Фотоуслуги в Белгороде > Техника цветной съемки > КОНТРОЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

КОНТРОЛЬНАЯ ТАБЛИЦА


Для контроля правильности выдержки, контраста не­гативов и для облегчения последующей цветной печати совершенно необходимо включать в кадр при съемке какой-нибудь контрольный объект. Наличие такого объекта не только дает возможность проверки правильности при­мененных фильтровых факторов и надлежащего контраста негативов, но и оказывается крайне существенным для по­следующих операций: изготовления цветоделенных пози­тивов и самой цветной печати.
В качестве такого контрольного объекта может служить любой объект, относительно которого может быть заранее известно, с какими плотностями он должен быть передан на цветоделенных негативах. Обычно для этой цели реко­мендуется так называемая серая шкала, представляющая собой в простейшем виде три куска матовой бромистой бу­маги: неэкспонированной, засвеченной и проявленной до серого тона средней плотности и совершенно черной.
Применение такой серой шкалы в качестве контрольного объекта базируется на том допущении, что при правильной цветопередаче эта серая шкала должна на всех трех цве­тоделенных негативах передаваться с одинаковой плотно­стью. Это утверждение имеет, очевидно, смысл только в том случае, если смесь равных количеств печатных красок (создаваемых равными плотностями негативов) сможет вос­произвести нейтрально-серую окраску нашей шкалы. Однако полученный таким образом цвет будет, как правило, весьма далек от нейтрально-серого и в лучшем случае будет лишь весьма мало насыщенным хроматическим тоном.
В громадном большинстве случаев можно было бы до­стичь лучшего приближения к цвету оригинальной шкалы, применяя неравные количества красок, а, следовательно, при неравных плотностях цветоделенных негативов. Поэтому утверждение, что нейтрально-серый объект должен пере­даваться с равными плотностями на всех цветоделенных негативах, является с принципиальной точки зрения не­верным.
Было бы удобнее применять в качестве контрольного объекта такую шкалу, для воспроизведения которой заве­домо требуются одинаковые плотности. По предложению Н. Д. Нюберга для этого можно применить так называемую „псевдосерую" шкалу, составленную из субтрактивной смеси трех применяемых в данном процессе печатных кра­сок, взятых в одинаковых количествах. Правильное воспро­изведение такой шкалы, очевидно, будет требовать одина­ковых плотностей на негативах. Само собою разумеется, что такого рода „псевдосерая" шкала должна изготов­ляться заново для каждой новой триады печатных красок.
Применение обычной серой шкалы для целей контроля вполне допустимо, если заранее путем опыта установлено, с какими (вообще говоря, неодинаковыми) плотностями она должна передаваться на цветоделенных негативах.
Вдоль одного края шкалы удобно наклеить узкие цветные полоски синего, красного и желтого цветов (например, по­лоски пигментной бумаги) не слишком темной окраски и снабдить их черными буквами, указывающими на цвет по­лоски. Различная передача этих полосок служит хорошим средством для идентификации цветоделенных негативов.
Контрольная шкала должна быть помещена таким обра­зом, чтобы ее можно было удалить при обрезке изобра­жения, не нарушая композиции кадра. Нет никакой необ­ходимости, чтобы контрольная шкала была бы вполне в фокусе, однако она обязательно должна получать то же освещение, что и весь снимаемый объект в среднем. Не­допустимо помещение ее в тени, когда большая часть объекта находится на солнце, и т. п.