Проявление цветоделенных негативов представляет весь­ма ответственную работу, от правильного проведения ко­торой в очень значительной степени зависит успех всей съемки.
Монохромные фотографы в начале своего знакомства с цветной фотографией не обращают обычно внимания на то, что первоклассная техника является жизненной необхо­димостью для цветной работы.
В то время как 20%-ное изменение плотности моно­хромного бромистого отпечатка лишь едва может быть замечено глазом, 10%-ное изменение одного из компонен­тов цветного изображения не только ясно видно, но мо­жет совершенно разрушить иллюзию реальности. Оно мо­жет превратить теплый телесный цвет в трупный зелено­ватый.
Вариации такого порядка могут быть легко вызваны небрежным проявлением негативов. Так например, если негативы проявляются в баке, причем изображения поло­жены в бак в неодинаковом положении, то небольшая раз­ница в плотностях верха и низа изображения может при­вести к очень заметным нарушениям цветового баланса. Розовые или зеленые полосы, заметные на некоторых изо­бражениях, являются часто следствием этой ошибки.
Основной задачей правильного проявления является обеспечение надлежащего контраста всех трех негативов. На основании теоретических рассуждений можно полагать, что, вообще говоря, цветоделенные негативы должны обла­дать неодинаковым контрастом. Это стоит в связи с во­просом о возможности воспроизведения нейтрально-серого цвета путем смешения равных количеств трех печатных красок. Однако, поскольку в настоящее время еще не существует достаточно прак­тически проверенных методов подбора требуемого кон­траста цветоделенных негативов, в качестве первого при­ближения следует рекомендовать проявление их до одина­кового значения гаммы. При проявлении всех трех негати­вов в одном и том же проявителе в течение одинакового времени, гамма синего негатива обычно будет несколько
 
Условие равенства контраста

Рис. 76. Условие равенства контраста
 
меньше, чем у осталь­ных. Можно однако по­добрать такой негатив­ный материал, для ко­торого эта зависимость будет минимальной. В таком случае одновре­менное проявление всех трех цветоделенных негативов автоматиче­ски обеспечит равен­ство их контраста. В противном случае не­обходимо добиться этого соответствующим изменением времени проявления отдельных негативов.
Влияние, которое оказывает на цветопередачу различие в контрасте между цветоделенными негативами, нагляднее всего может быть показано на примере воспроизведения серой шкалы.
На рис. 76 приведены типичные характеристические кривые некоторой панхроматической эмульсии, полученные через три цветоделящих фильтра при одинаковом времени проявления. Пусть правильное воспроизведение серого цве­та требует равных количеств всех трех красок. Тогда оно возможно будет только при некоторой определенной экспозиции, соответствующей точке пересечения всех трех характеристик (точка А). Только в этой точке количества трех красок в репродукции будут равны друг другу и в сумме дадут серый цвет.
При больших экспозициях, например в точке В, будет преобладать красный цвет, а при малых (точка С) — синий. Таким образом неодинаковость контраста цветоделенных негативов в этом случае может вызвать искаженную пере­дачу серых тонов, а, следовательно, и всех остальных цветов.
Наличие различных цветных оттенков в светлых и тем­ных ступенях серой шкалы является обычно характерным признаком таких негативов.
Исправление этого недостатка при дальнейших проце­дурах весьма затруднительно, а часто и прямо невозмож­но. Поэтому, при проявлении особенное внимание следует обратить на достижение полного тождества контраста у всех цветоделенных негативов.
Исключительная важность соблюдения надлежащего кон­траста обычно забывается работниками цветной фотогра­фии, хотя выполнение этого условия имеет большее зна­чение, чем применение правильных фильтровых факторов. Ошибки в факторах фильтра даже в два раза благодаря большой широте современных эмульсий могут быть заметны только в исключительных случаях, в то время как в случае контраста это абсолютно недопустимо.
Хотя от вполне нормальных негативов и требуется пол­ное совпадение изображений серой шкалы как по плот­ности, так