КОНТАКТ С БРОМИСТЫМ ОТПЕЧАТКОМ
Операция притирания пигмента к бромистому отпечатку является самой ответственной во всем процессе и причиной неудач чаще всего служат неправильности в этой стадии работы.
Самый метод притирания намокшего пигмента к мокрому бромистому отпечатку с помощью резиновой линейки-при-тиралки вызывает серьезные возражения, особенно при больших форматах отпечатка.
Вода, оставшаяся на бромистом отпечатке, разбавляет неизбежно раствор в пигментном слое. Это обстоятельство является фактором непостоянным, зависящим как от количества воды, находящейся на отпечатке, так и от продолжительности притирания. Поэтому необходимо по возможности стандартизовать способ выжимания бромистого отпечатка из воды и следить за тем, чтобы на нем всегда оставалась равномерная пленка воды.
Самые светлые части бромистого отпечатка отбеливаются уже в течение нескольких секунд, в то время как притирание достаточно большого отпечатка занимает больше времени. Поэтому в случае больших отпечатков довольно Значительное количество ферроцианида в этих местах переходит в смачивающую жидкость и при последующем притирании выдавливается вместе с ней прочь. В силу этого, передача ярких светов значительно ухудшается, если даже сам механизм процесса приспособлен надлежащим образом.
Можно наблюдать заметную разницу между отпечатками, в которых первое притирание шло от светлых частей К темным, и отпечатками, в которых притирание велось в обратном направлении. Это показано на рис. 94а и Ь. Отпечатки сделаны при совершенно одинаковых условиях, Кроме направления притирания. На левом отпечатке
(рис. 94а), в котором притирание шло, начиная со светлых мест, заметна вуаль возле темных частей изображения. Это произошло потому, что образовавшийся в этих местах фер-роцианид успел, до протирания, продиффундировать в смачивающую жидкость и попасть на соседние места изображения. Напротив, самая светлая ступень, которая притиралась первой, передана хорошо.
Правый отпечаток (рис. 94Ь) притирался в обратно направлении — от темных мест к светлым. Темные частк почти совершенно свободны от вуали, в то время как самая светлая ступень практически отсутствует, потому что
Самый метод притирания намокшего пигмента к мокрому бромистому отпечатку с помощью резиновой линейки-при-тиралки вызывает серьезные возражения, особенно при больших форматах отпечатка.
Вода, оставшаяся на бромистом отпечатке, разбавляет неизбежно раствор в пигментном слое. Это обстоятельство является фактором непостоянным, зависящим как от количества воды, находящейся на отпечатке, так и от продолжительности притирания. Поэтому необходимо по возможности стандартизовать способ выжимания бромистого отпечатка из воды и следить за тем, чтобы на нем всегда оставалась равномерная пленка воды.
Самые светлые части бромистого отпечатка отбеливаются уже в течение нескольких секунд, в то время как притирание достаточно большого отпечатка занимает больше времени. Поэтому в случае больших отпечатков довольно Значительное количество ферроцианида в этих местах переходит в смачивающую жидкость и при последующем притирании выдавливается вместе с ней прочь. В силу этого, передача ярких светов значительно ухудшается, если даже сам механизм процесса приспособлен надлежащим образом.
Можно наблюдать заметную разницу между отпечатками, в которых первое притирание шло от светлых частей К темным, и отпечатками, в которых притирание велось в обратном направлении. Это показано на рис. 94а и Ь. Отпечатки сделаны при совершенно одинаковых условиях, Кроме направления притирания. На левом отпечатке
(рис. 94а), в котором притирание шло, начиная со светлых мест, заметна вуаль возле темных частей изображения. Это произошло потому, что образовавшийся в этих местах фер-роцианид успел, до протирания, продиффундировать в смачивающую жидкость и попасть на соседние места изображения. Напротив, самая светлая ступень, которая притиралась первой, передана хорошо.
Правый отпечаток (рис. 94Ь) притирался в обратно направлении — от темных мест к светлым. Темные частк почти совершенно свободны от вуали, в то время как самая светлая ступень практически отсутствует, потому что
Рис. 94. Влияние направления притирания на передачу тонов в способе Карбро
образовавшийся здесь ферроцианид был полностью вытеснен нри притирании из смачивающего раствора, куда он успел перейти до начала притирания.
При повторных сильных движениях притиралкой происходит некоторое растяжение пигментного слоя, что впоследствии может повлечь за собой несовпадение изображений.
Чтобы избежать этих неудобств и одновременно получить возможность вести притирание всегда совершенно одинаковым способом, в научно-исследовательской лаборатории Союзфото была сконструирована специальная машина. Машина состоит из подвижного стола, движущегося по рельсам в горизонтальном направлении, и двух валов, несущих на себе бесконечную толстую резиновую ленту, Мокрый бромистый отпечаток располагается на зеркальном: стекле, лежащем на столе машины, а пигментный лист, вынутый из ванны, кладется слоем кверху на резиновую ленту.
При вращении рукоятки стол движется налево, резиновая лента увлекает с собой пигментный лист так, что последний накладывается на бромистый отпечаток и одновременно прижимается к нему давлением валика через резиновую ленту. Конструкция машины обеспечивает накладывание пигмента на бромистый отпечаток и одновременное плотное притирание. Этим устраняются неудобства, возникающие из-за наличия некоторого времени между накладыванием пигмента на отпечаток и моментом полного контакта между ними. Подобного же типа машина несколько другой конструции описана в книге Клепикова.
"За время контакта между пигментным слоем и бромистым отпечатком и происходят те сложные процессы, которые мы уже описывали. На ход этих процессов в сильной степени влияет температура, воздействуя как на химические реакции, так и особенно на скорость диффузии растворов, желатиновый слой и на степень его набухания. Поэтому поддержание постоянной оптимальной температуры не только растворов, но и всего рабочего помещения является В этом способе очень важным фактором.
Очень важную роль играет также влажность воздуха. Следует иметь в виду, что нам приходится для получения готового цветного отпечатка накладывать друг на друга. в строгом совпадении три пигментных изображения. Поэтому всякого рода деформации желатинового слоя, которые определяются, в основном, содержанием в нем воды, должны быть строго одинаковыми. А этого возможно достичь только при поддержании в помещении постоянной температуры к влажности воздуха. Лучшим средством для этого является кондиционирование воздуха, хотя бы и не автоматическое. Наилучшей температурой следует признать 16 —18° при относительной влажности 40 — 60%. Поддержание такой сравнительно низкой влажности в помещении, где постоянно работают с большими количествами горячей воды, следует считать нелегкой задачей.
Пигментный лист, находящийся в контакте с бромистым отпечатком, следует предохранять от высыхания, могущего причинить неравномерное дубление желатины, покрывая его пергаментной бумагой.
Реакция отбеливания изображения заканчивается сама по себе примерно минут через 5 в зависимости от температуры и состава раствора. Однако реакции, происходящие в толще пигментного слоя, требуют еще некоторого времени: обычно, продолжительность контакта с бромистым отпечатком составляет 10 —15 мин. Смешанные растворы требуют для этого меньшего времени: минут 5 — 7.
При существующих рецептах очувствляющих растворов эти реакции идут все время от соприкосновения очувствлен-ного пигмента с бромистым отпечатком и кончая проявлением пигмента в горячей воде. Поэтому промежуток времени между этими двумя процессами должен быть точно стандартизован.
Чем он больше, тем в известных пределах сильнее получающееся пигментное изображение. Этим можно воспользоваться в случае надобности для некоторого изменения силы отдельных цветных изображений. Если, как обычно очувствление ведут в таком порядке: синий, красный ц желтый пигменты, то и проявление ведут в том же порядке. Если желательно несколько ослабить желтое изображение, его следует проявить раньше других. Совершенно аналогичным образом очувствляют красный и желтый пигменты.
При работе по такому способу необходимо для каждой новой серии отпечатков применять свежую ванну.
При повторных сильных движениях притиралкой происходит некоторое растяжение пигментного слоя, что впоследствии может повлечь за собой несовпадение изображений.
Чтобы избежать этих неудобств и одновременно получить возможность вести притирание всегда совершенно одинаковым способом, в научно-исследовательской лаборатории Союзфото была сконструирована специальная машина. Машина состоит из подвижного стола, движущегося по рельсам в горизонтальном направлении, и двух валов, несущих на себе бесконечную толстую резиновую ленту, Мокрый бромистый отпечаток располагается на зеркальном: стекле, лежащем на столе машины, а пигментный лист, вынутый из ванны, кладется слоем кверху на резиновую ленту.
При вращении рукоятки стол движется налево, резиновая лента увлекает с собой пигментный лист так, что последний накладывается на бромистый отпечаток и одновременно прижимается к нему давлением валика через резиновую ленту. Конструкция машины обеспечивает накладывание пигмента на бромистый отпечаток и одновременное плотное притирание. Этим устраняются неудобства, возникающие из-за наличия некоторого времени между накладыванием пигмента на отпечаток и моментом полного контакта между ними. Подобного же типа машина несколько другой конструции описана в книге Клепикова.
"За время контакта между пигментным слоем и бромистым отпечатком и происходят те сложные процессы, которые мы уже описывали. На ход этих процессов в сильной степени влияет температура, воздействуя как на химические реакции, так и особенно на скорость диффузии растворов, желатиновый слой и на степень его набухания. Поэтому поддержание постоянной оптимальной температуры не только растворов, но и всего рабочего помещения является В этом способе очень важным фактором.
Очень важную роль играет также влажность воздуха. Следует иметь в виду, что нам приходится для получения готового цветного отпечатка накладывать друг на друга. в строгом совпадении три пигментных изображения. Поэтому всякого рода деформации желатинового слоя, которые определяются, в основном, содержанием в нем воды, должны быть строго одинаковыми. А этого возможно достичь только при поддержании в помещении постоянной температуры к влажности воздуха. Лучшим средством для этого является кондиционирование воздуха, хотя бы и не автоматическое. Наилучшей температурой следует признать 16 —18° при относительной влажности 40 — 60%. Поддержание такой сравнительно низкой влажности в помещении, где постоянно работают с большими количествами горячей воды, следует считать нелегкой задачей.
Пигментный лист, находящийся в контакте с бромистым отпечатком, следует предохранять от высыхания, могущего причинить неравномерное дубление желатины, покрывая его пергаментной бумагой.
Реакция отбеливания изображения заканчивается сама по себе примерно минут через 5 в зависимости от температуры и состава раствора. Однако реакции, происходящие в толще пигментного слоя, требуют еще некоторого времени: обычно, продолжительность контакта с бромистым отпечатком составляет 10 —15 мин. Смешанные растворы требуют для этого меньшего времени: минут 5 — 7.
При существующих рецептах очувствляющих растворов эти реакции идут все время от соприкосновения очувствлен-ного пигмента с бромистым отпечатком и кончая проявлением пигмента в горячей воде. Поэтому промежуток времени между этими двумя процессами должен быть точно стандартизован.
Чем он больше, тем в известных пределах сильнее получающееся пигментное изображение. Этим можно воспользоваться в случае надобности для некоторого изменения силы отдельных цветных изображений. Если, как обычно очувствление ведут в таком порядке: синий, красный ц желтый пигменты, то и проявление ведут в том же порядке. Если желательно несколько ослабить желтое изображение, его следует проявить раньше других. Совершенно аналогичным образом очувствляют красный и желтый пигменты.
При работе по такому способу необходимо для каждой новой серии отпечатков применять свежую ванну.