В этих способах металлическое серебро цветоделенного позитива в результате определенной химической реакции заменяется образующимся при этом окрашенным соеди­нением.
Наиболее простой и давно известный способ реализации этого принципа состоит в вирировании (тонировании) цве­тоделенного позитива в соответствующий субтрактивный цвет. Этот метод широко применяется при двуцветном синтезе, а в последнее время также и в трехцветном спо­собе цветной фотографии, выпущенном фирмой Дефендер под названием „Хроматон".
Вместо того, чтобы замещать серебро на окрашенное соединение путем вирирования, можно перевести его в та­кое соединение, которое действует подобно протраве и способно удерживать краску путем адсорбции. В этом случае количество адсорбированной краски не вполне про­порционально количеству серебра, что представляет зна­чительное неудобство. Практическим осуществлением этого принципа является способ „Увахром", предложенный Траубе (Traube).
Другой путь получения окрашенного соединения, заме­няющего металлическое серебро изображения, использует принцип так называемого цветного проявления.
Этот метод, получивший в последнее время большое развитие, основан на образовании красителей при процессе проявления скрытого изображения. Существуют два ва­рианта этого принципа, в одном из которых, основанном на работах Гомолка (Homolka) и Фишера (Fischer), исполь­зуются красители, представляющие собой продукты окисления некоторых проявляющих веществ, например тиоин-доксила и т. п.
В другом способе, получившем наибольшее техническое распространение, пользуются реакцией сочетания аромати­ческих аминов с фенолами в краситель под влиянием окис­лителя, роль которого в данном случае выполняет осве­щенное бромистое серебро.
Принцип цветного проявления нашел себе практическое приложение в двух новых способах цветной фотографии: „Кодахром" фирмы Кодак (1935 г.) и „новый Агфаколор" фирмы Агфа (1937 г.).
В обоих этих способах применяются особые многослой­ные светочувствительные материалы и цветоделение по субтрактивному способу.
Пленка Кодахром представляет собой три тонких эмуль­сионных слоя, обладающих разной спектральной чувстви­тельностью и политых на одну и ту же подложку. Самый нижний слой состоит из панхроматической эмульсии, чув­ствительной к красным лучам. Поверх него полит слой ортохроматической эмульсии, отделенной от нижнего слоя тонким желатиновым слоем, окрашенным в пурпуровый цвет. Верхний слой состоит из несенсибилизированной эмульсии и отделен от среднего слоя тонкой прослойкой желатины, окрашенной в желтый цвет.
После проявления (без фиксирования) серебро негатив­ного изображения удаляется путем отбеливания, и пленка после засвечивания пропускается через серию баков, в ко­торых она подвергается следующим операциям.
Все три отбеленных изображения проявляются в про­явителе, дающем в результате сочетания продуктов его окисления с фенолами позитивное сине-зеленое изображе­ние, наряду с металлическим серебром.
Пленка подвергается отбеливанию в особом, медленно диффундирующем вглубь растворе, в котором отбеливаются только два верхних изображения. При этом их окраска раз­рушается.
Эти отбеленные изображения проявляются теперь в про­явителе, дающем пурпурное изображение.
Пленка снова переходит в отбеливатель, в котором ос­тается до отбеливания только верхнего слоя.
Пленку проявляют в проявителе, дающем желтое изо­бражение.
Удаляют все выделившееся серебро, не затрагивая при этом окраски.
Способ новый Агфаколор использует аналогичный трех­слойный материал, но способ получения цветного изобра­жения несколько отличается от принятого в способе Ко­дахром.
 
Схема способа Агфаколор

Рис. 79. Схема способа Агфаколор

Для способа Агфаколор применяется один проявитель, дающий изображения разных цветов (сине-зеленого, пурпу­рового и желтого) в зависимости от природы второго ком­понента, с которым он сочетается. Этот второй компонент красителя включен в эмульсионный слой. Верхний слой содержит компонент для желтого красителя, средний — для пурпурового и нижний — для сине-зеленого.
После экспозиции пленка проявляется в обычном про­явителе, но не фиксируется. Затем оставшееся галоидное серебро засвечивается и проявляется в упомянутом „цвет­ном проявителе", дающем сразу во всех трех слоях окра­шенное в соответствующий цвет позитивное изображение. После удаления металлического серебра остается прозрач­ное цветное изображение (рис. 79).
Оба эти метода значительно уступают в смысле цвето­передачи аддитивным растровым процессам, хотя и имеют перед ними преимущество вследствие отсутствия зерни­стой структуры, вызванной растром. Малая широта, свой­ственная всем процессам, использующим обращение нега­тива, сказывается здесь в еще более сильной степени, чем для растровых способов. Это вынуждает к очень точному определению экспозиции, требующему, в свою очередь, введения поправок на показания экспонометра, скорость затвора, фактическую светосилу объектива и т. п. Размно­жение таких изображений и получение с них копий на бу­маге наталкивается на значительные трудности, аналогичные тем, которые имеют место для растровых процессов.