Для цветной фотографии обычно желательно передать объект так, как он выглядит при дневном освещении. Однако пользование дневным светом представляет боль­шие затруднения из-за неожиданных и неконтролируемых изменений в его спектральном составе и интенсивности.
Поэтому удобнее пользоваться искусственным светом, обладающим высоким постоянством в интенсивности и цве­те. Разумеется, для обеспечения полного постоянства ос­вещения нужно контролировать напряжение в сети, изме­нения которого могут быть иногда весьма значительны.
Если требуется точная цветопередача, следует приме­нять освещение только одного типа (например, только по­луваттные лампы или только дуговой свет и т. п.) и тща­тельно избегать смешанного света. При рассматривании цветного изображения, сделанного при смешанном осве­щении, эти различия выступают очень резко и могут со­вершенно исказить цветопередачу.
К сожалению, даже освещая объект только полуватт­ным светом, не всегда оказывается возможным вполне устранить смешанное освещение. Может случиться, что часть света попадает на объект путем отражения от окра­шенной стены ателье, другая часть — от грязного или вы­горевшего рефлектора и, наконец, третья — от прожекто­ра с диффузором. Эти три источника дают свет несколько различающийся по окраске. Глаз в силу явлений адаптации далеко не всегда может заметить эту разницу, но ее до­статочно для фотографической пластинки. Поэтому в ателье следует избегать окрашенных предметов, могущих дать нежелательные цветные рефлексы.
В силу этих причин при выборе освещения для ателье следует тщательно следить за тем, чтобы цветовая температура (а следовательно, и цветность) всех источников света была одинакова. Не следует смешивать свет 500- или 1000-ваттных ламп накаливания обычного осветительного типа со светом кинопроекционных ламп или ламп с пере­калом (типа Фотофлуд), которые горят при значительно более высокой цветовой температуре. Даже применение для разных источников молочных или матовых ламп мо­жет привести к ошибкам.
Для уравнивания цвета прожекторов со светом обыч­ных ламп, перед прожектором можно помещать очень сла­бый желтый фильтр, получаемый, например, при пропиты­вании листка целлофана в растворе:
Тартрацина       0,1 г
Глицерина       0,5 г
Воды    100 см3
При употреблении рефлекторов следует тщательно сле­дить за тем, чтобы их отражающая поверхность была чис­той и вполне белой.