МЕТОД МАСОК
Для исправления недостатков цветоделения большую помощь может оказать метод масок. Принцип этого метода следующий.
Как было видно из предыдущего, недостатки цветоделения выражаются в том, что на негативе, выделяющем какую-либо краску, появляются добавочные (искажающие) прозрачности, пропорциональные наличию на оригинале двух других красок. Коэфициент пропорциональности при этом будет равен поглощению соответствующей краской активных лучей. Таким образом исправление негатива будет достигнуто, если на него наложить добавочные плотности, пропорциональные количествам двух других красок. Иначе говоря, исправление негатива может быть достигнуто, если негатив, выделяющий данную краску, сложить с диапозитивами („масками"), выделяющими две другие краски, но проявленными до гаммы во столько раз меньшей, во сколько поглощение выделяемой краски больше поглощения двух других в области пропускания съемочного фильтра.
Однако задача может быть решена проще с помощью одного лишь диапозитива. Допустим для простоты, что в области пропускания фильтра спектральная плотность каждой из трех красок постоянна и равна для первой (выделяемой) краски d1, для второй d2 и для третьей d3. Тогда количество действующего света при фотографировании смеси красок в количествах q1; q2, q3 будет
Как было видно из предыдущего, недостатки цветоделения выражаются в том, что на негативе, выделяющем какую-либо краску, появляются добавочные (искажающие) прозрачности, пропорциональные наличию на оригинале двух других красок. Коэфициент пропорциональности при этом будет равен поглощению соответствующей краской активных лучей. Таким образом исправление негатива будет достигнуто, если на него наложить добавочные плотности, пропорциональные количествам двух других красок. Иначе говоря, исправление негатива может быть достигнуто, если негатив, выделяющий данную краску, сложить с диапозитивами („масками"), выделяющими две другие краски, но проявленными до гаммы во столько раз меньшей, во сколько поглощение выделяемой краски больше поглощения двух других в области пропускания съемочного фильтра.
Однако задача может быть решена проще с помощью одного лишь диапозитива. Допустим для простоты, что в области пропускания фильтра спектральная плотность каждой из трех красок постоянна и равна для первой (выделяемой) краски d1, для второй d2 и для третьей d3. Тогда количество действующего света при фотографировании смеси красок в количествах q1; q2, q3 будет
т. е. плотность после маскирования оказывается функцией только q1. Таким образом задача цветоделения решена.
Фактически маскирование не дает полного исправления, так как в области пропускания фильтров спектральная плотность красок не остается вполне постоянной, а в случаях применения непрозрачных красок происходит нарушение закона Бэра.
Рассеивание света красками (мутность) приводит к тому, что плотность для смеси красок оказывается меньшей, чем следовало бы по этому закону. Расхождение с законом Бэра и аддитивностью плотностей будет тем больше, чем в больших количествах смешаны краски (цвет смеси, особенно для темных цветов, будет светлее, чем следовало бы по закону Бэра). Поэтому, если, применяя непрозрачные краски, определить величины d1 d2, d3 по кривым поглощениям красок и рассчитать маскирование по приведенным формулам, то все цвета, получаемые смешением красок, окажутся светлее, чем нужно (недостаток красок) на такую величину, на которую эти смеси отличаются от того, что получилось бы, если бы рассеяния света не было. Такие переисправления представляют собой крайне неприятные искажения цветов и их допускать ни в коем случае не следует. Лучше в подобных случаях соответственно уменьшить гамму маскирующего диапозитива, следствием чего явится неполное исправление наиболее чистых цветов (осо-
бенно тех, которые требуют всего лишь одной краски). Эти цвета остаются несколько загрязненными, что все же лучше переисправлений.
При умелом выборе светофильтров можно для маскирования каждого из негативов пользоваться диапозитивами, сделанными с негативов для двух других красок и, таким образом, для работы по методу масок оказывается достаточным трехкратное фотографирование, как и в обычном способе.
Практически негатив, снятый с синим фильтром, если красная краска имеет малое поглощение в длинноволновой части, не требует исправлений. Зеленый светофильтр при условии применения желтой краски с малым поглощением в зеленой части спектра требует, главным образом, исправления по синей краске (уничтожение прозрачностей, созданных поглощением этой краской зеленых лучей). Чтобы по желтой .краске не требовалось исправлений, можно сдвинуть пропускание зеленого фильтра в желто-зеленую часть спектра. В этом случае негатив, снятый через красный фильтр, позволяет изготовить очень хорошую маску для „зеленого" негатива.
В области пропускания синего фильтра (выделяющего желтую краску) соотношения поглощений пурпурной и синей красок обычно сильно меняются с длиной волны, а потому не трудно подобрать области пропускания синего и зеленого фильтров так, чтобы отношения плотностей синей и пурпурной красок были бы более или менее одинаковы. Это позволяет „маскировать" синий негатив (для желтой краски) диапозитивом с „зеленого" негатива.
Практический эффект метода масок часто бывает очень значительным и применение его следует горячо рекомендовать.
Фактически маскирование не дает полного исправления, так как в области пропускания фильтров спектральная плотность красок не остается вполне постоянной, а в случаях применения непрозрачных красок происходит нарушение закона Бэра.
Рассеивание света красками (мутность) приводит к тому, что плотность для смеси красок оказывается меньшей, чем следовало бы по этому закону. Расхождение с законом Бэра и аддитивностью плотностей будет тем больше, чем в больших количествах смешаны краски (цвет смеси, особенно для темных цветов, будет светлее, чем следовало бы по закону Бэра). Поэтому, если, применяя непрозрачные краски, определить величины d1 d2, d3 по кривым поглощениям красок и рассчитать маскирование по приведенным формулам, то все цвета, получаемые смешением красок, окажутся светлее, чем нужно (недостаток красок) на такую величину, на которую эти смеси отличаются от того, что получилось бы, если бы рассеяния света не было. Такие переисправления представляют собой крайне неприятные искажения цветов и их допускать ни в коем случае не следует. Лучше в подобных случаях соответственно уменьшить гамму маскирующего диапозитива, следствием чего явится неполное исправление наиболее чистых цветов (осо-
бенно тех, которые требуют всего лишь одной краски). Эти цвета остаются несколько загрязненными, что все же лучше переисправлений.
При умелом выборе светофильтров можно для маскирования каждого из негативов пользоваться диапозитивами, сделанными с негативов для двух других красок и, таким образом, для работы по методу масок оказывается достаточным трехкратное фотографирование, как и в обычном способе.
Практически негатив, снятый с синим фильтром, если красная краска имеет малое поглощение в длинноволновой части, не требует исправлений. Зеленый светофильтр при условии применения желтой краски с малым поглощением в зеленой части спектра требует, главным образом, исправления по синей краске (уничтожение прозрачностей, созданных поглощением этой краской зеленых лучей). Чтобы по желтой .краске не требовалось исправлений, можно сдвинуть пропускание зеленого фильтра в желто-зеленую часть спектра. В этом случае негатив, снятый через красный фильтр, позволяет изготовить очень хорошую маску для „зеленого" негатива.
В области пропускания синего фильтра (выделяющего желтую краску) соотношения поглощений пурпурной и синей красок обычно сильно меняются с длиной волны, а потому не трудно подобрать области пропускания синего и зеленого фильтров так, чтобы отношения плотностей синей и пурпурной красок были бы более или менее одинаковы. Это позволяет „маскировать" синий негатив (для желтой краски) диапозитивом с „зеленого" негатива.
Практический эффект метода масок часто бывает очень значительным и применение его следует горячо рекомендовать.