СПОСОБЫ УРАВНИВАНИЯ ФИЛЬТРОВЫХ ФАКТОРОВ В ЦВЕТОДЕЛЯЩИХ КАМЕРАХ
В цветоделящих камерах, в которых экспонирование всех трех негативов происходит одновременно, нельзя уравнивать факторы фильтров путем изменения выдержки для каждого фильтра в отдельности. В этом случае кратности всех трех фильтров должны быть одинаковыми. Добиться этого можно:
а) соответствующим подбором спектральной характеристики фильтров и расщепляющего устройства (зеркала, призмы);
б) компенсацией разницы фильтровых факторов путем ослабления интенсивности света введением нейтрально-серых дополнительных плотностей;
в) применением перед объективом компенсационного светофильтра со спектральным пропусканием, подобранным таким образом, чтобы уравнять фильтровые факторы цветоделящих фильтров;
г) применением негативного материала разной чувствительности. Этот метод применяется обычно в комбинации с одним из предыдущих.
Наиболее совершенным, хоть и самым трудным, является первый способ. Он применяется (в комбинации с четвертым) в камере Вивекс. Для этой камеры относительные количества света, попадающие на пластинку через соответствующие фильтры (красный, зеленый и синий), относятся как 4:1:3 (по измерениям автора).
Второй метод наиболее прост, но сопряжен с некоторой потерей света и, следовательно, с увеличением требуемой выдержки. Приведем пример расчета требуемых дополнительных плотностей.
Пусть для данных фильтров и негативного материала кратности для красного, зеленого и синего фильтров будут соответственно 9, 5 и 6. Следовательно, интенсивность синих лучей надо ослабить до 6/9 их первоначального значения, интенсивность зеленого 5/9 и красные оставить без изменения. Для этого к синему фильтру нужно добавить нейтрально-серую плотность, равную логарифму обратных значений этих дробей, что составит примерно 0,17 для синего и 0,25 для зеленого. При этом мы пренебрегали различием между факторами фильтров и их кратностью, заменяя изменение выдержки изменением интенсивности.
Эти добавочные плотности удобнее всего приготовить в виде тонкой фотопленки, склеенной со светофильтром, засвеченной и проявленной до нужной плотности.
При пользовании эмульсиями разной спектральной чувствительности можно сильно уменьшить кратности фильтров и тем сократить выдержку. Для примера приведем следующую таблицу, относящуюся к материалам фирмы Дефендер и фильтрам Реттен:
Применяя вместо одной панхроматической пленки комбинацию из панхроматической, ортохроматической и несенсибилизированной пленок, можно сократить общую выдержку для дневного света на 37%, для Фотофлуд — на 54% и для полуваттного — на 61%.
Попытки уменьшения кратности одного из фильтров путем применения „широких" светофильтров с пологими и широкими областями пропускания неизбежно повлекут за собой сильные искажения в цветопередаче.
а) соответствующим подбором спектральной характеристики фильтров и расщепляющего устройства (зеркала, призмы);
б) компенсацией разницы фильтровых факторов путем ослабления интенсивности света введением нейтрально-серых дополнительных плотностей;
в) применением перед объективом компенсационного светофильтра со спектральным пропусканием, подобранным таким образом, чтобы уравнять фильтровые факторы цветоделящих фильтров;
г) применением негативного материала разной чувствительности. Этот метод применяется обычно в комбинации с одним из предыдущих.
Наиболее совершенным, хоть и самым трудным, является первый способ. Он применяется (в комбинации с четвертым) в камере Вивекс. Для этой камеры относительные количества света, попадающие на пластинку через соответствующие фильтры (красный, зеленый и синий), относятся как 4:1:3 (по измерениям автора).
Второй метод наиболее прост, но сопряжен с некоторой потерей света и, следовательно, с увеличением требуемой выдержки. Приведем пример расчета требуемых дополнительных плотностей.
Пусть для данных фильтров и негативного материала кратности для красного, зеленого и синего фильтров будут соответственно 9, 5 и 6. Следовательно, интенсивность синих лучей надо ослабить до 6/9 их первоначального значения, интенсивность зеленого 5/9 и красные оставить без изменения. Для этого к синему фильтру нужно добавить нейтрально-серую плотность, равную логарифму обратных значений этих дробей, что составит примерно 0,17 для синего и 0,25 для зеленого. При этом мы пренебрегали различием между факторами фильтров и их кратностью, заменяя изменение выдержки изменением интенсивности.
Эти добавочные плотности удобнее всего приготовить в виде тонкой фотопленки, склеенной со светофильтром, засвеченной и проявленной до нужной плотности.
При пользовании эмульсиями разной спектральной чувствительности можно сильно уменьшить кратности фильтров и тем сократить выдержку. Для примера приведем следующую таблицу, относящуюся к материалам фирмы Дефендер и фильтрам Реттен:
Применяя вместо одной панхроматической пленки комбинацию из панхроматической, ортохроматической и несенсибилизированной пленок, можно сократить общую выдержку для дневного света на 37%, для Фотофлуд — на 54% и для полуваттного — на 61%.
Попытки уменьшения кратности одного из фильтров путем применения „широких" светофильтров с пологими и широкими областями пропускания неизбежно повлекут за собой сильные искажения в цветопередаче.
Рис. 70. Спектральное поглощение „широкого" фильтра (Реттен № 56)
Предположим, что для некоторого данного случая кратность зеленого фильтра оказывается большей, чем для красного и синего. Заменив наш зеленый фильтр Реттен № 58 (см. рис. 67) на более прозрачный № 56 (рис. 70), мы действительно сможем уравнять кратности всех фильтров и получим серую шкалу одинаковой плотности на всех негативах.
Однако увеличение прозрачности зеленого фильтра неизбежно связано с расширением его полосы пропускания и достигается главным образом за счет увеличения пропускания им синих и красных лучей.
Таким образом фактически мы лишь незначительно уменьшаем требуемую выдержку для зеленых лучей, но зато увеличиваем количество синих и красных лучей, регистрируемых зеленым негативом. В результате этого в готовом цветном изображении зеленые цвета потеряют в яркости и насыщенности, в то время как синие и красные будут содержать больше зеленого. В силу этого синие цвета передадутся зеленоватыми, а красные приобретут оранжевый оттенок.
Однако увеличение прозрачности зеленого фильтра неизбежно связано с расширением его полосы пропускания и достигается главным образом за счет увеличения пропускания им синих и красных лучей.
Таким образом фактически мы лишь незначительно уменьшаем требуемую выдержку для зеленых лучей, но зато увеличиваем количество синих и красных лучей, регистрируемых зеленым негативом. В результате этого в готовом цветном изображении зеленые цвета потеряют в яркости и насыщенности, в то время как синие и красные будут содержать больше зеленого. В силу этого синие цвета передадутся зеленоватыми, а красные приобретут оранжевый оттенок.