Задача корректирования ослабляющего действия свето­фильтра, обсуждаемая ранее, сводится к подбору условий экспозиции (интенсивность, выдержка), при которых была бы обеспечена одинаковость плотностей для негативов, сня­тых с фильтром и без него. При цветоделенной съемке такая формулировка имеет смысл только для ахроматиче­ского объекта, который должен на всех негативах пере­даваться с одинаковой плотностью как без фильтров, так и с ними. Поэтому в выражении фактора фильтра, данного нами выше, значения Rл относятся именно к такому се­рому, ахроматическому- объекту. Для него, очевидно Rл = const для всех л и потому
 
КРАТНОСТИ ЦВЕТОДЕЛЯЩИХ ФИЛЬТРОВ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 
Из многочисленных способов определения кратности фильтра, описание которых можно найти в книге Фааса, мы остановимся только на сенситометрическом определе­нии по системе Хертера и Дриффильда и определении ме­тодом пробных съемок.
По первому способу поступают следующим образом. Получают сенситограммы (с помощью обычного сенсито­метра Хертера-Дриффильда) применяемого негативного ма­териала без светофильтра и с испытуемым светофильтром. В связи с влиянием спектрального состава освещения не­обходимо эти испытания проводить с теми источниками света, которые будут применены при съемке (искусствен­ный дневной свет, полуваттный свет и т. п.).
Так как величина гаммы зависит от спектрального со­става освещения, то полученные сенситограммы должны быть проявлены до одинакового значения гаммы: это по­требует различного времени проявления для сенситограммы с фильтром и без него.
После промера плотностей сенситограммы и построения характеристических кривых, находят обычным путем зна­чения инерции Hio и hi Отношение Hi/Hio и будет иско­мой величиной кратности фильтра пси, так как в системе Хертер - Дриффильда отношение экспозиции равно отно­шению соответствующих выдержек.
Более удобным и доступным является способ пробной съемки. Производят ряд съемок ахроматического объекта на применяемых пластинках через испытуемый светофильтр при разных выдержках и без светофильтра. После прояв­ления негативов находят такую выдержку, при которой плот­ности объекта, снятого со светофильтром и без него, были одинаковы. Для получения точных результатов не следует доверяться визуальной оценке, а обязательно производить промер негативов с помощью какого-нибудь денситометра. Само собою разумеется, что такого рода определения должны быть повторены для каждого типа освещения, ко­торое будет применено для съемки (прямой или рассеян­ный дневной свет, полуваттный свет и т. п.).
Так как спектральная чувствительность эмульсии даже для одного ее сорта не остается постоянной, а меняется от полива к поливу и иногда довольно значительно, про­изводить подобное определение рекомендуется для каждого нового номера эмульсии.
Очень удобный и простой прибор, позволяющий произ­вести ряд экспозиций на одной пластинке, может быть сде­лан следующим образом. Продолговатый картонный ящик обклеивают изнутри черным бархатом. В его крышке де­лают прорезь, в которой может перемещаться снимаемый серый объект. Сделав первую съемку, закрывают затвор и передвигают серый объект в прорези так, чтобы он за­нял соседнее положение, после чего производят вторую съемку, и т. д.
При съемке с постоянными условиями освещения можно пользоваться один раз найденными кратностями фильтров. При изменении освещения кратности фильтров нужно определять заново.
В таблице приведены ориентировочные данные для раз­ных эмульсий, фильтров и условий освещения.
 
ориентировочные данные для раз­ных эмульсий, фильтров и условий освещения
 
Зависимость кратностей фильтров от освещения еще нагляднее видна на таблице для панхроматических пласти­нок Ильфорда.
Зависимость кратностей фильтров от освещения
 
Как видно, кратности различных фильтров неодинаково меняются с изменением освещения. Это создает основное затруднение при определении выдержки.