Фотоуслуги в Белгороде > Пигментные способы > ПИГМЕНТНЫЕ ПРОЦЕССЫ. МАСЛЯНЫЙ СПОСОБ
ПИГМЕНТНЫЕ ПРОЦЕССЫ. МАСЛЯНЫЙ СПОСОБ |
Многочисленные варианты пигментного процесса, широко применяемого для художественной печати, описаны с достаточной полнотой в книге П. В. Клепикова. В настоящее .время они весьма редко применяются для цветной фотографии, имея в этом отношении больше исторический интерес. Техника работы по этому способу в основных чертах состоит в следующем. Пигментную бумагу очувствляют в растворе, состоящем из бихромата калия или аммония, обычно с прибавлением небольшого количества аммиака и иногда спирта. После очувствления пигментную бумагу сушат при неактичном свете. Операция сушки составляет весьма важную и ответственную часть процесса. Копирование ведут в контакте при рассеянном дневном или сильном искусственном свете, богатом синими лучами (вольтовы дуги, ртутные лампы и т. п.). Крайне низкая чувствительность пигментного слоя не дает возможности получать увеличения с помощью проекционной печати. Для получения изображений большого формата приходится прибегать к контактной печати с увеличенных дубликатов негатива, что вызывает значительные неудобства. После экспонирования пигментную бумагу притирают к покрытому слоем воска листу целлулоида, на котором и ведут проявление в горячей воде. Температура воды и продолжительность проявления имеют большое влияние на сил} получающегося изображения. Полученные цветные позитивы собираются на временной растворимой подложке и затем переносятся на постоянную. Вариант пигментного трехцветного способа, известный под именем Бельколор, пользуется и ныне распространением, главным образом в полиграфии, где им пользуются для изготовления пробных цветных изображений, необходимых для контроля при выкрывании клише. Материал для способа Бельколор (выпущенный в 1925 г.) состоит из листов тонкого целлулоида, покрытых тонким слоем окрашенной желатины. Пленки Бельколор бывают как обычных трех субтрактивных цветов: красного, желтого и синего, так и других (черного и т. д.). Эти пленки очувствляются в растворе бихромата и печатаются контактом через заднюю сторону подложки. После проявления полученные цветные изображения без всякого переноса складываются друг с другом в точном совпадении и дают прекрасный цветной диапозитив, вполне удовлетворяющий требованиям для контрольного изображения в полиграфии. В последнее время фирма Мерфи, эксплоатирующая этот способ, выпустила пленки Бельколор, в которых желатиновое цветное изображение может быть отделено от целлулоидной подложки и перенесено на бумагу. Масляный процесс, введенный в практику Роулинсом (Rawlihs) в 1904 г., основан на том, что жирная краска не пристает к набухшим частям желатинового изображения и, наоборот, удерживается на задубленных. После освещения пигментного слоя под негативом, на нем вызывают рельеф набухания путем обработки в теплой воде. Удалив с поверхности изображения избыток влаги, накатывают на него с помощью ролика (или наносят кистью) жирную краску (типа литографской). Окрашенное таким путем изображение служит матрицей для переноса краски на бумагу. Для цветной фотографии трехцветный масляный процесс употребляется крайне редко. Различие в способности прокрашивания в растворах красителей, которое имеет место между задубленной и незадуб-ленной желатиной, чаще всего используется в способах, основанных на светочувствительности хромированной желатины. Поскольку во всех этих способах (пинатипия, способ Мер-шина и др.) применяется перенос красителя на подложку с помощью гидротипной печати, эти методы были изложены вместе с прочими гидротипными способами. |