Фотоуслуги в Белгороде > Техника цветной съемки > КРАТНОСТИ ЦВЕТОДЕЛЯЩИХ ФИЛЬТРОВ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КРАТНОСТИ ЦВЕТОДЕЛЯЩИХ ФИЛЬТРОВ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
Задача корректирования ослабляющего действия светофильтра, обсуждаемая ранее, сводится к подбору условий экспозиции (интенсивность, выдержка), при которых была бы обеспечена одинаковость плотностей для негативов, снятых с фильтром и без него. При цветоделенной съемке такая формулировка имеет смысл только для ахроматического объекта, который должен на всех негативах передаваться с одинаковой плотностью как без фильтров, так и с ними. Поэтому в выражении фактора фильтра, данного нами выше, значения Rл относятся именно к такому серому, ахроматическому- объекту. Для него, очевидно Rл = const для всех л и потому
Из многочисленных способов определения кратности фильтра, описание которых можно найти в книге Фааса, мы остановимся только на сенситометрическом определении по системе Хертера и Дриффильда и определении методом пробных съемок.
По первому способу поступают следующим образом. Получают сенситограммы (с помощью обычного сенситометра Хертера-Дриффильда) применяемого негативного материала без светофильтра и с испытуемым светофильтром. В связи с влиянием спектрального состава освещения необходимо эти испытания проводить с теми источниками света, которые будут применены при съемке (искусственный дневной свет, полуваттный свет и т. п.). Так как величина гаммы зависит от спектрального состава освещения, то полученные сенситограммы должны быть проявлены до одинакового значения гаммы: это потребует различного времени проявления для сенситограммы с фильтром и без него. После промера плотностей сенситограммы и построения характеристических кривых, находят обычным путем значения инерции Hio и hi Отношение Hi/Hio и будет искомой величиной кратности фильтра пси, так как в системе Хертер - Дриффильда отношение экспозиции равно отношению соответствующих выдержек. Более удобным и доступным является способ пробной съемки. Производят ряд съемок ахроматического объекта на применяемых пластинках через испытуемый светофильтр при разных выдержках и без светофильтра. После проявления негативов находят такую выдержку, при которой плотности объекта, снятого со светофильтром и без него, были одинаковы. Для получения точных результатов не следует доверяться визуальной оценке, а обязательно производить промер негативов с помощью какого-нибудь денситометра. Само собою разумеется, что такого рода определения должны быть повторены для каждого типа освещения, которое будет применено для съемки (прямой или рассеянный дневной свет, полуваттный свет и т. п.). Так как спектральная чувствительность эмульсии даже для одного ее сорта не остается постоянной, а меняется от полива к поливу и иногда довольно значительно, производить подобное определение рекомендуется для каждого нового номера эмульсии. Очень удобный и простой прибор, позволяющий произвести ряд экспозиций на одной пластинке, может быть сделан следующим образом. Продолговатый картонный ящик обклеивают изнутри черным бархатом. В его крышке делают прорезь, в которой может перемещаться снимаемый серый объект. Сделав первую съемку, закрывают затвор и передвигают серый объект в прорези так, чтобы он занял соседнее положение, после чего производят вторую съемку, и т. д. При съемке с постоянными условиями освещения можно пользоваться один раз найденными кратностями фильтров. При изменении освещения кратности фильтров нужно определять заново. В таблице приведены ориентировочные данные для разных эмульсий, фильтров и условий освещения. Зависимость кратностей фильтров от освещения еще нагляднее видна на таблице для панхроматических пластинок Ильфорда.
Как видно, кратности различных фильтров неодинаково меняются с изменением освещения. Это создает основное затруднение при определении выдержки. |