ПРОЯВЛЕНИЕ НЕГАТИВОВ
Проявление цветоделенных негативов представляет весьма ответственную работу, от правильного проведения которой в очень значительной степени зависит успех всей съемки.
Монохромные фотографы в начале своего знакомства с цветной фотографией не обращают обычно внимания на то, что первоклассная техника является жизненной необходимостью для цветной работы.
В то время как 20%-ное изменение плотности монохромного бромистого отпечатка лишь едва может быть замечено глазом, 10%-ное изменение одного из компонентов цветного изображения не только ясно видно, но может совершенно разрушить иллюзию реальности. Оно может превратить теплый телесный цвет в трупный зеленоватый.
Вариации такого порядка могут быть легко вызваны небрежным проявлением негативов. Так например, если негативы проявляются в баке, причем изображения положены в бак в неодинаковом положении, то небольшая разница в плотностях верха и низа изображения может привести к очень заметным нарушениям цветового баланса. Розовые или зеленые полосы, заметные на некоторых изображениях, являются часто следствием этой ошибки.
Основной задачей правильного проявления является обеспечение надлежащего контраста всех трех негативов. На основании теоретических рассуждений можно полагать, что, вообще говоря, цветоделенные негативы должны обладать неодинаковым контрастом. Это стоит в связи с вопросом о возможности воспроизведения нейтрально-серого цвета путем смешения равных количеств трех печатных красок. Однако, поскольку в настоящее время еще не существует достаточно практически проверенных методов подбора требуемого контраста цветоделенных негативов, в качестве первого приближения следует рекомендовать проявление их до одинакового значения гаммы. При проявлении всех трех негативов в одном и том же проявителе в течение одинакового времени, гамма синего негатива обычно будет несколько
Монохромные фотографы в начале своего знакомства с цветной фотографией не обращают обычно внимания на то, что первоклассная техника является жизненной необходимостью для цветной работы.
В то время как 20%-ное изменение плотности монохромного бромистого отпечатка лишь едва может быть замечено глазом, 10%-ное изменение одного из компонентов цветного изображения не только ясно видно, но может совершенно разрушить иллюзию реальности. Оно может превратить теплый телесный цвет в трупный зеленоватый.
Вариации такого порядка могут быть легко вызваны небрежным проявлением негативов. Так например, если негативы проявляются в баке, причем изображения положены в бак в неодинаковом положении, то небольшая разница в плотностях верха и низа изображения может привести к очень заметным нарушениям цветового баланса. Розовые или зеленые полосы, заметные на некоторых изображениях, являются часто следствием этой ошибки.
Основной задачей правильного проявления является обеспечение надлежащего контраста всех трех негативов. На основании теоретических рассуждений можно полагать, что, вообще говоря, цветоделенные негативы должны обладать неодинаковым контрастом. Это стоит в связи с вопросом о возможности воспроизведения нейтрально-серого цвета путем смешения равных количеств трех печатных красок. Однако, поскольку в настоящее время еще не существует достаточно практически проверенных методов подбора требуемого контраста цветоделенных негативов, в качестве первого приближения следует рекомендовать проявление их до одинакового значения гаммы. При проявлении всех трех негативов в одном и том же проявителе в течение одинакового времени, гамма синего негатива обычно будет несколько
Рис. 76. Условие равенства контраста
меньше, чем у остальных. Можно однако подобрать такой негативный материал, для которого эта зависимость будет минимальной. В таком случае одновременное проявление всех трех цветоделенных негативов автоматически обеспечит равенство их контраста. В противном случае необходимо добиться этого соответствующим изменением времени проявления отдельных негативов.
Влияние, которое оказывает на цветопередачу различие в контрасте между цветоделенными негативами, нагляднее всего может быть показано на примере воспроизведения серой шкалы.
На рис. 76 приведены типичные характеристические кривые некоторой панхроматической эмульсии, полученные через три цветоделящих фильтра при одинаковом времени проявления. Пусть правильное воспроизведение серого цвета требует равных количеств всех трех красок. Тогда оно возможно будет только при некоторой определенной экспозиции, соответствующей точке пересечения всех трех характеристик (точка А). Только в этой точке количества трех красок в репродукции будут равны друг другу и в сумме дадут серый цвет.
При больших экспозициях, например в точке В, будет преобладать красный цвет, а при малых (точка С) — синий. Таким образом неодинаковость контраста цветоделенных негативов в этом случае может вызвать искаженную передачу серых тонов, а, следовательно, и всех остальных цветов.
Наличие различных цветных оттенков в светлых и темных ступенях серой шкалы является обычно характерным признаком таких негативов.
Исправление этого недостатка при дальнейших процедурах весьма затруднительно, а часто и прямо невозможно. Поэтому, при проявлении особенное внимание следует обратить на достижение полного тождества контраста у всех цветоделенных негативов.
Исключительная важность соблюдения надлежащего контраста обычно забывается работниками цветной фотографии, хотя выполнение этого условия имеет большее значение, чем применение правильных фильтровых факторов. Ошибки в факторах фильтра даже в два раза благодаря большой широте современных эмульсий могут быть заметны только в исключительных случаях, в то время как в случае контраста это абсолютно недопустимо.
Хотя от вполне нормальных негативов и требуется полное совпадение изображений серой шкалы как по плотности, так
Влияние, которое оказывает на цветопередачу различие в контрасте между цветоделенными негативами, нагляднее всего может быть показано на примере воспроизведения серой шкалы.
На рис. 76 приведены типичные характеристические кривые некоторой панхроматической эмульсии, полученные через три цветоделящих фильтра при одинаковом времени проявления. Пусть правильное воспроизведение серого цвета требует равных количеств всех трех красок. Тогда оно возможно будет только при некоторой определенной экспозиции, соответствующей точке пересечения всех трех характеристик (точка А). Только в этой точке количества трех красок в репродукции будут равны друг другу и в сумме дадут серый цвет.
При больших экспозициях, например в точке В, будет преобладать красный цвет, а при малых (точка С) — синий. Таким образом неодинаковость контраста цветоделенных негативов в этом случае может вызвать искаженную передачу серых тонов, а, следовательно, и всех остальных цветов.
Наличие различных цветных оттенков в светлых и темных ступенях серой шкалы является обычно характерным признаком таких негативов.
Исправление этого недостатка при дальнейших процедурах весьма затруднительно, а часто и прямо невозможно. Поэтому, при проявлении особенное внимание следует обратить на достижение полного тождества контраста у всех цветоделенных негативов.
Исключительная важность соблюдения надлежащего контраста обычно забывается работниками цветной фотографии, хотя выполнение этого условия имеет большее значение, чем применение правильных фильтровых факторов. Ошибки в факторах фильтра даже в два раза благодаря большой широте современных эмульсий могут быть заметны только в исключительных случаях, в то время как в случае контраста это абсолютно недопустимо.
Хотя от вполне нормальных негативов и требуется полное совпадение изображений серой шкалы как по плотности, так