ВАЖНОСТЬ МЯГКОГО ОСВЕЩЕНИЯ
Небольшое искажение передачи тонов в черно-белой фотографии почти не воспринимается. Но в цветной фотографии даже незначительные отклонения от пропорциональной передачи, хотя бы и одинаковые для всех трех цветоделенных негативов, сильно заметны.
Причина такого различия лежит главным образом в том, что мы привыкли рассматривать монохромную черно-белую фотографию лишь как весьма условное изображение природы, и требование точной передачи светлот различно окрашенных объектов в виде шкалы серых тонов является в значительной степени излишним.
Цветную фотографию мы воспринимаем как более или менее удачную репродукцию природы. Поэтому белый блик на лбу кажется мало существенным, когда вообще тело передается различными оттенками серого и, напротив, резко выделяется на цветном отпечатке, на котором он должен был бы иметь натуральный телесный цвет.
Не следует забывать, что качество цветной фотографии главным образом зависит от правильной передачи и надлежащей дифференциации наиболее нежных и тонких переходов цвета. Для обеспечения этого совершенно необходимо, чтобы соответствующие места на негативах на ходились в области пропорциональной передачи, так как сглаживание различий в тональностях, имеющих место в искривленных частях характеристической кривой, неизбежно повлечет за собой потерю этих тонких цветовых различий. Отсутствие деталей в ярких светах и глубоких тонах, которое иногда бывает даже желательным в монохромной фотографии, весьма неприятно в цвете.
Причина такого различия лежит главным образом в том, что мы привыкли рассматривать монохромную черно-белую фотографию лишь как весьма условное изображение природы, и требование точной передачи светлот различно окрашенных объектов в виде шкалы серых тонов является в значительной степени излишним.
Цветную фотографию мы воспринимаем как более или менее удачную репродукцию природы. Поэтому белый блик на лбу кажется мало существенным, когда вообще тело передается различными оттенками серого и, напротив, резко выделяется на цветном отпечатке, на котором он должен был бы иметь натуральный телесный цвет.
Не следует забывать, что качество цветной фотографии главным образом зависит от правильной передачи и надлежащей дифференциации наиболее нежных и тонких переходов цвета. Для обеспечения этого совершенно необходимо, чтобы соответствующие места на негативах на ходились в области пропорциональной передачи, так как сглаживание различий в тональностях, имеющих место в искривленных частях характеристической кривой, неизбежно повлечет за собой потерю этих тонких цветовых различий. Отсутствие деталей в ярких светах и глубоких тонах, которое иногда бывает даже желательным в монохромной фотографии, весьма неприятно в цвете.
Рис- 74. Схема освещения для цветной съемки
Исходя ИЗ всех этих соображений, в цветной фотографии следует применять более плоское освещение, поскольку к тому же цвета сами по себе дают достаточную моделировку объекта, не нуждающуюся в дополнительном подчеркивании с помощью светотени.
Это не значит, конечно, что следует применять для цветных съемок совершенно плоское монотонное освещение. Оно должно быть таким, чтобы обеспечить хорошую и достаточно тонкую градацию тонов в ограниченных пределах освещенностей.
Это не значит, конечно, что следует применять для цветных съемок совершенно плоское монотонное освещение. Оно должно быть таким, чтобы обеспечить хорошую и достаточно тонкую градацию тонов в ограниченных пределах освещенностей.
Рис. 75. Схема освещения для цветной съемки
Весьма трудно, конечно, указать допустимую еще величину интервала яркостей объекта, т. е. степень его контрастности, что зависит от метода синтеза изображения и от применяемых красок. Можно полагать, что отношение между освещенностями самых ярких и самых темных частей объекта, измеренное с помощью фотоэлектрического экспонометра, не должно превышать 10.
Рис. 74 дает примерную схему очень простого, но эффективного расположения освещения для съемки цветных портретов. Буквой В обозначены „стояки", состоящие, примерно, из 15 — 20 150-ваттных матовых ламп каждый,. снабженных белым рефлектором и диффузором. Добавочный, более концентрированный источник света помещается рядом с камерой.
Рис. 75 дает более сложную схему освещения. Как и в первом случае, по крайней мере 50% общего света дается стояками В, в то время как одиночные источники дают моделирующие подсветы.
При всех цветных съемках следует помнить об опасности рефлексов в объективе, к которым особенно склонны большие светосильные объективы. Такие рефлексы могут совершенно испортить цветное изображение и, во всяком случае, сильно снизить контраст. Поэтому применение хорошей солнечной бленды является совершенно обязательным при всякой цветной съемке, особенно с короткофокусными объективами.
Требование мягкого, равномерного освещения при цветных съемках отнюдь не является чем-либо догматическим и категорическим. В отдельных случаях мы встречаемся с резкими отступлениями от этого правила, приводящими, однако, к прекрасным результатам.
Здесь прежде всего нужно принять во внимание эстетическую сторону цветного изображения. Хотя теория совершенно справедливо указывает, что при нарушении пропорциональности передачи тонов вследствие слишком большого интервала яркостей объекта цветопередача искажается, она тем не менее совершенно не в состоянии в каждом конкретном случае указать размеры этого искажения и тем более влияния этого на художественную ценность изображения. Последнее в особенности может иметь решающее значение, и эстетическое впечатление от изображения какого-нибудь солнечного ландшафта с глубокими тенями может сделать весьма мало значащими те искажения цветов, которые при этом могут наблюдаться, если они, конечно, не чрезмерны.
Невидимому, высказанное выше положение о равномерном освещении при съемке, которое встречает наибольшее число возражений со стороны неофитов цветной фотографии, следовало бы сформулировать следующим образом.
Если съемка произведена в условиях, обеспечивающих пропорциональную передачу тонов цветоделенными негативами, то мы вправе требовать от цветного процесса максимум того, что он может вообще дать в смысле точного воспроизведения цветов оригинала. В противном же случае результаты нашей съемки будут зависеть от сложной комбинации целого ряда технических и эстетически-художественных факторов и поэтому не могут быть заранее предсказаны. Только большой опыт и художественное чутье фотографа смогут до известной степени предугадать результат, да и то лишь с большей или меньшей долей вероятия.
При цветных съемках предметов, имеющих довольно значительное протяжение в глубину, следует иметь в виду, что неодинаковая фокусировка различных планов, которая в черно-белой фотографии является весьма эффективным средством художественного воздействия, в цветной фотографии может применяться лишь в весьма ограниченных масштабах.
Помимо неприятного с эстетической стороны впечатления, которое часто вызывается внефокусными цветовыми пятнами, следует иметь в виду и то обстоятельство, что для предметов, лежащих вне фокальной плоскости, нарушается совпадение контуров цветных изображений. Это происходит в силу того, что хроматическая коррекция объектива сильно падает по мере удаления от фокальной плоскости.
Для целей дифференциации различных планов лучше пользоваться освещением различной силы, что является более привлекательным и с чисто художественной стороны.
Рис. 74 дает примерную схему очень простого, но эффективного расположения освещения для съемки цветных портретов. Буквой В обозначены „стояки", состоящие, примерно, из 15 — 20 150-ваттных матовых ламп каждый,. снабженных белым рефлектором и диффузором. Добавочный, более концентрированный источник света помещается рядом с камерой.
Рис. 75 дает более сложную схему освещения. Как и в первом случае, по крайней мере 50% общего света дается стояками В, в то время как одиночные источники дают моделирующие подсветы.
При всех цветных съемках следует помнить об опасности рефлексов в объективе, к которым особенно склонны большие светосильные объективы. Такие рефлексы могут совершенно испортить цветное изображение и, во всяком случае, сильно снизить контраст. Поэтому применение хорошей солнечной бленды является совершенно обязательным при всякой цветной съемке, особенно с короткофокусными объективами.
Требование мягкого, равномерного освещения при цветных съемках отнюдь не является чем-либо догматическим и категорическим. В отдельных случаях мы встречаемся с резкими отступлениями от этого правила, приводящими, однако, к прекрасным результатам.
Здесь прежде всего нужно принять во внимание эстетическую сторону цветного изображения. Хотя теория совершенно справедливо указывает, что при нарушении пропорциональности передачи тонов вследствие слишком большого интервала яркостей объекта цветопередача искажается, она тем не менее совершенно не в состоянии в каждом конкретном случае указать размеры этого искажения и тем более влияния этого на художественную ценность изображения. Последнее в особенности может иметь решающее значение, и эстетическое впечатление от изображения какого-нибудь солнечного ландшафта с глубокими тенями может сделать весьма мало значащими те искажения цветов, которые при этом могут наблюдаться, если они, конечно, не чрезмерны.
Невидимому, высказанное выше положение о равномерном освещении при съемке, которое встречает наибольшее число возражений со стороны неофитов цветной фотографии, следовало бы сформулировать следующим образом.
Если съемка произведена в условиях, обеспечивающих пропорциональную передачу тонов цветоделенными негативами, то мы вправе требовать от цветного процесса максимум того, что он может вообще дать в смысле точного воспроизведения цветов оригинала. В противном же случае результаты нашей съемки будут зависеть от сложной комбинации целого ряда технических и эстетически-художественных факторов и поэтому не могут быть заранее предсказаны. Только большой опыт и художественное чутье фотографа смогут до известной степени предугадать результат, да и то лишь с большей или меньшей долей вероятия.
При цветных съемках предметов, имеющих довольно значительное протяжение в глубину, следует иметь в виду, что неодинаковая фокусировка различных планов, которая в черно-белой фотографии является весьма эффективным средством художественного воздействия, в цветной фотографии может применяться лишь в весьма ограниченных масштабах.
Помимо неприятного с эстетической стороны впечатления, которое часто вызывается внефокусными цветовыми пятнами, следует иметь в виду и то обстоятельство, что для предметов, лежащих вне фокальной плоскости, нарушается совпадение контуров цветных изображений. Это происходит в силу того, что хроматическая коррекция объектива сильно падает по мере удаления от фокальной плоскости.
Для целей дифференциации различных планов лучше пользоваться освещением различной силы, что является более привлекательным и с чисто художественной стороны.