СПОСОБЫ ОКРАШИВАНИЯ
В этих способах металлическое серебро цветоделенного позитива в результате определенной химической реакции заменяется образующимся при этом окрашенным соединением.
Наиболее простой и давно известный способ реализации этого принципа состоит в вирировании (тонировании) цветоделенного позитива в соответствующий субтрактивный цвет. Этот метод широко применяется при двуцветном синтезе, а в последнее время также и в трехцветном способе цветной фотографии, выпущенном фирмой Дефендер под названием „Хроматон".
Вместо того, чтобы замещать серебро на окрашенное соединение путем вирирования, можно перевести его в такое соединение, которое действует подобно протраве и способно удерживать краску путем адсорбции. В этом случае количество адсорбированной краски не вполне пропорционально количеству серебра, что представляет значительное неудобство. Практическим осуществлением этого принципа является способ „Увахром", предложенный Траубе (Traube).
Другой путь получения окрашенного соединения, заменяющего металлическое серебро изображения, использует принцип так называемого цветного проявления.
Этот метод, получивший в последнее время большое развитие, основан на образовании красителей при процессе проявления скрытого изображения. Существуют два варианта этого принципа, в одном из которых, основанном на работах Гомолка (Homolka) и Фишера (Fischer), используются красители, представляющие собой продукты окисления некоторых проявляющих веществ, например тиоин-доксила и т. п.
В другом способе, получившем наибольшее техническое распространение, пользуются реакцией сочетания ароматических аминов с фенолами в краситель под влиянием окислителя, роль которого в данном случае выполняет освещенное бромистое серебро.
Принцип цветного проявления нашел себе практическое приложение в двух новых способах цветной фотографии: „Кодахром" фирмы Кодак (1935 г.) и „новый Агфаколор" фирмы Агфа (1937 г.).
В обоих этих способах применяются особые многослойные светочувствительные материалы и цветоделение по субтрактивному способу.
Пленка Кодахром представляет собой три тонких эмульсионных слоя, обладающих разной спектральной чувствительностью и политых на одну и ту же подложку. Самый нижний слой состоит из панхроматической эмульсии, чувствительной к красным лучам. Поверх него полит слой ортохроматической эмульсии, отделенной от нижнего слоя тонким желатиновым слоем, окрашенным в пурпуровый цвет. Верхний слой состоит из несенсибилизированной эмульсии и отделен от среднего слоя тонкой прослойкой желатины, окрашенной в желтый цвет.
После проявления (без фиксирования) серебро негативного изображения удаляется путем отбеливания, и пленка после засвечивания пропускается через серию баков, в которых она подвергается следующим операциям.
Все три отбеленных изображения проявляются в проявителе, дающем в результате сочетания продуктов его окисления с фенолами позитивное сине-зеленое изображение, наряду с металлическим серебром.
Пленка подвергается отбеливанию в особом, медленно диффундирующем вглубь растворе, в котором отбеливаются только два верхних изображения. При этом их окраска разрушается.
Эти отбеленные изображения проявляются теперь в проявителе, дающем пурпурное изображение.
Пленка снова переходит в отбеливатель, в котором остается до отбеливания только верхнего слоя.
Пленку проявляют в проявителе, дающем желтое изображение.
Удаляют все выделившееся серебро, не затрагивая при этом окраски.
Способ новый Агфаколор использует аналогичный трехслойный материал, но способ получения цветного изображения несколько отличается от принятого в способе Кодахром.
Наиболее простой и давно известный способ реализации этого принципа состоит в вирировании (тонировании) цветоделенного позитива в соответствующий субтрактивный цвет. Этот метод широко применяется при двуцветном синтезе, а в последнее время также и в трехцветном способе цветной фотографии, выпущенном фирмой Дефендер под названием „Хроматон".
Вместо того, чтобы замещать серебро на окрашенное соединение путем вирирования, можно перевести его в такое соединение, которое действует подобно протраве и способно удерживать краску путем адсорбции. В этом случае количество адсорбированной краски не вполне пропорционально количеству серебра, что представляет значительное неудобство. Практическим осуществлением этого принципа является способ „Увахром", предложенный Траубе (Traube).
Другой путь получения окрашенного соединения, заменяющего металлическое серебро изображения, использует принцип так называемого цветного проявления.
Этот метод, получивший в последнее время большое развитие, основан на образовании красителей при процессе проявления скрытого изображения. Существуют два варианта этого принципа, в одном из которых, основанном на работах Гомолка (Homolka) и Фишера (Fischer), используются красители, представляющие собой продукты окисления некоторых проявляющих веществ, например тиоин-доксила и т. п.
В другом способе, получившем наибольшее техническое распространение, пользуются реакцией сочетания ароматических аминов с фенолами в краситель под влиянием окислителя, роль которого в данном случае выполняет освещенное бромистое серебро.
Принцип цветного проявления нашел себе практическое приложение в двух новых способах цветной фотографии: „Кодахром" фирмы Кодак (1935 г.) и „новый Агфаколор" фирмы Агфа (1937 г.).
В обоих этих способах применяются особые многослойные светочувствительные материалы и цветоделение по субтрактивному способу.
Пленка Кодахром представляет собой три тонких эмульсионных слоя, обладающих разной спектральной чувствительностью и политых на одну и ту же подложку. Самый нижний слой состоит из панхроматической эмульсии, чувствительной к красным лучам. Поверх него полит слой ортохроматической эмульсии, отделенной от нижнего слоя тонким желатиновым слоем, окрашенным в пурпуровый цвет. Верхний слой состоит из несенсибилизированной эмульсии и отделен от среднего слоя тонкой прослойкой желатины, окрашенной в желтый цвет.
После проявления (без фиксирования) серебро негативного изображения удаляется путем отбеливания, и пленка после засвечивания пропускается через серию баков, в которых она подвергается следующим операциям.
Все три отбеленных изображения проявляются в проявителе, дающем в результате сочетания продуктов его окисления с фенолами позитивное сине-зеленое изображение, наряду с металлическим серебром.
Пленка подвергается отбеливанию в особом, медленно диффундирующем вглубь растворе, в котором отбеливаются только два верхних изображения. При этом их окраска разрушается.
Эти отбеленные изображения проявляются теперь в проявителе, дающем пурпурное изображение.
Пленка снова переходит в отбеливатель, в котором остается до отбеливания только верхнего слоя.
Пленку проявляют в проявителе, дающем желтое изображение.
Удаляют все выделившееся серебро, не затрагивая при этом окраски.
Способ новый Агфаколор использует аналогичный трехслойный материал, но способ получения цветного изображения несколько отличается от принятого в способе Кодахром.
Рис. 79. Схема способа Агфаколор
Для способа Агфаколор применяется один проявитель, дающий изображения разных цветов (сине-зеленого, пурпурового и желтого) в зависимости от природы второго компонента, с которым он сочетается. Этот второй компонент красителя включен в эмульсионный слой. Верхний слой содержит компонент для желтого красителя, средний — для пурпурового и нижний — для сине-зеленого.
После экспозиции пленка проявляется в обычном проявителе, но не фиксируется. Затем оставшееся галоидное серебро засвечивается и проявляется в упомянутом „цветном проявителе", дающем сразу во всех трех слоях окрашенное в соответствующий цвет позитивное изображение. После удаления металлического серебра остается прозрачное цветное изображение (рис. 79).
Оба эти метода значительно уступают в смысле цветопередачи аддитивным растровым процессам, хотя и имеют перед ними преимущество вследствие отсутствия зернистой структуры, вызванной растром. Малая широта, свойственная всем процессам, использующим обращение негатива, сказывается здесь в еще более сильной степени, чем для растровых способов. Это вынуждает к очень точному определению экспозиции, требующему, в свою очередь, введения поправок на показания экспонометра, скорость затвора, фактическую светосилу объектива и т. п. Размножение таких изображений и получение с них копий на бумаге наталкивается на значительные трудности, аналогичные тем, которые имеют место для растровых процессов.