КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ФИЛЬТРЫ
Вышеизложенные способы уравнивания кратностей фильтров страдают тем недостатком, что приспособлены для коррекции некоторых фиксированных значений фильтровых факторов. Если же последние должны быть изменены, то приходится прибегать к дополнительным приемам коррекции.
С таким же положением мы встречаемся и в тех случаях, когда цветоделящие фильтры неразрывно связаны с светочувствительным слоем (трипак и бипак, многослойные эмульсии, растровые способы и т. п.). Во всех этих случаях фильтры, очевидно, могут быть подобраны таким образом, чтобы обеспечить одинаковость выдержки для всех слоев только при одном каком-нибудь типе освещения (дневной, полуваттный и т. п.). Изменение фильтровых факторов при переходе к другому типу освещения может быть во всех этих случаях осуществлено только с помощью компенсационных фильтров.
Задачей компенсационного фильтра является изменение состава освещения таким образом, чтобы он соответствовал тому свету, на который был "настроен" соответствующий негативный материал или цветоделящая камера. Примером такого компенсационного фильтра может служить фильтр дневного света, применяемый в сенситометрии для приведения состава света лампочки накаливания к нормальному дневному свету.
Очевидно, что для материалов, "настроенных" к дневному свету, при применении полуваттного освещения нужно пользоваться зеленовато-голубым фильтром, срезающим избыток красных и оранжевых лучей, имеющихся в полуваттном свете по сравнению с дневным. На рис. 71 в качестве примера приведена кривая поглощения компенсационного фильтра, применяемого при съемках на бипаке НИКФИ с полуваттным светом.
К такого рода компенсационным фильтрам приходится прибегать и в цветоделящих камерах. В камерах других типов не пользуются одним компенсационным фильтром, а при переходе к другому освещению сменяют цветоделящие фильтры, что, очевидно, менее удобно, хотя позволяет более точную подгонку к данному типу освещения.
В том случае, когда негативный материал или съемочная камера настроены на полуваттный свет, при переходе к дневному необходимо пользоваться компенсационным фильтром.ослабляющим синие лучи, преобладающие в дневном свете. Такой случай представляет трипак Дефендера, рассчитанный на съемку при лампах Фотофлуд. При переходе к дневному свету на объектив надевают желтоватый компенсационный фильтр Реттен № 86 В, кривая пропускания которого приведена на рис. 72.
Компенсационный фильтр, подобно всякому светофильтру, обладает некоторым фильтровым фактором, что необходимо учитывать при определении выдержки. Кратность этих фильтров обычно невелика — 1,5 — 2,0.
С таким же положением мы встречаемся и в тех случаях, когда цветоделящие фильтры неразрывно связаны с светочувствительным слоем (трипак и бипак, многослойные эмульсии, растровые способы и т. п.). Во всех этих случаях фильтры, очевидно, могут быть подобраны таким образом, чтобы обеспечить одинаковость выдержки для всех слоев только при одном каком-нибудь типе освещения (дневной, полуваттный и т. п.). Изменение фильтровых факторов при переходе к другому типу освещения может быть во всех этих случаях осуществлено только с помощью компенсационных фильтров.
Задачей компенсационного фильтра является изменение состава освещения таким образом, чтобы он соответствовал тому свету, на который был "настроен" соответствующий негативный материал или цветоделящая камера. Примером такого компенсационного фильтра может служить фильтр дневного света, применяемый в сенситометрии для приведения состава света лампочки накаливания к нормальному дневному свету.
Очевидно, что для материалов, "настроенных" к дневному свету, при применении полуваттного освещения нужно пользоваться зеленовато-голубым фильтром, срезающим избыток красных и оранжевых лучей, имеющихся в полуваттном свете по сравнению с дневным. На рис. 71 в качестве примера приведена кривая поглощения компенсационного фильтра, применяемого при съемках на бипаке НИКФИ с полуваттным светом.
К такого рода компенсационным фильтрам приходится прибегать и в цветоделящих камерах. В камерах других типов не пользуются одним компенсационным фильтром, а при переходе к другому освещению сменяют цветоделящие фильтры, что, очевидно, менее удобно, хотя позволяет более точную подгонку к данному типу освещения.
В том случае, когда негативный материал или съемочная камера настроены на полуваттный свет, при переходе к дневному необходимо пользоваться компенсационным фильтром.ослабляющим синие лучи, преобладающие в дневном свете. Такой случай представляет трипак Дефендера, рассчитанный на съемку при лампах Фотофлуд. При переходе к дневному свету на объектив надевают желтоватый компенсационный фильтр Реттен № 86 В, кривая пропускания которого приведена на рис. 72.
Компенсационный фильтр, подобно всякому светофильтру, обладает некоторым фильтровым фактором, что необходимо учитывать при определении выдержки. Кратность этих фильтров обычно невелика — 1,5 — 2,0.
Рис. 71. Компенсационный фильтр к би-паку НИКФИ для съемок при полу ваттном свете
Рис. 72. Компенсационный фильтр к трипаку Дефендера
Рис. 73. Спектральное пропускание фильтра Реттен № 2
Особого рода компенсационный фильтр должен применяться при съемке в горах, при снежных ландшафтах и т. п. сюжетах. В этих случаях присутствует много ультрафиолетовых лучей, которыеобязательно должны быть отфильтрованы с помощью, например, эскулинового фильтра (Реттен №2 рис.73). Такой фильтр следует применять в этих случаях и при последовательной съемке.