Изображение из задубленной желатины находится те­перь на поверхности пигментного слоя и только в очень плотных местах простирается далеко вглубь, не достигая, однако, бумажной подложки. Само собою разумеется, что изображение в таком виде не может быть подвергнуто проявлению в горячей воде, так как незадубленная жела­тина при этом расплавится, все изображение отделится от бумажной подложки и сплывет. Чтобы избежать этого, пиг­ментное изображение переносят на подложку, служащую ему носителем.
В качестве такой подложки в процессе Карбро приме­няют листы - целлулоида, покрытые тонким слоем воскл, для того, чтобы облегчить впоследствии перенос задублен-ного пигментного изображения на бумагу.
Вощильный раствор приготовляют, растворяя прибли­зительно 0,3 г воска в 140 см3 хорошего бензина. Воск можно приобрести готовым или приготовить самому, сплав­ляя 1 часть спермацета с 1 частью белого пчелиного воска.
Если целлулоид не был еще в употреблении и очень блестящий, то рекомендуется его хорошо промыть мылом с небольшим количеством тонкой пемзы или зубного по­рошка, чтобы слегка матировать поверхность.
Наващивание удобно производить с помощью флане­левых тампонов. Небольшое количество вощильного рас­твора брызгается на один из тампонов и на поверхность целлулоида и тщательно растирается по поверхности. После этого тщательно полируют другим чистым тампоном, поьга сухой палец не будет оставлять никаких следов на воще­ном целлулоиде, но в то же время след от ноггя будет заметен. Перед полированием лучше дать высохнуть вощеному целлулоиду в течение 2 — 3 мин. Слой воска должен быть нанесен равномерно и ни в коем случае не должен быть слишком толстым. Вощеную сторону целлулоида сле-дует отметить каким-нибудь образом.
По истечении нужного времени синий пигментный лист осторожно удаляется с бромистого отпечатка, причем края пигментного листа, выступающие за бромистый отпечаток, срезаются.
Пигментный лист должен отделяться от бромистого отпечатка с некоторым усилием; если этого не наблюдается, то это указывает либо на чрезмерно долгое пребывание в первой ванне, либо на недостаточно плотное притирание и может повлечь за собой сморщивание при проявлении.
Бромистые отпечатки, с которых снят пигмент, могут быть использованы еще несколько раз, если их хорошо Промыть и снова проявить в метоловом проявителе. Если на отпечатках появляются пузыри при втором проявлении, отпечатки следует сперва высушить, а затем проявлять. Перед употреблением их снова надо обработать в 2%-ной уксусной кислоте, как было указано выше.
Следует иметь в виду, что при таком повторном прояв­лении плотность и контраст отпечатка обычно весьма за­метно меняются. Однако это не всегда должно вызвать соответствующее изменение плотности таких отпечатков (обычно в сторону увеличения). Такое изменение плотности происходит не вследствие увеличения количества металли­ческого серебра, а вследствие изменения его кроющей способности.
Если пигмент склонен отставать от целлулоида при проявлении, то рекомендуется после отделения пигмента от бромистого отпечатка поместить пигмент на 1 мин. в ванну из 50%-ного спирта.
Пигментный лист накладывается под водой слоем вниз на вощеную сторону целлулоида и плотно притирается. Эта операция должна производиться точно таким же обра­зом, как и при притирке к бромистому отпечатку.
Механизм этой процедуры совсем не так прост, как это может казаться с первого взгляда. Пигментный желатино­вый слой не полностью набухает в предшествующих опе­рациях, в особенности в своих глубоких частях, прилегаю­щих к бумажной подложке. При притирании пигментного листа к целлулоиду вода, смачивающая лист, вытесняется и начинается диффузия воды из верхних более набухших частей к внутренним. Это сопровождается своего рода присасыванием к твердой, непроницаемой для воздуха и воды поверхности целлулоида.
Чтобы обеспечить возможно более плотное прилегание пигмента к целлулоиду, необходимо, чтобы между ними не мог попасть воздух через края пигментного листа. Для этого и служат те защитные поля, которые мы оставили на бромистом отпечатке. В этих местах желатина пигмент­ного слоя не задубливается и, плотно прилегая к целлу­лоиду, предотвращает проникновение воздуха внутрь.
Листы целлулоида с пигментом кладутся между листами газетной бумаги и оставляются на 10 мин.
В большую кювету наливают горячей воды для прояв­ления. Температура воды зависит от сорта применяемою пигмента и определяется температурой его плавления (в незадубленном состоянии). Советские образцы пигментов
 
Проявленне пигментного изображения
 
 
Рис. 95 и 96. Проявленне пигментного изображения

требуют температуры 36—38°. Лучшие сорта заграничной пигмента проявляются при 45 — 50°. Если пигмент имеет склонность морщиться и отставать при проявлении, то к воде для проявления рекомендуется прибавлять 5% ра­створа хромовых квасцов в количестве 10—12 см3 на 1 л воды.
Целлулоид с пигментом берут двумя руками пигментом вниз, слегка сгибают, как показано на рис. 95, и осторожно кладут на поверхность воды. Через несколько секунд пере­ворачивают целлулоид пигментом кверху и погружают в воду. Когда пигмент начинает растворяться по краям, осторожно стягивают бумажную подложку (рис. 96) и отбра­сывают ее прочь.
Целлулоид все время двигают в воде, время от времени приподнимая, чтобы дать сбегать растворившемуся пигмент. Когда все растворится, целлулоид тщательно споласкивают теплой водой и вешают для просушки. Заднюю сторону целлулоида рекомендуется протереть досуха клочком ваты.
Когда целлулоиды высохнут, можно их рассмотреть для приблизительного определения цветового баланса. Удобно для этого рассматривать их поодиночке на ящике с мато­вым стеклом и лампой, как это применяется для рассматри­вания негативов. Для лучшего распознавания тонких де­талей и оценки плотностей можно рассматривать цветные изображения через слабый светофильтр, окрашенный в цвет.
.дополнительный к цвету изображения. Можно попробовать уложить их друг на друга для приблизительной оценки полученного изображении. При этом, чтобы не поцарапать .нежного пигментного слоя, рекомендуется проложить между целлулоидами листы тонкого целлофана