СОСТАВЛЕНИЕ ЦВЕТНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
Полученные окрашенные позитивы необходимо сложить друг с другом так, чтобы контуры изображений точно, совпадали.
В качестве подложки для переноса изображения берут белую плотную бумагу типа Ватман.
Для переноса эмульсионного слоя пленки на бумагу вирированный отпечаток, если он высох, размачивается в воде 8—10 минут. Затем его обсушивают фильтровальной бумагой и на его поверхность тампоном из ваты, обернутой несколькими рядами марли, наносится 10%-ный раствор глюкозы.
Поверхность бумаги, на которую переносится изображение, слегка увлажняется водой, на нее накладывается вирированный позитив и прикатывается мягким резиновым валиком. Прикатывая, надо следить, чтобы между бумагой и вирированным слоем не было воздушных пузырьков.
Убедившись, что слой прикатан хорошо, бумагу подвешивают для сушки. Температура воздуха должна быть 20 — 23°. При более низкой температуре воздуха слой будет плохо отставать.
Когда бумага высохнет, то целлулоид осторожно сдирают со слоя. На вирированном слое всегда остаются следы каучукового подслоя, которые необходимо удалить ваткой, смоченной в бензине, петролейном эфире или бензоле. Если каучук будет плохо удален, то следующий вирированный слой не приклеится.
К желтому изображению приклеивается красное, причем соблюдаются все правила, указанные выше. Последним приклеивается синее изображение.
После высыхания синего изображения целлулоид снимается, изображение аккуратно обрезается и наклеивается нейтральным клеем на паспарту.
Клей рекомендуется приготовлять самим следующего состава:
I. Желатины 400 г
Воды кипяченой 900 см3
II. Крахмала 70 г
Воды 100 см3
Первый раствор вливается во второй при 70°. Для консервации клея прибавляется 3 см3 скипидара.
Собранное таким образом изображение имеет сильно глянцевую поверхность, которая не всегда желательна. Чтобы избежать этого и получить изображение с приятной матовой поверхностью, можно прибегнуть к двойному переносу, как это практикуется в способе Карбро, но проводя сборку изображения в обратном порядке цветов, т. е. на бумагу сперва наклеивают синий позитив, затем красный и, наконец, желтый.
Собранное таким образом изображение размачивают в воде в течение 3 — 5 минут и переносят изображение на постоянную подложку.
Ошибки и неудачи процесса
1. Черные пятна на желтом позитиве обычно возникают вследствие загрязнения раствора синим виражным раствором. Эти пятна можно иногда удалить осторожным протиранием отпечатка мокрым клочком ваты. Если это не помогает, погружают отпечаток на несколько секунд в ванну:
Соляной кислоты концентрированной 7,5 см3
Воды до 300 см3
2. Желтые пятна на синем позитиве происходят вследствие недостаточной обработки в соляной кислоте и плохой промывки. В этом случае следует повторить операции.
3. Общий пурпурный оттенок изображения. Если отпечатки правильно напечатаны, то это может быть вызвано недостаточной промывкой между отбелкой и вирированием в синем и красном виражных растворах.
4. Если первое отбеливание идет с трудом, следует добавить еще несколько слг3 красной кровяной соли и потирать тампоном по поверхности отпечатка во время отбеливания.
В американском способе Хроматон позитивным материалом служит бромистая бумага, эмульсионный слой которой нанесен на тонкую коллодионную пленку, приклеенную в свою очередь к бумажной подложке. Этот клей растворяется в воде и таким образом при промывке коллодион-ная пленка, несущая на себе эмульсионный слой с изображением, отделяется от бумажной подложки. Все дальнейшие операции вирирования проводятся с отделившейся пленкой, и три окрашенных позитива непосредственно складываются друг с другом.
Способ изготовления такой бумаги разработан недавно у нас в Союзе и эта бумага в скором времени будет выпущена в продажу.
Виражный способ благодаря простоте и надежности операций является чрезвычайно удобным для любителя.
Результаты, полученные с его помощью, не намного уступают гидротипным изображениям или даже Карбро. В особенности этот метод пригоден для всякого рода технических и научных съемок.
В качестве подложки для переноса изображения берут белую плотную бумагу типа Ватман.
Для переноса эмульсионного слоя пленки на бумагу вирированный отпечаток, если он высох, размачивается в воде 8—10 минут. Затем его обсушивают фильтровальной бумагой и на его поверхность тампоном из ваты, обернутой несколькими рядами марли, наносится 10%-ный раствор глюкозы.
Поверхность бумаги, на которую переносится изображение, слегка увлажняется водой, на нее накладывается вирированный позитив и прикатывается мягким резиновым валиком. Прикатывая, надо следить, чтобы между бумагой и вирированным слоем не было воздушных пузырьков.
Убедившись, что слой прикатан хорошо, бумагу подвешивают для сушки. Температура воздуха должна быть 20 — 23°. При более низкой температуре воздуха слой будет плохо отставать.
Когда бумага высохнет, то целлулоид осторожно сдирают со слоя. На вирированном слое всегда остаются следы каучукового подслоя, которые необходимо удалить ваткой, смоченной в бензине, петролейном эфире или бензоле. Если каучук будет плохо удален, то следующий вирированный слой не приклеится.
К желтому изображению приклеивается красное, причем соблюдаются все правила, указанные выше. Последним приклеивается синее изображение.
После высыхания синего изображения целлулоид снимается, изображение аккуратно обрезается и наклеивается нейтральным клеем на паспарту.
Клей рекомендуется приготовлять самим следующего состава:
I. Желатины 400 г
Воды кипяченой 900 см3
II. Крахмала 70 г
Воды 100 см3
Первый раствор вливается во второй при 70°. Для консервации клея прибавляется 3 см3 скипидара.
Собранное таким образом изображение имеет сильно глянцевую поверхность, которая не всегда желательна. Чтобы избежать этого и получить изображение с приятной матовой поверхностью, можно прибегнуть к двойному переносу, как это практикуется в способе Карбро, но проводя сборку изображения в обратном порядке цветов, т. е. на бумагу сперва наклеивают синий позитив, затем красный и, наконец, желтый.
Собранное таким образом изображение размачивают в воде в течение 3 — 5 минут и переносят изображение на постоянную подложку.
Ошибки и неудачи процесса
1. Черные пятна на желтом позитиве обычно возникают вследствие загрязнения раствора синим виражным раствором. Эти пятна можно иногда удалить осторожным протиранием отпечатка мокрым клочком ваты. Если это не помогает, погружают отпечаток на несколько секунд в ванну:
Соляной кислоты концентрированной 7,5 см3
Воды до 300 см3
2. Желтые пятна на синем позитиве происходят вследствие недостаточной обработки в соляной кислоте и плохой промывки. В этом случае следует повторить операции.
3. Общий пурпурный оттенок изображения. Если отпечатки правильно напечатаны, то это может быть вызвано недостаточной промывкой между отбелкой и вирированием в синем и красном виражных растворах.
4. Если первое отбеливание идет с трудом, следует добавить еще несколько слг3 красной кровяной соли и потирать тампоном по поверхности отпечатка во время отбеливания.
В американском способе Хроматон позитивным материалом служит бромистая бумага, эмульсионный слой которой нанесен на тонкую коллодионную пленку, приклеенную в свою очередь к бумажной подложке. Этот клей растворяется в воде и таким образом при промывке коллодион-ная пленка, несущая на себе эмульсионный слой с изображением, отделяется от бумажной подложки. Все дальнейшие операции вирирования проводятся с отделившейся пленкой, и три окрашенных позитива непосредственно складываются друг с другом.
Способ изготовления такой бумаги разработан недавно у нас в Союзе и эта бумага в скором времени будет выпущена в продажу.
Виражный способ благодаря простоте и надежности операций является чрезвычайно удобным для любителя.
Результаты, полученные с его помощью, не намного уступают гидротипным изображениям или даже Карбро. В особенности этот метод пригоден для всякого рода технических и научных съемок.