ТРЕБОВАНИЕ К АНАЛИЗИРУЮЩЕЙ СИСТЕМЕ
Перейдем теперь к рассмотрению тех условий проведения отдельных операций, которые необходимы для того, чтобы получить правильную цветовую репродукцию оригинала тем или иным способом.
Начнем с процесса анализа и установим прежде всего условия, которым должна удовлетворить анализирующая система.
Такой анализирующей системой, позволяющей выделить и зарегистрировать первичные, является комбинация светофильтра и фотографической пластинки. Во многих отношениях их функции совпадают, и мы часто будем рассматривать их как единое целое — анализирующую систему. В дальнейшем мы уточним свойства и условия применения компонент—фильтра и пластинки в отдельности.
Раньше всего установим, какие требования нужно предъявить к нашей анализирующей системе со стороны ее спектральной чувствительности. Этим будет определяться спектральный состав выделяемых нашей системой первичных.
Спектральная чувствительность анализирующей системы слагается из спектральной чувствительности фотографической пластинки и спектрального пропускания светофильтра. Мы установим сначала общие требования к анализирующей системе в целом, а затем детализируем их для фильтров и пластинок в отдельности.
Естественней всего было бы, конечно, предположить, что спектральная чувствительность нашей системы должна соответствовать чувствительности трех цветоощущающих центров нашего глаза. Другими словами, кривые спектральной чувствительности должны воспроизводить кривые основных ощущений, о которых речь шла выше.
Такой точки зрения придерживался ряд исследователей (Ф. Айве, Абней и др.) на ранних стадиях развития цветной фотографии. Легко видеть, что эта точка зрения ошибочна и основана на неправильном понимании смысла кривых основных ощущений.
В самом деле кривые основных ощущений дают для каждой длины волны в спектре относительную степень раздражения трех зрительных центров, вызываемого в нашем глазу монохроматическим светом той или иной длины волны. Так например, монохроматический свет с длиной волны 500 вызывает раздражение зеленого центра примерно на 50%, а синего и красного по 25%. При съемке такого цвета на наших гипотетических пластинках соответствующие цветоделенные позитивы будут обладать той же относительной прозрачностью.
Для воспроизведения нашего цвета мы должны теперь осветить каждый из наших диапозитивов светом, возбуждающим только один из цветочувствительных центров. В таком случае 50% такого зеленого первичного, прошедшего через зеленый цветоделенный позитив, в сочетании с 25% синего и красного первичных, пропущенных синим и красным позитивами, дадут в нашем глазу ощущение спектрального цвета с длиной волны в 500.
Однако рассмотрение кривой основных ощущений показывает, что даже чистые спектральные цвета возбуждают одновременно не менее двух центров. Требующиеся нам первичные, возбуждающие только один центр, должны быть более насыщены, чем спектральные, что, очевидно, недостижимо. Поэтому невозможно пользоваться кривыми основных ощущений для выбора спектральной чувствительности анализирующей системы.
Более рациональным было бы применить для этой цели кривые смешения. Ординаты этих кривых дают для любого места спектра пропорции трех первичных, в которых они должны быть смешаны для того, чтобы воспроизвести этот спектральный цвет. Кривые, полученные Райтом, соответствуют трем чистым спектральным первичным 650, 530 и 460 примененных Райтом в его опытах. Следовательно, применяя фотографические материалы со спектральной чувствительностью, соответствующей этим кривым, мы должны для правильного воспроизведения применить эти же монохроматические первичные.
Однако применение монохроматических первичных практически невозможно, так как выделение их с помощью светофильтров или пигментов требовало бы таких темных фильтров или красок, что лишило бы этот способ всякого практического значения. Само собой разумеется, что стандартные кривые смешения для стандартного наблюдения МОК (рис. 19) еще менее подходят для наших целей, так как они основаны на нереальных, более насыщенных, чем спектральные, первичных стимулах: X, Y, Z.
Однако кривые сложения могут быть вычислены для любой системы первичных.
Начнем с процесса анализа и установим прежде всего условия, которым должна удовлетворить анализирующая система.
Такой анализирующей системой, позволяющей выделить и зарегистрировать первичные, является комбинация светофильтра и фотографической пластинки. Во многих отношениях их функции совпадают, и мы часто будем рассматривать их как единое целое — анализирующую систему. В дальнейшем мы уточним свойства и условия применения компонент—фильтра и пластинки в отдельности.
Раньше всего установим, какие требования нужно предъявить к нашей анализирующей системе со стороны ее спектральной чувствительности. Этим будет определяться спектральный состав выделяемых нашей системой первичных.
Спектральная чувствительность анализирующей системы слагается из спектральной чувствительности фотографической пластинки и спектрального пропускания светофильтра. Мы установим сначала общие требования к анализирующей системе в целом, а затем детализируем их для фильтров и пластинок в отдельности.
Естественней всего было бы, конечно, предположить, что спектральная чувствительность нашей системы должна соответствовать чувствительности трех цветоощущающих центров нашего глаза. Другими словами, кривые спектральной чувствительности должны воспроизводить кривые основных ощущений, о которых речь шла выше.
Такой точки зрения придерживался ряд исследователей (Ф. Айве, Абней и др.) на ранних стадиях развития цветной фотографии. Легко видеть, что эта точка зрения ошибочна и основана на неправильном понимании смысла кривых основных ощущений.
В самом деле кривые основных ощущений дают для каждой длины волны в спектре относительную степень раздражения трех зрительных центров, вызываемого в нашем глазу монохроматическим светом той или иной длины волны. Так например, монохроматический свет с длиной волны 500 вызывает раздражение зеленого центра примерно на 50%, а синего и красного по 25%. При съемке такого цвета на наших гипотетических пластинках соответствующие цветоделенные позитивы будут обладать той же относительной прозрачностью.
Для воспроизведения нашего цвета мы должны теперь осветить каждый из наших диапозитивов светом, возбуждающим только один из цветочувствительных центров. В таком случае 50% такого зеленого первичного, прошедшего через зеленый цветоделенный позитив, в сочетании с 25% синего и красного первичных, пропущенных синим и красным позитивами, дадут в нашем глазу ощущение спектрального цвета с длиной волны в 500.
Однако рассмотрение кривой основных ощущений показывает, что даже чистые спектральные цвета возбуждают одновременно не менее двух центров. Требующиеся нам первичные, возбуждающие только один центр, должны быть более насыщены, чем спектральные, что, очевидно, недостижимо. Поэтому невозможно пользоваться кривыми основных ощущений для выбора спектральной чувствительности анализирующей системы.
Более рациональным было бы применить для этой цели кривые смешения. Ординаты этих кривых дают для любого места спектра пропорции трех первичных, в которых они должны быть смешаны для того, чтобы воспроизвести этот спектральный цвет. Кривые, полученные Райтом, соответствуют трем чистым спектральным первичным 650, 530 и 460 примененных Райтом в его опытах. Следовательно, применяя фотографические материалы со спектральной чувствительностью, соответствующей этим кривым, мы должны для правильного воспроизведения применить эти же монохроматические первичные.
Однако применение монохроматических первичных практически невозможно, так как выделение их с помощью светофильтров или пигментов требовало бы таких темных фильтров или красок, что лишило бы этот способ всякого практического значения. Само собой разумеется, что стандартные кривые смешения для стандартного наблюдения МОК (рис. 19) еще менее подходят для наших целей, так как они основаны на нереальных, более насыщенных, чем спектральные, первичных стимулах: X, Y, Z.
Однако кривые сложения могут быть вычислены для любой системы первичных.