Фотоуслуги в Белгороде > Техника цветной съемки > ВЛИЯНИЕ СВЕТОФИЛЬТРА НА ОПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ
ВЛИЯНИЕ СВЕТОФИЛЬТРА НА ОПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ |
При работе со скользящей кассетой или цветоделящей камерой светофильтры помещаются непосредственно перед пластинкой. В таком случае сопряженное фокусное расстояние (расстояние от светочувствительного слоя до задней узловой точки объектива) увеличивается на постоянную величину, равную приблизительно одной трети толщины светофильтра, независимо от расстояния объекта до объектива. Это изменение наводки постоянно и может быть легко скомпенсировано при конструировании аппарата. Существенным минусом является то обстоятельство, что в этом случае различные дефекты светофильтра (пузырьки, неоднородности слоя и т. п.) будут отчетливо вырисовываться на негативе. С другой стороны, помещение светофильтра перед пластинкой значительно снижает требование к его плоскопараллельности.
Следует настоятельным образом предостеречь от пользования светофильтрами в виде желатиновых пленок, не заклеенных между стеклами. Они крайне легко портятся .и коробятся при изменениях влажности и температуры и совершенно не подходят для такого ответственного прибора, как цветная камера. Если при последовательной съемке пользуются сменными фильтрами, надеваемыми на объектив (например, при съемке камерой ФЭД и т. п.), то в этом случае увеличение сопряженного фокусного расстояния дельта S, вызванное светофильтром, будет уже функцией расстояния до объекта съемки и выражается формулой где F—главное фокусное расстояние объектива, D — расстояние до объекта съемки и L — толщина светофильтра.
Из этого следует, что наводку по матовому стеклу нужно производить с надетым светофильтром (удобнее всего с зеленым). Для короткофокусных объективов, применяемых обычно для миниатюрных камер, эта поправка делается столь ничтожной, что ею можно пренебречь и наводить по дальномеру даже на близкие предметы. Для более длиннофокусных объективов эта поправка может сделаться уже ощутимой. Неизбежная призматичность светофильтра, т. е. отступление его от строгой плоскопараллельности, вызовет некоторый сдвиг изображения дельта, если светофильтр помещен на объективе. Для характеристики светофильтра необходимо знать то значение призматичности, которое может вызвать сдвиг изображения не больше допускаемого. Мерой призматичности служит величина угла, образуемая двумя „параллельными" гранями фильтра. Связь этой величины i с смещением изображения ltkmnf дается приближенной формулой: i = 6700 дельта\F где i — выражено в минутах, a F—главное фокусное расстояние — в тех же единицах, что и дельта. Для объектива ФЭД с фокусным расстоянием 50 мм при величине Дельта, равной допустимому кружку нерезкости для миниатюрных негативов примерно 0,03 мм, максимальная призматичность светофильтра должна быть не более 4 минут дуги. Более длиннофокусные объективы предъявляют еще большие требования к плоскопараллельности светофильтра. В связи с этим для длиннофокусных объективов, применяемых в цветоделящих камерах, пользуются предпочтительно светофильтрами перед пластинкой. Для определения величины призматического угла i проще всего измерить точным микрометром толщину светофильтра в разных местах его периметра. Если максимальная толщина фильтра будет Lmax, минимальная Lmin и расстояние между точками, в которых эти толщины измерены, будут R, то tg i= (Lmax-Lmin)\R
если L и R выражены в одних и тех же единицах.
Минимальный размер светофильтра, который, будучи надет на объектив, даст возможность его полного использования, дается формулой (Фаас) где r — минимальный радиус фильтра, R1 и R2 — радиусы передней и задней линзы объектива, l— расстояние от светофильтра до объектива, L — толщина светофильтра, р — половина диагонали кадра.
Для вычисления R1 и R2 можно приближенно пользоваться формулой где S—светосила объектива. Для объектива ФЭД 1:3,5 при толщине фильтра 1,8 мм и l=5 мм получим r =14 мм, т. е. минимальный диаметр должен быть 28 мм. Самостоятельное изготовление светофильтров для трехцветной фотографии хотя и вполне возможно, но требует весьма тщательной работы. Способы изготовления светофильтров описаны в различных источниках и здесь нет нужды на них останавливаться. Съемочные светофильтры следует тщательно оберегать от выцветания, предохраняя их от действия сильного света. Очень полезным при этом (для фильтров, одевающихся на объектив) оказывается применение хорошей солнечной бленды. |