ТРИПАК И БИПАК
Цветоделение с помощью отдельных, сложенных друг с другом слоев. Примером светочувствительного материала, применяющегося для такого рода цветоделения, может служить так называемый трипак. Три-пак, выпускаемый некоторыми заграничными фирмами, представляет собой сложенные вместе три фотопленки. Передняя (считая от объектива) пленка трипака обращена своей целлулоидной стороной к объективу и полита несенсибилизированной эмульсией, чувствительной только к синим и фиолетовым лучам. К эмульсионной стороне этой пленки (фронт-фильм) плотно прижимается своей эмульсионной стороной вторая пленка (центр-фильм) с ортохроматической эмульсией. Между обеими этими пленками находится тончайший желатиновый слой (обычно нанесенный на эмульсионный слой первой пленки), окрашенный в желтый цвет и препятствующий, следовательно, синим лучам действовать на центр-фильм. Задняя сторона центр-фильма в свою очередь несет на себе пурпуровый окрашенный слой, задерживающий зеленые лучи. Задняя пленка (бек-фильм, рюк-фильм) полита панхроматической эмульсией и плотно прижимается при съемке к задней стороне центр-фильма.
Передняя пленка трипака регистрирует синюю компоненту, средняя — зеленую и задняя—-красную.
Такого рода субтрактивное цветоделение не требует специальной камеры и поэтому могло бы быть чрезвычайно простым и удобным способом, если бы не существеннейшие недостатки, которыми обладают такие материалы.
Прежде чем достигнуть средней пленки трипака, свет должен пройти сквозь эмульсионный слой фронт-фильма. Фотографическая эмульсия является мутной средой и рассеивает свет, проходящий через нее. Поэтому изображение на средней пленке будет не вполне резким и несколько диффузным. Еще в большей степени это наблюдается на задней пленке, свет на которую попадает после прохождения через два эмульсионных слоя. Нерезкость заднего изображения еще усугубляется тем, что эмульсионная сторона бек-фильма прилегает к целлулоидной подложке средней пленки и отстоит от плоскости изображения на фронт-и центр-фильме на толщину целлулоидной подложки.
Значительная нерезкость заднего (красного) негатива является особенно нежелательной, потому что позитив, печатаемый с этого негатива (синий позитив) должен быть окрашен в синий цвет. Так как синее изображение является наиболее темным, то его нерезкость будет особенно заметна и сильно сказываться на готовом изображении.
Поскольку диффузность изображения на средней и задней пленке трипака вызвана главным образом рассеянием света в эмульсионных слоях, лежащих впереди (диффузные ореолы вокруг светлых мест изображения), она делается особенно заметной при передержках.
Это обстоятельство в связи с необходимостью иметь очень тонкие эмульсионные слои на передней и средней пленке (для уменьшения рассеяния и повышения прозрачности слоя) очень сильно уменьшает широту трипака.
В силу этих обстоятельств трипак может употребляться только для специальных целей, как например съемка портретов мягкофокусной оптикой, где некоторая диффузность изображения даже желательна. И в этих случаях не рекомендуется применять трипак для размеров меньших, чем 13X18 см, так как негативы, полученные на трипаке, вследствие своей нерезкости не выносят сколько-нибудь значительного увеличения.
Аналогичный принцип используется и для двуцветной съемки в виде так называемого бипака, т.е. двух пленок, ортохроматической и панхроматической, сложенных эмульсиями друг к другу.
В этом случае нерезкость заднего изображения будет гораздо меньше, чем для бек-фильма трипака, и для неответственных съемок ею можно пренебречь.
Принимая во внимание несовершенство двуцветного процесса, можно пожертвовать небольшой нерезкостыо изображения за счет большей простоты и удобства, достигаемого применением бипака.
Большинство описанных выше недостатков трипака и бипака можно избежать, применяя очень тонкие светочувствительные слои, политые друг на друга на общей подложке.
Передняя пленка трипака регистрирует синюю компоненту, средняя — зеленую и задняя—-красную.
Такого рода субтрактивное цветоделение не требует специальной камеры и поэтому могло бы быть чрезвычайно простым и удобным способом, если бы не существеннейшие недостатки, которыми обладают такие материалы.
Прежде чем достигнуть средней пленки трипака, свет должен пройти сквозь эмульсионный слой фронт-фильма. Фотографическая эмульсия является мутной средой и рассеивает свет, проходящий через нее. Поэтому изображение на средней пленке будет не вполне резким и несколько диффузным. Еще в большей степени это наблюдается на задней пленке, свет на которую попадает после прохождения через два эмульсионных слоя. Нерезкость заднего изображения еще усугубляется тем, что эмульсионная сторона бек-фильма прилегает к целлулоидной подложке средней пленки и отстоит от плоскости изображения на фронт-и центр-фильме на толщину целлулоидной подложки.
Значительная нерезкость заднего (красного) негатива является особенно нежелательной, потому что позитив, печатаемый с этого негатива (синий позитив) должен быть окрашен в синий цвет. Так как синее изображение является наиболее темным, то его нерезкость будет особенно заметна и сильно сказываться на готовом изображении.
Поскольку диффузность изображения на средней и задней пленке трипака вызвана главным образом рассеянием света в эмульсионных слоях, лежащих впереди (диффузные ореолы вокруг светлых мест изображения), она делается особенно заметной при передержках.
Это обстоятельство в связи с необходимостью иметь очень тонкие эмульсионные слои на передней и средней пленке (для уменьшения рассеяния и повышения прозрачности слоя) очень сильно уменьшает широту трипака.
В силу этих обстоятельств трипак может употребляться только для специальных целей, как например съемка портретов мягкофокусной оптикой, где некоторая диффузность изображения даже желательна. И в этих случаях не рекомендуется применять трипак для размеров меньших, чем 13X18 см, так как негативы, полученные на трипаке, вследствие своей нерезкости не выносят сколько-нибудь значительного увеличения.
Аналогичный принцип используется и для двуцветной съемки в виде так называемого бипака, т.е. двух пленок, ортохроматической и панхроматической, сложенных эмульсиями друг к другу.
В этом случае нерезкость заднего изображения будет гораздо меньше, чем для бек-фильма трипака, и для неответственных съемок ею можно пренебречь.
Принимая во внимание несовершенство двуцветного процесса, можно пожертвовать небольшой нерезкостыо изображения за счет большей простоты и удобства, достигаемого применением бипака.
Большинство описанных выше недостатков трипака и бипака можно избежать, применяя очень тонкие светочувствительные слои, политые друг на друга на общей подложке.