Фотоуслуги в Белгороде > Оценка цветопередачи для цветной печати > СРАВНЕНИЕ АДДИТИВНЫХ И СУБТРАКТИВНЫХ СПОСОБОВ
СРАВНЕНИЕ АДДИТИВНЫХ И СУБТРАКТИВНЫХ СПОСОБОВ |
Рассматривая растровые способы как единственные из аддитивных, имеющие практическое значение для фотографии, мы указывали, что некоторые практические условия требуют известного компромисса в отношении требований к анализирующим фильтрам. В силу этого компромисса приходится применять фильтры не совсем такие, какие требуются теорией. В особенности это относится к тем случаям, когда растр не является съемным. Согласно теории, анализирующие фильтры должны воспроизводить кривые сложения, т. е. быть довольно широкими. В то же время первичные цвета, из которых синтезируется изображение, желательно иметь возможно более насыщенными, что означает желательность возможно более узких фильтров для рассматривания. Так как нежелание удлинять экспозицию вынуждает склоняться к применению довольно широких светофильтров, то первичные цвета оказываются недостаточно насыщенными, в силу чего страдает насыщенность цветов изображения. Компромисс приводит и к тому, что съемочные фильтры тоже не совсем такие, какие требуются,в силу чего появляются новые цветовые искажения. Особенно заметен недостаток в насыщенности желтых и приобретение красными оранжевого оттенка.
Синие, зеленые и красные цвета передаются в аддитивных способах лучше, чем желтые, сине-зеленые и пурпуровые. Как мы увидим далее, передача сине-зеленых и пурпуровых тонов в аддитивных процессах все же лучше, чем при субтрактивных, и только в воспроизведении насыщенных желтых тонов аддитивные способы уступают субтрак-тивным. Основным недостатком аддитивных процессов является значительная потеря в светлоте, вынуждающая применять их только для прозрачных изображений. Растровый слой поглощает в самом лучшем случае не менее 80% света и поэтому белый цвет на растровой пластинке в сущности передается в виде серого с оптической плотностью около 0,7. При рассматривании растрового диапозитива в проходящем свете мы устраняем боковой свет и тогда, в силу адаптации глаза, воспринимаем ослабленный свет, прошедший через „белые" места, как чисто белый. В отраженном свете это невозможно и потеря в светлоте ,в этом случае будет заметна в виде серого цвета белых мест и грязной окраски цветов. В силу тех же явлений адаптации мы воспринимаем весьма темный желтый свет, пропускаемый красными и зелеными растровыми элементами, как довольно яркий желтый, в то время как та же аддитивная смесь при рассматривании в отраженном свете выглядела бы грязно-бурой (желтый с сильно пониженной светлотой). При рассматривании цветных изображений на просвет, независимо от того, сделаны ли они по аддитивному или по субтрактивному способам, мы находимся в гораздо более благоприятных условиях, чем при непрозрачных изображениях на бумаге. Особенно это проявляется в тех случаях, когда изображение рассматривается путем проекции в условиях, исключающих всякое попадание бокового рассеянного света и обеспечивающих хорошую цветную адаптацию. Здесь мы оцейиваем цвета изображения, в частности белый, только между собой, без сравнения с окружающими, что создает впечатление значительного выигрыша в насыщенности. Отчасти такой эффект вызывается и чисто физическими причинами, связанными с окраской прозрачных тел. К существеннейшим недостаткам растровых методов следует отнести также трудность и несовершенство способов получения копий. Кроме того малая широта употребляемых для этого фотографических материалов является также серьезным препятствием. Это затруднение присуще также тем суб-трактивным процессам, которые связаны с явлениями обращения (цветное проявление и др.). Тем не менее, несмотря на эти недостатки, усугубляемые еще невозможностью исправления цветового баланса, растровые методы являются наиболее удобным способом для любителя. Они весьма легко без помощи каких-либо специальных операций обеспечивают получение высококачественных цветных изображений, отличающихся необычайно приятной и богатой гаммой окрасок и особенной точностью цветопередачи. В то время как при аддитивных способах аккуратное соблюдение всех условий работы дает цветное изображение, которое, грубо говоря, на 90% удовлетворяет требованиям точной цветопередачи, это, к сожалению, не имеет места в субтрактивных процессах. Недостатки в цветопередаче в этом случае в основном вызываются несовершенством применяемых красок и пигментов, в особенности пурпуровых и сине-зеленых. Вполне естественное требование светопрочности, которое мы вправе предъявить к применяемым пигментам, еще более затрудняет подбор красителей с надлежащей спектральной характеристикой. В качестве примера рассмотрим воспроизведение некоторого сине-зеленого цвета по аддитивному и субтрактив-ному способам (рис. 121). Воспроизводимый цвет, кривая спектрального отражения которого изображена сверху, может быть передан при субтрактивном способе с помощью сине-зеленого пигмента, кривая отражения которого приведена слева. В аддитивном процессе этот цвет воспроизводится с помощью света, прошедшего через синий и зеленый фильтр (правая кривая). В этом случае мы получаем гораздо более правильное воспроизведение спектральной кривой оригинала, чем в субтрактивном процессе. Благодаря тому, что желтые красители довольно хорошо приближаются к идеальным требованиям, особенно в смысле отражения красных лучей, и пурпуровые красители в этом отношении также являются удовлетворительными, передача желтых, оранжевых и красных тонов в субтрак-тивном процессе может быть весьма хорошей. Рис. 121. Передача сине-зеленого цвета по аддитивному и субтрактивному способам
Применяемые сине-зеленые красители являются главными виновниками недостатков цветопередачи в субтрактив-ном процессе. Они не только не отражают зеленый свет в достаточной степени, но и отражение ими синего оставляет желать много лучшего. Желаемый сине-зеленый цвет, который должен близко подходит к цвету павлиньего пера, не может быть достигнут с существующими светопрочными пигментами, поэтому зеленый цвет, составляемый с помощью существующих сине-зеленых и желтых красок, будет передаваться слишком темным. Казалось бы, что следует всегда пользоваться аддитивными процессами в тех случаях, когда требуется особая точность цветопередачи. Однако не следует упускать из виду того обстоятельства, что при субтрактивных способах мы имеем в большинстве случаев возможность в довольно широких пределах влиять на характер готового изображения путем изменения силы и контраста отдельных цветных изображений. Недостатки цветопередачи в субтрактивном процессе могут быть в значительной мере устранены применением способа масок, о котором мы говорили ранее. Однако этот последний метод, являющийся, бесспорно, лучшим из способов цветной коррекции, требует высокой квалификации и тонкой техники. Само собой разумеется, что все вышеизложенные соображения справедливы только в том случае, если весь процесс получения цветного изображения по тому или иному способу полностью проведен с соблюдением всех необходимых правил и предосторожностей. Нельзя возлагать на самый процесс ответственности за результаты неправильного его проведения. В заключение нелишне будет дать сжатую сводку общих достоинств и недостатков аддитивных и субтрактивных методов. |