Желая избежать значительной потери в светлоте, свя­занной с аддитивным синтезом, необходимо будет при­бегнуть к другому способу составления цвета из первич­ных, при котором была бы обеспечена передача цветов с достаточной светлотой.
Мы будем исходить из белого света, содержащего в равных пропорциях первичные, и варьировать их количе­ство путем вычитания той или иной доли соответствую­щего первичного.
Поясним сказанное примером.
Пусть нам требуется воспроизвести некоторый цвет. Мы можем его получить, смешивая аддитивно красные, зе­леные и синие первичные в надлежащих относительных количествах, например, взяв 10% синего, 30% зеленого и 60% красного первичного.
Однако мы имеем еще и другую возможность получить желаемую смесь цветов.
Возьмем белый цвет, в котором все три первичные со­держатся в равных количествах, и вычтем из него 40% красного, 70% зеленого и 90% синего. Смешав аддитивно оставшиеся после этой операции первичные, мы должны получить снова нашу смесь.
Такого рода вычитание цветов можно осуществить пу­тем поглощения света с помощью подходящей поглощаю­щей среды светофильтра или слоя прозрачной (лессировоч-ной) краски. Для поглощения синего первичного мы должны применить такую краску, которая, поглощая синий, в то же время пропускает по возможности без изменения зеленый и красный первичные. Такой краской явится желтая, допол­нительная к синему. Аналогично для вычитания зеленого первичного служит пурпуровая, а красного — сине-зеленая краска.
Такой способ составления цвета путем вычитания соот­ветствующих количеств первичных носит название субтрак-тивного (вычитательного) синтеза.
Схема синтеза цвета по субтрактивному способу дана на рис. 35.
Освещенная белая поверхность, на которую наносится краска, является источником белого света, содержащего все первичные в равных количествах. Чтобы установить между ними нужные соотношения, определяющиеся соста­вом воспроизводимого цвета, мы вводим на пути света, последовательно один за другим селективно поглощающие среды (слои прозрачных красок) с таким расчетом, чтобы каждый из них поглощал бы только один из первичных, пропуская остальные два без изменения.
Изменяя степень поглощения в каждом слое (на на­шей схеме это изображено в виде разной толщины красоч­ных слоев), мы можем варьировать состав света, прошед­шего через все три слоя.
Получение чистого белого цвета при субтрактивном синтезе в принципе совершается весьма просто. Белый цвет создается просто белой поверхностью, на которой не нанесено никаких поглощающих слоев краски. При этом способе белый цвет получается без потери в светлоте. Точно так же без особых потерь в светлоте могут быть переданы и остальные цвета.
Схема синтеза цвета по субтрактивному способу
 
Рис 35 Схема синтеза цвета по субтрактивному способу