широкими (рис. 118).
Пользование этими фильтрами происходит таким образом, что оригинал трижды экспонируют на одну и ту же растровую пластинку, каждый раз применяя один из анализирующих фильтров.
Суммируя все вышесказанное, мы видим, что наименьшие искажения в передаче насыщенности светлоты при репродуцировании растровых диапозитивов получаются, если копирование ведут в рассеянном свете, пользуются глубинным проявлением и применяют анализирующие фильтры.
Полученные таким способом растровые копии будут, подобно оригиналу, представлять собою диапозитивы. Весьма желательно получить репродукцию с такого снимка в виде отпечатка на бумаге.
Непрозрачные изображения на бумаге не могут быть получены по любому из аддитивных способов, в том числе и по растровому, поэтому приходится прибегать к субтрак-тивным методам воспроизведения.
Единственно возможный путь для получения субстрак-тивных копий с растрового оригинала состоит в получении с него трех цветоделенных негативов и дальнейшей их обработки по любому из субтрактивных способов, соблюдая при этом те же три условия, которые были нами установлены для случая репродуцирования на растровых материалах.