Рассматривая растровые способы как единственные из аддитивных, имеющие практическое значение для фотогра­фии, мы указывали, что некоторые практические условия требуют известного компромисса в отношении требований к анализирующим фильтрам. В силу этого компромисса приходится применять фильтры не совсем такие, какие требуются теорией. В особенности это относится к тем случаям, когда растр не является съемным. Согласно тео­рии, анализирующие фильтры должны вос­производить кривые сложения, т. е. быть довольно широ­кими. В то же время первичные цвета, из которых синте­зируется изображение, желательно иметь возможно более насыщенными, что означает желательность возможно более узких фильтров для рассматривания. Так как нежелание удлинять экспозицию вынуждает склоняться к применению довольно широких светофильтров, то первичные цвета ока­зываются недостаточно насыщенными, в силу чего стра­дает насыщенность цветов изображения. Компромисс при­водит и к тому, что съемочные фильтры тоже не совсем такие, какие требуются,в силу чего появляются новые цветовые искажения. Особенно заметен недостаток в насыщенности желтых и приобретение красными оранжевого оттенка.
Синие, зеленые и красные цвета передаются в аддитив­ных способах лучше, чем желтые, сине-зеленые и пурпу­ровые. Как мы увидим далее, передача сине-зеленых и пур­пуровых тонов в аддитивных процессах все же лучше, чем при субтрактивных, и только в воспроизведении насыщен­ных желтых тонов аддитивные способы уступают субтрак-тивным.
Основным недостатком аддитивных процессов является значительная потеря в светлоте, вынуждающая применять их только для прозрачных изображений. Растровый слой поглощает в самом лучшем случае не менее 80% света и поэтому белый цвет на растровой пластинке в сущности передается в виде серого с оптической плотностью около 0,7. При рассматривании растрового диапозитива в прохо­дящем свете мы устраняем боковой свет и тогда, в силу адаптации глаза, воспринимаем ослабленный свет, прошед­ший через „белые" места, как чисто белый. В отраженном свете это невозможно и потеря в светлоте ,в этом случае будет заметна в виде серого цвета белых мест и грязной окраски цветов.
В силу тех же явлений адаптации мы воспринимаем весьма темный желтый свет, пропускаемый красными и зелеными растровыми элементами, как довольно яркий желтый, в то время как та же аддитивная смесь при рассматривании в отраженном свете выглядела бы грязно-бурой (желтый с сильно пониженной светлотой).
При рассматривании цветных изображений на просвет, независимо от того, сделаны ли они по аддитивному или по субтрактивному способам, мы находимся в гораздо бо­лее благоприятных условиях, чем при непрозрачных изображениях на бумаге. Особенно это проявляется в тех слу­чаях, когда изображение рассматривается путем проекции в условиях, исключающих всякое попадание бокового рассеянного света и обеспечивающих хорошую цветную адаптацию. Здесь мы оцейиваем цвета изображения, в ча­стности белый, только между собой, без сравнения с окру­жающими, что создает впечатление значительного выигры­ша в насыщенности. Отчасти такой эффект вызывается и чисто физическими причинами, связанными с окраской про­зрачных тел.
К существеннейшим недостаткам растровых методов следует отнести также трудность и несовершенство спо­собов получения копий.
Кроме того малая широта употребляемых для этого фотографических материалов является также серьезным препятствием. Это затруднение присуще также тем суб-трактивным процессам, которые связаны с явлениями обра­щения (цветное проявление и др.).
Тем не менее, несмотря на эти недостатки, усугубляе­мые еще невозможностью исправления цветового баланса, растровые методы являются наиболее удобным способом для любителя. Они весьма легко без помощи каких-либо специальных операций обеспечивают получение высококаче­ственных цветных изображений, отличающихся необычайно приятной и богатой гаммой окрасок и особенной точностью цветопередачи.
В то время как при аддитивных способах аккуратное соблюдение всех условий работы дает цветное изображе­ние, которое, грубо говоря, на 90% удовлетворяет требо­ваниям точной цветопередачи, это, к сожалению, не имеет места в субтрактивных процессах. Недостатки в цветопере­даче в этом случае в основном вызываются несовершен­ством применяемых красок и пигментов, в особенности пурпуровых и сине-зеленых. Вполне естественное требова­ние светопрочности, которое мы вправе предъявить к при­меняемым пигментам, еще более затрудняет подбор кра­сителей с надлежащей спектральной характеристикой.
В качестве примера рассмотрим воспроизведение неко­торого сине-зеленого цвета по аддитивному и субтрактив-ному способам (рис. 121). Воспроизводимый цвет, кривая спектрального отражения которого изображена сверху, мо­жет быть передан при субтрактивном способе с помощью сине-зеленого пигмента, кривая отражения которого при­ведена слева. В аддитивном процессе этот цвет воспроиз­водится с помощью света, прошедшего через синий и зе­леный фильтр (правая кривая). В этом случае мы полу­чаем гораздо более правильное воспроизведение спектраль­ной кривой оригинала, чем в субтрактивном процессе.
Благодаря тому, что желтые красители довольно хоро­шо приближаются к идеальным требованиям, особенно в смысле отражения красных лучей, и пурпуровые красители в этом отношении также являются удовлетворительными, передача желтых, оранжевых и красных тонов в субтрак-тивном процессе может быть весьма хорошей.
Передача сине-зеленого цвета по аддитивному и субтрактивному способам
 
Рис. 121. Передача сине-зеленого цвета по аддитивному и субтрактивному способам
 
Применяемые сине-зеленые красители являются главны­ми виновниками недостатков цветопередачи в субтрактив-ном процессе. Они не только не отражают зеленый свет в достаточной степени, но и отражение ими синего остав­ляет желать много лучшего. Желаемый сине-зеленый цвет, который должен близко подходит к цвету павлиньего пера, не может быть достигнут с существующими светопрочными пигментами, поэтому зеленый цвет, составляемый с по­мощью существующих сине-зеленых и желтых красок, бу­дет передаваться слишком темным.
Казалось бы, что следует всегда пользоваться аддитив­ными процессами в тех случаях, когда требуется особая точность цветопередачи. Однако не следует упускать из виду того обстоятельства, что при субтрактивных спосо­бах мы имеем в большинстве случаев возможность в до­вольно широких пределах влиять на характер готового изображения путем изменения силы и контраста отдельных цветных изображений.
Недостатки цветопередачи в субтрактивном процессе могут быть в значительной мере устранены применением способа масок, о котором мы говорили ранее. Однако этот последний метод, являющийся, бесспорно, лучшим из спо­собов цветной коррекции, требует высокой квалификации и тонкой техники.
Само собой разумеется, что все вышеизложенные сооб­ражения справедливы только в том случае, если весь про­цесс получения цветного изображения по тому или иному способу полностью проведен с соблюдением всех необходи­мых правил и предосторожностей. Нельзя возлагать на са­мый процесс ответственности за результаты неправильного его проведения.
В заключение нелишне будет дать сжатую сводку об­щих достоинств и недостатков аддитивных и субтрактивных методов.