Многочисленные варианты пигментного процесса, широко применяемого для художественной печати, описаны с до­статочной полнотой в книге П. В. Клепикова. В настоящее .время они весьма редко применяются для цветной фотогра­фии, имея в этом отношении больше исторический интерес.
Техника работы по этому способу в основных чертах состоит в следующем. Пигментную бумагу очувствляют в растворе, состоящем из бихромата калия или аммония, обычно с прибавлением небольшого количества аммиака и иногда спирта. После очувствления пигментную бумагу су­шат при неактичном свете. Операция сушки составляет весьма важную и ответственную часть процесса.
Копирование ведут в контакте при рассеянном дневном или сильном искусственном свете, богатом синими лучами (вольтовы дуги, ртутные лампы и т. п.).
Крайне низкая чувствительность пигментного слоя не дает возможности получать увеличения с помощью проек­ционной печати. Для получения изображений большого формата приходится прибегать к контактной печати с уве­личенных дубликатов негатива, что вызывает значительные неудобства.
После экспонирования пигментную бумагу притирают к покрытому слоем воска листу целлулоида, на котором и ведут проявление в горячей воде. Температура воды и про­должительность проявления имеют большое влияние на сил} получающегося изображения. Полученные цветные позити­вы собираются на временной растворимой подложке и за­тем переносятся на постоянную.
Вариант пигментного трехцветного способа, известный под именем Бельколор, пользуется и ныне распростране­нием, главным образом в полиграфии, где им пользуются для изготовления пробных цветных изображений, необходи­мых для контроля при выкрывании клише.
Материал для способа Бельколор (выпущенный в 1925 г.) состоит из листов тонкого целлулоида, покрытых тонким слоем окрашенной желатины. Пленки Бельколор бывают как обычных трех субтрактивных цветов: красного, желтого и синего, так и других (черного и т. д.).
Эти пленки очувствляются в растворе бихромата и пе­чатаются контактом через заднюю сторону подложки. По­сле проявления полученные цветные изображения без вся­кого переноса складываются друг с другом в точном со­впадении и дают прекрасный цветной диапозитив, вполне удовлетворяющий требованиям для контрольного изображе­ния в полиграфии.
В последнее время фирма Мерфи, эксплоатирующая этот способ, выпустила пленки Бельколор, в которых же­латиновое цветное изображение может быть отделено от целлулоидной подложки и перенесено на бумагу.
Масляный процесс, введенный в практику Роулинсом (Rawlihs) в 1904 г., основан на том, что жирная краска не пристает к набухшим частям желатинового изображения и, наоборот, удерживается на задубленных. После освещения пигментного слоя под негативом, на нем вызывают рельеф набухания путем обработки в теплой воде. Удалив с по­верхности изображения избыток влаги, накатывают на него с помощью ролика (или наносят кистью) жирную краску (типа литографской). Окрашенное таким путем изображе­ние служит матрицей для переноса краски на бумагу.
Для цветной фотографии трехцветный масляный процесс употребляется крайне редко.
Различие в способности прокрашивания в растворах кра­сителей, которое имеет место между задубленной и незадуб-ленной желатиной, чаще всего используется в способах, осно­ванных на светочувствительности хромированной желатины. Поскольку во всех этих способах (пинатипия, способ Мер-шина и др.) применяется перенос красителя на подложку с помощью гидротипной печати, эти методы были изложе­ны вместе с прочими гидротипными способами.