ТРЕБОВАНИЯ К ЦВЕТОДЕЛЕННЫМ ПОЗИТИВАМ
Исходным материалом для цветного позитивного про" цесса по способу Карбро являются позитивные фотографа ческие отпечатки с цветоделенных негативов (цветоделен-ные позитивы), получаемые в результате контактной или проекционной печати.
Металлическое серебро этих отпечатков образует в результате описанных выше реакций рельефное цветное изображение. В силу этого изготовление цветоделенных позитивов является существеннейшей частью процесса, от правильного проведения которой зависит успех всей работы.
Следует учитывать, что бромистый отпечаток является непосредственным источником для получения цветного изображения и исправление его недостатков в процессе самой цветной печати весьма затруднительно. С другой стороны, в процессе бромистой печати мы имеем некоторую дополнительную возможность для выправления недочетов негативов.
Учитывая важность бромистого позитивного процесса не только для способа Карбро, но и для всех тех методов цветной фотографии, в которых исходят не непосредственно от негатива, а от промежуточного позитива, является уместным вкратце напомнить здесь некоторые основные принципы, относящиеся к печати на фотобумаге. При этом необходимо отметить одно существенное различие между свойствами и характеристиками бромистого отпечатка, предназначенного для монохромной фотографии, и для отпечатка, служащего материалом для цветной печати.
В первом случае черно-белый фотографический отпечаток является конечным результатом фотографического процесса и должен правильно передавать для нашего глаза соотношения яркостей снимаемого объекта. Напротив, бромистый отпечаток с цветоделенного негатива предназначен не для рассматривания, а служит лишь вспомогательным средством для получения цветного изображения. Поэтому к такому отпечатку предъявляются иные требования, чем к черно-белому фотографическому изображению,
Эти требования могут в той или иной степени меняться в зависимости от характера применяемого цветного позитивного процесса, но, в общем, могут быть сведены к необходимости пропорциональной передачи плотностей цветоделенного негатива.
Строго говоря, мы можем добиться этого лишь в том случае, если используем только прямолинейную часть характеристической кривой нашего позитивного материала. Так как эта область характеристики у позитивных слоев вообще невелика и меньше, чем для негативных, то нам приходится ограничиваться таким интервалом плотностей нега тива, который смог бы уместиться в области пропорциональной передачи позитива.
В черно-белой фотографии мы можем использовать более широкий интервал позитива в силу некоторых особенностей нашего зрительного восприятия черно-белых изображений.
Эти соображения не применимы к случаю позитивных изображений для цветного процесса, и поэтому сенситометрические величины, характеризующие свойства монохромного отпечатка, как: передача деталей, градация, используемый интервал, столь детально разработанные в работах Гольдберга и Джонса, лишь с большой осторожностью могут быть перенесены на интересующий нас случай.
Вопросы сенситометрии черно-белого позитива для цветной фотографии еще совсем не разработаны.
Можно полагать, однако, что ввиду особенно большого значения, которое имеет для наших целей пропорциональность передачи позитивного материала, его сенситометрическая характеристика должна быть ближе связана с сенситометрией негатива, чем это имеет место для фотобумаг. В частности, например, величины коэфициента контрастности и широты бумаги будут иметь для наших целей большее значение, чем полный контраст (по Джонсу), градация бумаги, приспособляемость и другие величины, хаhктеризующие визуальные свойства бромистого отпечатка.
Задача получения хорошей серии бромистых отпечатков сводится к получению трех правильно экспонированные позитивов, на которых контрольные шкалы должны иметь Надлежащие плотности и контраст. Для этого следует подбирать бумагу, отвечающую определенным требованиям как . в отношении своих фотографических свойств, так и меха-нических качеств, учитывая ее последующую обработку. Бромистую бумагу лучше выбирать матовую или полу-матовую нормального или контрастного сорта. Бумага не Должна иметь защитного слоя, которым снабжены почти все заграничные бумаги. Эмульсия не должна быть излишне Надубленной и не должна, пузыриться даже при повторных отбеливании и проявлении. Очень важно равномерное на-несение эмульсии (ровный полив) и совершенное отсутствие вуали и точек, в особенности, белых.
Со стороны фотографических свойств от бумаги требуется, чтобы она была „сочной", с хорошей градацией и глубокими тенями. Необходимо также, чтобы эмульсион-ный слой был богат серебром.
Бумажная подложка должна быть плотной и обладать хорошей механической прочностью в мокром состоянии. Слишком большая промокаемость нежелательна. Особенное внимание следует обратить на то, чтобы бумажная подложка не деформировалась при размачивании и высушивании. В противном случае трудно добиться хорошего совпадения изображений.
Растяжение бумаги всегда больше в направлении ширины рулона, из которого вырезаны листы, чем по его длине. Поэтому если резка бумаги велась в разных направлениях, то получить хорошее совпадение изображений будет невозможно. По этой причине предпочтительнее приобретать бромистую бумагу в рулонах и отрезать ее всегда в одном и том же направлении.
Металлическое серебро этих отпечатков образует в результате описанных выше реакций рельефное цветное изображение. В силу этого изготовление цветоделенных позитивов является существеннейшей частью процесса, от правильного проведения которой зависит успех всей работы.
Следует учитывать, что бромистый отпечаток является непосредственным источником для получения цветного изображения и исправление его недостатков в процессе самой цветной печати весьма затруднительно. С другой стороны, в процессе бромистой печати мы имеем некоторую дополнительную возможность для выправления недочетов негативов.
Учитывая важность бромистого позитивного процесса не только для способа Карбро, но и для всех тех методов цветной фотографии, в которых исходят не непосредственно от негатива, а от промежуточного позитива, является уместным вкратце напомнить здесь некоторые основные принципы, относящиеся к печати на фотобумаге. При этом необходимо отметить одно существенное различие между свойствами и характеристиками бромистого отпечатка, предназначенного для монохромной фотографии, и для отпечатка, служащего материалом для цветной печати.
В первом случае черно-белый фотографический отпечаток является конечным результатом фотографического процесса и должен правильно передавать для нашего глаза соотношения яркостей снимаемого объекта. Напротив, бромистый отпечаток с цветоделенного негатива предназначен не для рассматривания, а служит лишь вспомогательным средством для получения цветного изображения. Поэтому к такому отпечатку предъявляются иные требования, чем к черно-белому фотографическому изображению,
Эти требования могут в той или иной степени меняться в зависимости от характера применяемого цветного позитивного процесса, но, в общем, могут быть сведены к необходимости пропорциональной передачи плотностей цветоделенного негатива.
Строго говоря, мы можем добиться этого лишь в том случае, если используем только прямолинейную часть характеристической кривой нашего позитивного материала. Так как эта область характеристики у позитивных слоев вообще невелика и меньше, чем для негативных, то нам приходится ограничиваться таким интервалом плотностей нега тива, который смог бы уместиться в области пропорциональной передачи позитива.
В черно-белой фотографии мы можем использовать более широкий интервал позитива в силу некоторых особенностей нашего зрительного восприятия черно-белых изображений.
Эти соображения не применимы к случаю позитивных изображений для цветного процесса, и поэтому сенситометрические величины, характеризующие свойства монохромного отпечатка, как: передача деталей, градация, используемый интервал, столь детально разработанные в работах Гольдберга и Джонса, лишь с большой осторожностью могут быть перенесены на интересующий нас случай.
Вопросы сенситометрии черно-белого позитива для цветной фотографии еще совсем не разработаны.
Можно полагать, однако, что ввиду особенно большого значения, которое имеет для наших целей пропорциональность передачи позитивного материала, его сенситометрическая характеристика должна быть ближе связана с сенситометрией негатива, чем это имеет место для фотобумаг. В частности, например, величины коэфициента контрастности и широты бумаги будут иметь для наших целей большее значение, чем полный контраст (по Джонсу), градация бумаги, приспособляемость и другие величины, хаhктеризующие визуальные свойства бромистого отпечатка.
Задача получения хорошей серии бромистых отпечатков сводится к получению трех правильно экспонированные позитивов, на которых контрольные шкалы должны иметь Надлежащие плотности и контраст. Для этого следует подбирать бумагу, отвечающую определенным требованиям как . в отношении своих фотографических свойств, так и меха-нических качеств, учитывая ее последующую обработку. Бромистую бумагу лучше выбирать матовую или полу-матовую нормального или контрастного сорта. Бумага не Должна иметь защитного слоя, которым снабжены почти все заграничные бумаги. Эмульсия не должна быть излишне Надубленной и не должна, пузыриться даже при повторных отбеливании и проявлении. Очень важно равномерное на-несение эмульсии (ровный полив) и совершенное отсутствие вуали и точек, в особенности, белых.
Со стороны фотографических свойств от бумаги требуется, чтобы она была „сочной", с хорошей градацией и глубокими тенями. Необходимо также, чтобы эмульсион-ный слой был богат серебром.
Бумажная подложка должна быть плотной и обладать хорошей механической прочностью в мокром состоянии. Слишком большая промокаемость нежелательна. Особенное внимание следует обратить на то, чтобы бумажная подложка не деформировалась при размачивании и высушивании. В противном случае трудно добиться хорошего совпадения изображений.
Растяжение бумаги всегда больше в направлении ширины рулона, из которого вырезаны листы, чем по его длине. Поэтому если резка бумаги велась в разных направлениях, то получить хорошее совпадение изображений будет невозможно. По этой причине предпочтительнее приобретать бромистую бумагу в рулонах и отрезать ее всегда в одном и том же направлении.