При работе со скользящей кассетой или цветоделящей камерой светофильтры помещаются непосредственно перед пластинкой. В таком случае сопряженное фокусное рас­стояние (расстояние от светочувствительного слоя до зад­ней узловой точки объектива) увеличивается на постоян­ную величину, равную приблизительно одной трети тол­щины светофильтра, независимо от расстояния объекта до объектива. Это изменение наводки постоянно и может быть легко скомпенсировано при конструировании аппа­рата. Существенным минусом является то обстоятельство, что в этом случае различные дефекты светофильтра (пу­зырьки, неоднородности слоя и т. п.) будут отчетливо вы­рисовываться на негативе. С другой стороны, помещение светофильтра перед пластинкой значительно снижает тре­бование к его плоскопараллельности.
Следует настоятельным образом предостеречь от поль­зования светофильтрами в виде желатиновых пленок, не заклеенных между стеклами. Они крайне легко портятся .и коробятся при изменениях влажности и температуры и совершенно не подходят для такого ответственного при­бора, как цветная камера.
Если при последовательной съемке пользуются смен­ными фильтрами, надеваемыми на объектив (например, при съемке камерой ФЭД и т. п.), то в этом случае увеличение сопряженного фокусного расстояния дельта S, вызванное свето­фильтром, будет уже функцией расстояния до объекта съемки и выражается формулой
 
функцией расстояния до объекта съемки и выражается формулой
 
где F—главное фокусное расстояние объектива, D — рас­стояние до объекта съемки и L — толщина светофильтра.
Из этого следует, что наводку по матовому стеклу нужно производить с надетым светофильтром (удобнее всего с зеленым).
Для короткофокусных объективов, применяемых обычно для миниатюрных камер, эта поправка делается столь нич­тожной, что ею можно пренебречь и наводить по дально­меру даже на близкие предметы. Для более длиннофокусных объективов эта поправка может сделаться уже ощутимой.
Неизбежная призматичность светофильтра, т. е. отсту­пление его от строгой плоскопараллельности, вызовет не­который сдвиг изображения дельта, если светофильтр помещен на объективе. Для характеристики светофильтра необхо­димо знать то значение призматичности, которое может
вызвать сдвиг изображения не больше допускаемого. Ме­рой призматичности служит величина угла, образуемая двумя „параллельными" гранями фильтра. Связь этой ве­личины i с смещением изображения ltkmnf дается приближен­ной формулой:
i = 6700 дельта\F
где i — выражено в минутах, a F—главное фокусное рас­стояние — в тех же единицах, что и дельта.
Для объектива ФЭД с фокусным расстоянием 50 мм при величине Дельта, равной допустимому кружку нерезкости для миниатюрных негативов примерно 0,03 мм, максималь­ная призматичность светофильтра должна быть не более 4 минут дуги. Более длиннофокусные объективы предъ­являют еще большие требования к плоскопараллельности светофильтра. В связи с этим для длиннофокусных объек­тивов, применяемых в цветоделящих камерах, пользуются предпочтительно светофильтрами перед пластинкой.
Для определения величины призматического угла i проще всего измерить точным микрометром толщину светофиль­тра в разных местах его периметра. Если максимальная толщина фильтра будет Lmax, минимальная Lmin и расстоя­ние между точками, в которых эти толщины измерены, будут R, то
 
tg i= (Lmax-Lmin)\R
 
если L и R выражены в одних и тех же единицах.
Минимальный размер светофильтра, который, будучи надет на объектив, даст возможность его полного исполь­зования, дается формулой (Фаас)
формулой (Фаас)
 
где r — минимальный радиус фильтра, R1 и R2 — радиусы передней и задней линзы объектива, l— расстояние от свето­фильтра до объектива, L — толщина светофильтра, р — по­ловина диагонали кадра.
Для вычисления R1 и R2 можно приближенно пользо­ваться формулой
формулой (Фаас)
 
где S—светосила объектива.
Для объектива ФЭД 1:3,5 при толщине фильтра 1,8 мм и l=5 мм получим r =14 мм, т. е. минимальный диаметр должен быть 28 мм.
Самостоятельное изготовление светофильтров для трех­цветной фотографии хотя и вполне возможно, но требует весьма тщательной работы. Способы изготовления свето­фильтров описаны в различных источниках и здесь нет нужды на них останавливаться.
Съемочные светофильтры следует тщательно оберегать от выцветания, предохраняя их от действия сильного света. Очень полезным при этом (для фильтров, одеваю­щихся на объектив) оказывается применение хорошей сол­нечной бленды.