БИПАК И ТРИПАК
Пленка бипак, разработанная в Научно-исследовательском кинофотоинституте, представляет собой две пленки, сложенные эмульсионными сторонами друг к другу, и в.ы-пускается промышленностью как в виде кинопленки, так и в виде форматной фотопленки.
Передняя пленка — ортохроматическая и несет на эмульсионной стороне тонкий фильтровый слой, поглощающий синие и зеленые лучи. Кривая поглощения этого слоя приведена на рис. 63. Благодаря этому слою на задней панхроматической пленке запечатлеваются только красные и оранжевые лучи, как это видно из рис. 64.
Передняя пленка — ортохроматическая и несет на эмульсионной стороне тонкий фильтровый слой, поглощающий синие и зеленые лучи. Кривая поглощения этого слоя приведена на рис. 63. Благодаря этому слою на задней панхроматической пленке запечатлеваются только красные и оранжевые лучи, как это видно из рис. 64.
Рис. 63. Спектральное поглощение фильтрового слоя бипака НИКФИ
Рис. 64. Спектральная чувствительность бипака НИКФИ
a—спектральная чувствительность передней пленки; b — спектральная чувствительность задней пленки; с — спектр, снятый на заднюю пленку через переднюю
a—спектральная чувствительность передней пленки; b — спектральная чувствительность задней пленки; с — спектр, снятый на заднюю пленку через переднюю
Сенситометрические характеристики этих пленок для образцов № 405 и 344 приведены в таблице:
Как видно, величина у Для обоих этих слоев различна и поэтому следует вести проявление таким образом, чтобы обеспечить одинаковый контраст негативов.
При съемке на бипаке НИКФИ для расчета выдержки полагают общую чувствительность, равной 350 X. и Д. для съемки с дневным светом и 200 X. и Д. для полуваттного света (с компенсационным фильтром).
Резкость изображения при съемке на бипаке уменьшается. Для иллюстрации этого явления может служить рис. 65 а, Ь, на котором показана регистрограмма копии тонкого линейного растра при прямом контакте с задней пленкой бипака и через переднюю пленку. В последнем случае (рис. 65 Ь) сильно понижается контраст между темными линиями и светлыми промежутками между ними, которые засвечиваются светом, рассеянным в передней пленке.
При съемке на бипаке НИКФИ для расчета выдержки полагают общую чувствительность, равной 350 X. и Д. для съемки с дневным светом и 200 X. и Д. для полуваттного света (с компенсационным фильтром).
Резкость изображения при съемке на бипаке уменьшается. Для иллюстрации этого явления может служить рис. 65 а, Ь, на котором показана регистрограмма копии тонкого линейного растра при прямом контакте с задней пленкой бипака и через переднюю пленку. В последнем случае (рис. 65 Ь) сильно понижается контраст между темными линиями и светлыми промежутками между ними, которые засвечиваются светом, рассеянным в передней пленке.
Применение три-пака дает возможность получить самым простым способом три цвето-деленных негатива при одновременной съемке.Однако недостатки трипака, о которых мы говорили выше (значительная диффузность заднего изображения, печатающегося синей краской и др.), делают его применимым только в особых случаях
Рис. 65. Резкость бипака
Трипак, выпускаемый американской фирмой Дефендер, состоит из трех сложенных вместе пленок. Передняя пленка (фронт-фильм), обращенная целлулоидной стороной к объективу, полита эмульсией, чувствительной только к синим лучам, и содержит желтый краситель, поглощающий синие лучи. Эта пленка регистрирует только синие лучи.
Вторая пленка (центр-фильм) обращена эмульсионной стороной к эмульсионному слою фронт-фильма. Эта пленка полита ортохроматической эмульсией и несет на своей целлулоидной подложке красный фильтрующий слой, поглощающий зеленые лучи.
Задняя пленка (бек-фильм, рюк-фильм) является панхроматической и регистрирует красные лучи.
Подложка первых двух пленок состоит из очень тонкого целлулоида (0,125 мм толщины), а задней — из более толстого (0,2 мм толщины). Трипак закладывается в обычную кассету, как одно целое, и прижимается сверху чистым стеклом.
Спектральная чувствительность трех пленок трипака Дефендера представлена на рис. 66.
Цветопередача трипака Дефендера рассчитана на освещение лампами Фотофлуд.
Для съемок при дневном свете следует применять компенсационный фильтр. Чувствительность трипака Дефендера при съемках с лампами Фотофлуд следует считать примерно в 13—11Х. и Д. При дневном свете с компенсационным фильтром чувствительность вдвое меньше.
Вторая пленка (центр-фильм) обращена эмульсионной стороной к эмульсионному слою фронт-фильма. Эта пленка полита ортохроматической эмульсией и несет на своей целлулоидной подложке красный фильтрующий слой, поглощающий зеленые лучи.
Задняя пленка (бек-фильм, рюк-фильм) является панхроматической и регистрирует красные лучи.
Подложка первых двух пленок состоит из очень тонкого целлулоида (0,125 мм толщины), а задней — из более толстого (0,2 мм толщины). Трипак закладывается в обычную кассету, как одно целое, и прижимается сверху чистым стеклом.
Спектральная чувствительность трех пленок трипака Дефендера представлена на рис. 66.
Цветопередача трипака Дефендера рассчитана на освещение лампами Фотофлуд.
Для съемок при дневном свете следует применять компенсационный фильтр. Чувствительность трипака Дефендера при съемках с лампами Фотофлуд следует считать примерно в 13—11Х. и Д. При дневном свете с компенсационным фильтром чувствительность вдвое меньше.
Рис. 66. Спектральная чувствительность трипака
Трипак можно с успехом использовать при съемках по комбинированному методу с расщеплением светового пучка на две части. В этом случае две передние пленки трипака помещают (без всякого фильтра) в отраженном пучке, а заднюю — в проходящем пучке с применением красного фильтра. Зеркало должно быть в этом случае таково, чтобы отношение отраженного света к прошедшему было 3: 1 (для трипака Дефендера).