УСТАНОВЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПРОЯВЛЕНИЯ
Прежде чем приступить к проявлению цветоделенных негативов нужно сначала установить время проявления каждого из них, необходимое для достижения одинаковой гаммы.
Само собою разумеется, что найденные таким образом величины справедливы только для исследованного сорта эмульсии при определенных фильтрах и источнике света, проявителе и температуре проявления.
Это определение проводится лучше всего путем получения сенситограмм испытуемой эмульсии под соответствующими светофильтрами. Каждая сенситограмма разрезается на несколько частей и проявляется в выбранном для работы проявителе при постоянной температуре. После промера сенситограмм строят кривую зависимости гаммы от времени проявления для каждого из цветоделящих фильтров и путем графической интерполяции находят требуемое время проявления.
В том случае, когда почему-либо нельзя прибегнуть к такому сенситометрическому испытанию, можно воспользоваться другим, аналогичным приемом.
С помощью испытуемой камеры и светофильтров снимают серую шкалу с достаточным числом полей, например 6 — 8. После экспонирования пластинки разрезаются на несколько частей и проявляются разное время.
После измерения негативов строят характеристические кривые, причем на оси абсцисс откладывают не логарифмы экспозиций, как обычно, а величины, пропорциональные плотностям ступеней шкалы.
С помощью таких кривых легко подобрать время проявления, требующееся для получения одинакового контраста.
Требуемое изменение времени проявления при применении одного сорта эмульсии для всех трех негативов обычно сравнительно невелико и сводится чаще всего к увеличению времени проявления синего негатива на 25—40%.
Иначе обстоит дело, когда применяются разные сорта эмульсии, будь то отдельные пластинки или пленки бипака или трипака. В этом случае требуемое время проявления может быть весьма различным.
Так например, для пластинок, применяющихся в камере Vivex (Ilford Hypersensitive, Ilford Selochrome и Ilford Zenith) рекомендуются следующие времена проявления (в проявителе определенного состава) при 18°
для красного негатива — 11 мин. ,
Само собою разумеется, что найденные таким образом величины справедливы только для исследованного сорта эмульсии при определенных фильтрах и источнике света, проявителе и температуре проявления.
Это определение проводится лучше всего путем получения сенситограмм испытуемой эмульсии под соответствующими светофильтрами. Каждая сенситограмма разрезается на несколько частей и проявляется в выбранном для работы проявителе при постоянной температуре. После промера сенситограмм строят кривую зависимости гаммы от времени проявления для каждого из цветоделящих фильтров и путем графической интерполяции находят требуемое время проявления.
В том случае, когда почему-либо нельзя прибегнуть к такому сенситометрическому испытанию, можно воспользоваться другим, аналогичным приемом.
С помощью испытуемой камеры и светофильтров снимают серую шкалу с достаточным числом полей, например 6 — 8. После экспонирования пластинки разрезаются на несколько частей и проявляются разное время.
После измерения негативов строят характеристические кривые, причем на оси абсцисс откладывают не логарифмы экспозиций, как обычно, а величины, пропорциональные плотностям ступеней шкалы.
С помощью таких кривых легко подобрать время проявления, требующееся для получения одинакового контраста.
Требуемое изменение времени проявления при применении одного сорта эмульсии для всех трех негативов обычно сравнительно невелико и сводится чаще всего к увеличению времени проявления синего негатива на 25—40%.
Иначе обстоит дело, когда применяются разные сорта эмульсии, будь то отдельные пластинки или пленки бипака или трипака. В этом случае требуемое время проявления может быть весьма различным.
Так например, для пластинок, применяющихся в камере Vivex (Ilford Hypersensitive, Ilford Selochrome и Ilford Zenith) рекомендуются следующие времена проявления (в проявителе определенного состава) при 18°
для красного негатива — 11 мин. ,
зеленого — 8
синего — 17,
Для трипака Дефендера имеем следующие данные:
передняя пленка—17 мин.
Для трипака Дефендера имеем следующие данные:
передняя пленка—17 мин.
средняя —13
задняя —12
Для бипака НИКФИ установлены следующие величины (проявитель. Агфа № is при 18°):
передняя пленка — 18 мин.
Для бипака НИКФИ установлены следующие величины (проявитель. Агфа № is при 18°):
передняя пленка — 18 мин.
задняя —14
При съемке с компенсационным фильтром для обеих пленок требуется одинаковое время.
Вопросы уравнивания гаммы при проявлении отпадают, когда мы для цветоделенной съемки пользуемся либо одним светочувствительным слоем (растровые пластинки), либо многослойной эмульсией. В этих случаях равенство контраста должно обеспечиваться автоматически самими свойствами материала.
Хуже обстоит дело, если три отдельных цветоделенных негатива должны быть проявлены все вместе, например, если они засняты на одном рулоне пленки. С этим приходится сталкиваться при цветной съемке с помощью миниатюрных камер (ФЭД, Лейка и т. д.).
В таком случае невозможно выравнять контраст путем проявления и при одится добиваться этого в дальнейших стадиях цветного процесса, что, конечно, гораздо труднее.
Выбор значения гаммы, до которого должны быть проявлены цветоделенные негативы, зависит от избранного метода цветной печати.
В случае пигментного процесса, такого, например, как Карбро, проблема сильно упрощается тем, что контраст пигментного изображения почти в точности равен контрасту бромистого отпечатка, с которого оно приготовлялось,
Однако не совсем ясно, в какой мере это приложимо к серому пигментному изображению, полученному в результате наложения трех цветных компонентов.
Весьма часто полагают, что увеличение контраста цветных изображений (достигаемое в основном путем повышения контраста негативов) улучшает цветопередачу, давая более насыщенные цвета без изменения цветового тона. Однако это является ошибкой. Мак-Адам показал математически и также путем опытного изучения цветопередачи, что при повышении контраста наряду с увеличением насыщенности имеет место и определенное изменение цветного тона.
Повышение контраста приводит для некоторых цветов. к весьма значительному изменению цветного тона. Это в особенности выражено для тех цветов, которые состоят из смеси двух или трех первичных, взятых в неравных количествах: оранжевый цвет (красновато-желтый) будет делаться более красноватым, а зеленовато-желтый — более зеленым, в то время как чистый желтый останется без изменения.
Это справедливо как для аддитивного, так и для суб-трактивного процесса.
В большинстве случаев получаемый выигрыш в насыщенности не компенсируется получающимся искажением цветового тона. Поэтому для получения правильной цветопередачи необходим подбор соответствующей величины контраста. Выбор этого значения определяется характером самого цветного процесса.
При установлении контраста негативов помимо этих соображений нужно еще принимать в расчет необходимость получения на бромистом позитиве всего интервала плотностей негатива. Это требование не допускает излишне снижать значения гаммы негатива, чтобы не быть вынужденным применять контрастную бумагу с короткой шкалой градации.
Обычно значения гаммы для цветоделенных негативов колеблются примерно от 0,7 до 1,10. Для бипака НИКФИ проявление обеих пленок ведут до гамма = 0,7. Негативы для Карбро проявляются примерно до 0,7 — 0,85. Эти цифры даны в расчете на позитивный материал с гаммой примерно 1,10.
В том случае, когда цветные изображения предназначаются для проекции, гамма должна быть несколько больше единицы, примерно 1,2, вследствие потери контраста при проекции.
Увеличение контраста цветоделенных негативов наряду с увеличением их плотности требуется в тех случаях, когда прибегают к их коррекции с помощью метода масок.
Вопросы уравнивания гаммы при проявлении отпадают, когда мы для цветоделенной съемки пользуемся либо одним светочувствительным слоем (растровые пластинки), либо многослойной эмульсией. В этих случаях равенство контраста должно обеспечиваться автоматически самими свойствами материала.
Хуже обстоит дело, если три отдельных цветоделенных негатива должны быть проявлены все вместе, например, если они засняты на одном рулоне пленки. С этим приходится сталкиваться при цветной съемке с помощью миниатюрных камер (ФЭД, Лейка и т. д.).
В таком случае невозможно выравнять контраст путем проявления и при одится добиваться этого в дальнейших стадиях цветного процесса, что, конечно, гораздо труднее.
Выбор значения гаммы, до которого должны быть проявлены цветоделенные негативы, зависит от избранного метода цветной печати.
В случае пигментного процесса, такого, например, как Карбро, проблема сильно упрощается тем, что контраст пигментного изображения почти в точности равен контрасту бромистого отпечатка, с которого оно приготовлялось,
Однако не совсем ясно, в какой мере это приложимо к серому пигментному изображению, полученному в результате наложения трех цветных компонентов.
Весьма часто полагают, что увеличение контраста цветных изображений (достигаемое в основном путем повышения контраста негативов) улучшает цветопередачу, давая более насыщенные цвета без изменения цветового тона. Однако это является ошибкой. Мак-Адам показал математически и также путем опытного изучения цветопередачи, что при повышении контраста наряду с увеличением насыщенности имеет место и определенное изменение цветного тона.
Повышение контраста приводит для некоторых цветов. к весьма значительному изменению цветного тона. Это в особенности выражено для тех цветов, которые состоят из смеси двух или трех первичных, взятых в неравных количествах: оранжевый цвет (красновато-желтый) будет делаться более красноватым, а зеленовато-желтый — более зеленым, в то время как чистый желтый останется без изменения.
Это справедливо как для аддитивного, так и для суб-трактивного процесса.
В большинстве случаев получаемый выигрыш в насыщенности не компенсируется получающимся искажением цветового тона. Поэтому для получения правильной цветопередачи необходим подбор соответствующей величины контраста. Выбор этого значения определяется характером самого цветного процесса.
При установлении контраста негативов помимо этих соображений нужно еще принимать в расчет необходимость получения на бромистом позитиве всего интервала плотностей негатива. Это требование не допускает излишне снижать значения гаммы негатива, чтобы не быть вынужденным применять контрастную бумагу с короткой шкалой градации.
Обычно значения гаммы для цветоделенных негативов колеблются примерно от 0,7 до 1,10. Для бипака НИКФИ проявление обеих пленок ведут до гамма = 0,7. Негативы для Карбро проявляются примерно до 0,7 — 0,85. Эти цифры даны в расчете на позитивный материал с гаммой примерно 1,10.
В том случае, когда цветные изображения предназначаются для проекции, гамма должна быть несколько больше единицы, примерно 1,2, вследствие потери контраста при проекции.
Увеличение контраста цветоделенных негативов наряду с увеличением их плотности требуется в тех случаях, когда прибегают к их коррекции с помощью метода масок.