КОНТРОЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Для контроля правильности выдержки, контраста негативов и для облегчения последующей цветной печати совершенно необходимо включать в кадр при съемке какой-нибудь контрольный объект. Наличие такого объекта не только дает возможность проверки правильности примененных фильтровых факторов и надлежащего контраста негативов, но и оказывается крайне существенным для последующих операций: изготовления цветоделенных позитивов и самой цветной печати.
В качестве такого контрольного объекта может служить любой объект, относительно которого может быть заранее известно, с какими плотностями он должен быть передан на цветоделенных негативах. Обычно для этой цели рекомендуется так называемая серая шкала, представляющая собой в простейшем виде три куска матовой бромистой бумаги: неэкспонированной, засвеченной и проявленной до серого тона средней плотности и совершенно черной.
Применение такой серой шкалы в качестве контрольного объекта базируется на том допущении, что при правильной цветопередаче эта серая шкала должна на всех трех цветоделенных негативах передаваться с одинаковой плотностью. Это утверждение имеет, очевидно, смысл только в том случае, если смесь равных количеств печатных красок (создаваемых равными плотностями негативов) сможет воспроизвести нейтрально-серую окраску нашей шкалы. Однако полученный таким образом цвет будет, как правило, весьма далек от нейтрально-серого и в лучшем случае будет лишь весьма мало насыщенным хроматическим тоном.
В громадном большинстве случаев можно было бы достичь лучшего приближения к цвету оригинальной шкалы, применяя неравные количества красок, а, следовательно, при неравных плотностях цветоделенных негативов. Поэтому утверждение, что нейтрально-серый объект должен передаваться с равными плотностями на всех цветоделенных негативах, является с принципиальной точки зрения неверным.
Было бы удобнее применять в качестве контрольного объекта такую шкалу, для воспроизведения которой заведомо требуются одинаковые плотности. По предложению Н. Д. Нюберга для этого можно применить так называемую „псевдосерую" шкалу, составленную из субтрактивной смеси трех применяемых в данном процессе печатных красок, взятых в одинаковых количествах. Правильное воспроизведение такой шкалы, очевидно, будет требовать одинаковых плотностей на негативах. Само собою разумеется, что такого рода „псевдосерая" шкала должна изготовляться заново для каждой новой триады печатных красок.
Применение обычной серой шкалы для целей контроля вполне допустимо, если заранее путем опыта установлено, с какими (вообще говоря, неодинаковыми) плотностями она должна передаваться на цветоделенных негативах.
Вдоль одного края шкалы удобно наклеить узкие цветные полоски синего, красного и желтого цветов (например, полоски пигментной бумаги) не слишком темной окраски и снабдить их черными буквами, указывающими на цвет полоски. Различная передача этих полосок служит хорошим средством для идентификации цветоделенных негативов.
Контрольная шкала должна быть помещена таким образом, чтобы ее можно было удалить при обрезке изображения, не нарушая композиции кадра. Нет никакой необходимости, чтобы контрольная шкала была бы вполне в фокусе, однако она обязательно должна получать то же освещение, что и весь снимаемый объект в среднем. Недопустимо помещение ее в тени, когда большая часть объекта находится на солнце, и т. п.
В качестве такого контрольного объекта может служить любой объект, относительно которого может быть заранее известно, с какими плотностями он должен быть передан на цветоделенных негативах. Обычно для этой цели рекомендуется так называемая серая шкала, представляющая собой в простейшем виде три куска матовой бромистой бумаги: неэкспонированной, засвеченной и проявленной до серого тона средней плотности и совершенно черной.
Применение такой серой шкалы в качестве контрольного объекта базируется на том допущении, что при правильной цветопередаче эта серая шкала должна на всех трех цветоделенных негативах передаваться с одинаковой плотностью. Это утверждение имеет, очевидно, смысл только в том случае, если смесь равных количеств печатных красок (создаваемых равными плотностями негативов) сможет воспроизвести нейтрально-серую окраску нашей шкалы. Однако полученный таким образом цвет будет, как правило, весьма далек от нейтрально-серого и в лучшем случае будет лишь весьма мало насыщенным хроматическим тоном.
В громадном большинстве случаев можно было бы достичь лучшего приближения к цвету оригинальной шкалы, применяя неравные количества красок, а, следовательно, при неравных плотностях цветоделенных негативов. Поэтому утверждение, что нейтрально-серый объект должен передаваться с равными плотностями на всех цветоделенных негативах, является с принципиальной точки зрения неверным.
Было бы удобнее применять в качестве контрольного объекта такую шкалу, для воспроизведения которой заведомо требуются одинаковые плотности. По предложению Н. Д. Нюберга для этого можно применить так называемую „псевдосерую" шкалу, составленную из субтрактивной смеси трех применяемых в данном процессе печатных красок, взятых в одинаковых количествах. Правильное воспроизведение такой шкалы, очевидно, будет требовать одинаковых плотностей на негативах. Само собою разумеется, что такого рода „псевдосерая" шкала должна изготовляться заново для каждой новой триады печатных красок.
Применение обычной серой шкалы для целей контроля вполне допустимо, если заранее путем опыта установлено, с какими (вообще говоря, неодинаковыми) плотностями она должна передаваться на цветоделенных негативах.
Вдоль одного края шкалы удобно наклеить узкие цветные полоски синего, красного и желтого цветов (например, полоски пигментной бумаги) не слишком темной окраски и снабдить их черными буквами, указывающими на цвет полоски. Различная передача этих полосок служит хорошим средством для идентификации цветоделенных негативов.
Контрольная шкала должна быть помещена таким образом, чтобы ее можно было удалить при обрезке изображения, не нарушая композиции кадра. Нет никакой необходимости, чтобы контрольная шкала была бы вполне в фокусе, однако она обязательно должна получать то же освещение, что и весь снимаемый объект в среднем. Недопустимо помещение ее в тени, когда большая часть объекта находится на солнце, и т. п.