Операция притирания пигмента к бромистому отпечатку является самой ответственной во всем процессе и причи­ной неудач чаще всего служат неправильности в этой стадии работы.
Самый метод притирания намокшего пигмента к мокрому бромистому отпечатку с помощью резиновой линейки-при-тиралки вызывает серьезные возражения, особенно при больших форматах отпечатка.
Вода, оставшаяся на бромистом отпечатке, разбавляет неизбежно раствор в пигментном слое. Это обстоятельство является фактором непостоянным, зависящим как от коли­чества воды, находящейся на отпечатке, так и от продол­жительности притирания. Поэтому необходимо по возмож­ности стандартизовать способ выжимания бромистого отпе­чатка из воды и следить за тем, чтобы на нем всегда оста­валась равномерная пленка воды.
Самые светлые части бромистого отпечатка отбели­ваются уже в течение нескольких секунд, в то время как притирание достаточно большого отпечатка занимает больше времени. Поэтому в случае больших отпечатков довольно Значительное количество ферроцианида в этих местах пере­ходит в смачивающую жидкость и при последующем при­тирании выдавливается вместе с ней прочь. В силу этого, передача ярких светов значительно ухудшается, если даже сам механизм процесса приспособлен надлежащим образом.
Можно наблюдать заметную разницу между отпечат­ками, в которых первое притирание шло от светлых частей К темным, и отпечатками, в которых притирание велось в обратном направлении. Это показано на рис. 94а и Ь. Отпечатки сделаны при совершенно одинаковых условиях, Кроме направления притирания. На левом отпечатке
(рис. 94а), в котором притирание шло, начиная со светлых мест, заметна вуаль возле темных частей изображения. Это произошло потому, что образовавшийся в этих местах фер-роцианид успел, до протирания, продиффундировать в сма­чивающую жидкость и попасть на соседние места изобра­жения. Напротив, самая светлая ступень, которая прити­ралась первой, передана хорошо.
Правый отпечаток (рис. 94Ь) притирался в обратно направлении — от темных мест к светлым. Темные частк почти совершенно свободны от вуали, в то время как са­мая светлая ступень практически отсутствует, потому что
Влияние направления притирания на передачу тонов в способе Карбро

 
Рис. 94. Влияние направления притирания на передачу тонов в способе Карбро
 
образовавшийся здесь ферроцианид был полностью вытеснен нри притирании из смачивающего раствора, куда он успел перейти до начала притирания.
При повторных сильных движениях притиралкой про­исходит некоторое растяжение пигментного слоя, что впоследствии может повлечь за собой несовпадение изобра­жений.
Чтобы избежать этих неудобств и одновременно полу­чить возможность вести притирание всегда совершенно одинаковым способом, в научно-исследовательской лабора­тории Союзфото была сконструирована специальная ма­шина. Машина состоит из подвижного стола, движущегося по рельсам в горизонтальном направлении, и двух валов, несущих на себе бесконечную толстую резиновую ленту, Мокрый бромистый отпечаток располагается на зеркальном: стекле, лежащем на столе машины, а пигментный лист, вынутый из ванны, кладется слоем кверху на резиновую ленту.
При вращении рукоятки стол движется налево, резино­вая лента увлекает с собой пигментный лист так, что последний накладывается на бромистый отпечаток и одно­временно прижимается к нему давлением валика через резиновую ленту. Конструкция машины обеспечивает накла­дывание пигмента на бромистый отпечаток и одновременное плотное притирание. Этим устраняются неудобства, возни­кающие из-за наличия некоторого времени между наклады­ванием пигмента на отпечаток и моментом полного кон­такта между ними. Подобного же типа машина несколько другой конструции описана в книге Клепикова.
"За время контакта между пигментным слоем и бромистым отпечатком и происходят те сложные процессы, которые мы уже описывали. На ход этих процессов в сильной сте­пени влияет температура, воздействуя как на химические реакции, так и особенно на скорость диффузии растворов, желатиновый слой и на степень его набухания. Поэтому поддержание постоянной оптимальной температуры не только растворов, но и всего рабочего помещения является В этом способе очень важным фактором.
Очень важную роль играет также влажность воздуха. Следует иметь в виду, что нам приходится для получения готового цветного отпечатка накладывать друг на друга. в строгом совпадении три пигментных изображения. Поэтому всякого рода деформации желатинового слоя, которые определяются, в основном, содержанием в нем воды, должны быть строго одинаковыми. А этого возможно достичь только при поддержании в помещении постоянной температуры к влажности воздуха. Лучшим средством для этого является кондиционирование воздуха, хотя бы и не автоматическое. Наилучшей температурой следует признать 16 —18° при относительной влажности 40 — 60%. Поддержание такой сравнительно низкой влажности в помещении, где постоянно работают с большими количествами горячей воды, следует считать нелегкой задачей.
Пигментный лист, находящийся в контакте с бромистым отпечатком, следует предохранять от высыхания, могущего причинить неравномерное дубление желатины, покрывая его пергаментной бумагой.
Реакция отбеливания изображения заканчивается сама по себе примерно минут через 5 в зависимости от темпе­ратуры и состава раствора. Однако реакции, происходящие в толще пигментного слоя, требуют еще некоторого вре­мени: обычно, продолжительность контакта с бромистым отпечатком составляет 10 —15 мин. Смешанные растворы требуют для этого меньшего времени: минут 5 — 7.
При существующих рецептах очувствляющих растворов эти реакции идут все время от соприкосновения очувствлен-ного пигмента с бромистым отпечатком и кончая проявле­нием пигмента в горячей воде. Поэтому промежуток времени между этими двумя процессами должен быть точно стандартизован.
Чем он больше, тем в известных пределах сильнее по­лучающееся пигментное изображение. Этим можно восполь­зоваться в случае надобности для некоторого изменения силы отдельных цветных изображений. Если, как обычно очувствление ведут в таком порядке: синий, красный ц желтый пигменты, то и проявление ведут в том же по­рядке. Если желательно несколько ослабить желтое изобра­жение, его следует проявить раньше других. Совершенно аналогичным образом очувствляют красный и желтый пиг­менты.
При работе по такому способу необходимо для каждой новой серии отпечатков применять свежую ванну.