Вышеизложенные способы уравнивания кратностей филь­тров страдают тем недостатком, что приспособлены для коррекции некоторых фиксированных значений фильтро­вых факторов. Если же последние должны быть изменены, то приходится прибегать к дополнительным приемам кор­рекции.
С таким же положением мы встречаемся и в тех слу­чаях, когда цветоделящие фильтры неразрывно связаны с светочувствительным слоем (трипак и бипак, многослой­ные эмульсии, растровые способы и т. п.). Во всех этих случаях фильтры, очевидно, могут быть подобраны таким образом, чтобы обеспечить одинаковость выдержки для всех слоев только при одном каком-нибудь типе освеще­ния (дневной, полуваттный и т. п.). Изменение фильтровых факторов при переходе к другому типу освещения может быть во всех этих случаях осуществлено только с помощью компенсационных фильтров.
Задачей компенсационного фильтра является изменение состава освещения таким образом, чтобы он соответство­вал тому свету, на который был "настроен" соответствую­щий негативный материал или цветоделящая камера. При­мером такого компенсационного фильтра может служить фильтр дневного света, применяемый в сенситометрии для приведения состава света лампочки накаливания к нормаль­ному дневному свету.
Очевидно, что для материалов, "настроенных" к днев­ному свету, при применении полуваттного освещения нуж­но пользоваться зеленовато-голубым фильтром, срезающим избыток красных и оранжевых лучей, имеющихся в полу­ваттном свете по сравнению с дневным. На рис. 71 в ка­честве примера приведена кривая поглощения компенса­ционного фильтра, применяемого при съемках на бипаке НИКФИ с полуваттным светом.
К такого рода компенсационным фильтрам приходится прибегать и в цветоделящих камерах. В камерах других типов не пользуются одним компенсационным фильтром, а при переходе к другому освещению сменяют цветоде­лящие фильтры, что, очевидно, менее удобно, хотя поз­воляет более точную подгонку к данному типу освещения.
В том случае, когда негативный материал или съемоч­ная камера настроены на полуваттный свет, при переходе к дневному необходимо пользоваться компенсационным фильтром.ослабляющим синие лучи, преобладающие в дневном свете. Такой слу­чай представляет трипак Дефендера, рассчитанный на съемку при лампах Фотофлуд. При переходе к дневному свету на объек­тив надевают желтоватый компенсационный фильтр Реттен № 86 В, кривая пропускания которого приведена на рис. 72.
Компенсационный фи­льтр, подобно всякому светофильтру, обладает некоторым фильтровым фактором, что необходи­мо учитывать при опре­делении выдержки. Крат­ность этих фильтров обы­чно невелика — 1,5 — 2,0.
Компенсационный фильтр к би-паку НИКФИ для съемок при полу ватт­ном свете

Рис. 71. Компенсационный фильтр к би-паку НИКФИ для съемок при полу ватт­ном свете
Компенсационный фильтр к трипаку Дефендера
 
Рис. 72. Компенсационный фильтр к трипаку Дефендера
 
Спектральное пропускание фильтра Реттен № 2
 
Рис. 73. Спектральное пропускание фильтра Реттен № 2
 
Особого рода компен­сационный фильтр дол­жен применяться при съемке в горах, при снеж­ных ландшафтах и т. п. сюжетах. В этих случаях присутствует много уль­трафиолетовых лучей, которыеобязательно дол­жны быть отфильтрова­ны с помощью, например, эскулинового фильтра (Реттен №2 рис.73). Такой фильтр следует приме­нять в этих случаях и при последовательной съемке.