БЕЛЫЙ СВЕТ
Глаз не может оценивать яркость света, если он не имеет объекта для сравнения, а способен лишь к относительной оценке яркостей. Поэтому ахроматический предмет кажется нам белым, если только он является самым светлым из окружающих цветов, независимо от его действительной яркости. Кусок угля, освещенный солнцем, отражает больше света, чем лист белой бумаги в комнате. Тем не менее наш глаз, адаптируясь к комнатному освещению, оценивает цвет бумаги как белый, поскольку бумага оказывается светлее всех других предметов при этом же освещении. Источник света всегда светлее окружающих его предметов и потому, если он бесцветен, он всегда кажется белым, а не серым, какой бы малой интенсивностью он ни обладал.
С такого же рода явлениями мы встречаемся и при определении небольших цветовых различий в освещении.
Глаз обладает способностью так легко адаптироваться почти ко всякому освещению, не слишком отличающемуся по своему составу от дневного белого цвета, что, оно по прошествии небольшого времени начинает казаться бесцветным Свет электрической лампочки имеет ясно выраженный желтый оттенок при сравнении его с дневным светом. Однако после кратковременного пребывания в помещении, освещенном только электрическими лампочками, мы почти перестаем распознавать его желтоватую окраску.
В зависимости от состояния атмосферы, облачности и т. д. нормальный дневной свет обнаруживает довольно значительные колебания в своем спектральном составе, а следовательно и в окраске. Однако эти отклонения остаются для нас незаметными благодаря отсутствию объекта для сравнения. Еще большие изменения (в сторону преобладания красных лучей) могут иметь место внутри помещений из-за отражения света от коричневой мебели, пола и т. п. предметов. И эти изменения также остаются незамеченными в силу тех же причин.
Как мы видим, изменение спектрального состава освеще-ния,которое неизбежно влечет за собой изменения спектрального состава света, отраженного от предмета, не всегда вызывает ощущение изменения цвета. В силу адаптации глаз изменяет свою чувствительность таким образом, что стремится скомпенсировать изменение спектрального состава освещения.
Однако такого рода компенсация происходит далеко не всегда и не для всех объектов. В какой мере это происходит, зависит для каждого данного случая от кривых спектрального состава освещения и спектрального отражения красок. При источниках света, не слишком отклоняющихся от белого, описанные явления выражаются чаще всего в обеднении гаммы одних тонов и преобладании других. Например, при электрическом освещении почти совершенно пропадают насыщенные оттенки синего и фиолетового и, наоборот, сильно выигрывают (по сравнению с дневным светом) красные цвета.
С такого же рода явлениями мы встречаемся и при определении небольших цветовых различий в освещении.
Глаз обладает способностью так легко адаптироваться почти ко всякому освещению, не слишком отличающемуся по своему составу от дневного белого цвета, что, оно по прошествии небольшого времени начинает казаться бесцветным Свет электрической лампочки имеет ясно выраженный желтый оттенок при сравнении его с дневным светом. Однако после кратковременного пребывания в помещении, освещенном только электрическими лампочками, мы почти перестаем распознавать его желтоватую окраску.
В зависимости от состояния атмосферы, облачности и т. д. нормальный дневной свет обнаруживает довольно значительные колебания в своем спектральном составе, а следовательно и в окраске. Однако эти отклонения остаются для нас незаметными благодаря отсутствию объекта для сравнения. Еще большие изменения (в сторону преобладания красных лучей) могут иметь место внутри помещений из-за отражения света от коричневой мебели, пола и т. п. предметов. И эти изменения также остаются незамеченными в силу тех же причин.
Как мы видим, изменение спектрального состава освеще-ния,которое неизбежно влечет за собой изменения спектрального состава света, отраженного от предмета, не всегда вызывает ощущение изменения цвета. В силу адаптации глаз изменяет свою чувствительность таким образом, что стремится скомпенсировать изменение спектрального состава освещения.
Однако такого рода компенсация происходит далеко не всегда и не для всех объектов. В какой мере это происходит, зависит для каждого данного случая от кривых спектрального состава освещения и спектрального отражения красок. При источниках света, не слишком отклоняющихся от белого, описанные явления выражаются чаще всего в обеднении гаммы одних тонов и преобладании других. Например, при электрическом освещении почти совершенно пропадают насыщенные оттенки синего и фиолетового и, наоборот, сильно выигрывают (по сравнению с дневным светом) красные цвета.