КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБОВ ЦВЕТНОЙ СЪЕМКИ
Задачей цветной съемки является получение цвето-деленных негативов, плотности которых были бы пропорциональны потребному количеству первичных в каждой точке оригинала.
Цветоделенные негативные изображения должны строго совпадать друг с другом по размерам, так как в противном случае контуры полученных с них цветных изображений не смогут быть совмещены и дадут на окончательном отпечатке цветные каемки.
Такое совпадение может быть обеспечено лишь в том случае, если все три негатива экспонированы в одно и то же время и при том с одной и той же точки зрения.
Необходимость одновременной съемки очевидна для движущихся предметов. Если при съемке таких предметов три цветоделенных изображения получаются не одновременно, то на каждом из этих изображений объект будет находиться в другом положении относительно неподвижного фона, что повлечет за собой несовпадение контура и появление цветных каемок (временной параллакс).
Способы, которыми выполняется цветоделение, можно разделить на две большие группы в зависимости от того, какое число светочувствительных слоев требуется для выполнения цветоделения. Различают методы, требующие трех отдельных светочувствительных слоев (или только двух в случае двуцветных способов) и способы, в которых цветоделение совершается в пределах одного слоя.
Наиболее многочисленные способы относятся к первой группе. Три светочувствительных слоя, в которых получаются цветоделенные изображения, могут быть даже нанесены на одну подложку и составлять одно целое, но тем не менее представляют собой три независимых фотографических слоя, дающих три скрытых изображения.
Способы цветоделения с применением трех (или двух) светочувствительных слоев. Этими способами мы должны получить три отдельных изображения, каждое из которых регистрирует один из первичных. Достигается оно двумя принципиально различными путями.
В первом из них мы достигаем требуемого цветоделения тем, что расщепляем световой пучок, исходящий из объекта на столько частей, сколько первичных применяется при анализе (два или три), так чтобы каждая из этих частей давала действительное изображение объекта. С помощью соответствующих фильтров на пути этих расщепленных пучков мы можем выделить требующиеся нам первичные.
При втором способе мы получаем только одно действительное изображение объекта, и цветоделение совершается с помощью трех светочувствительных слоев с разной спектральной чувствительностью, помещенных друг за другом. Свет падает сначала на первый слой, чувствительный только к синим лучам, который их регистрирует. В этот же слой включен светофильтр, поглощающий синие лучи и не дающий им возможности попасть на второй светочувствительный слой, помещенный за первым. Второй слой чувствителен к зеленым лучам и регистрирует только зеленую часть спектра. Подобным же образом третий панхроматический слой, расположенный позади двух первых, регистрирует красные лучи.
Этот метод представляет собой полную аналогию с суб-трактивным синтезом цвета. Как и в случае субтрактив-ного синтеза, каждый из светочувствительных слоев вычитает из смеси первичных один компонент, используя его для построения изображения, и пропускает остальные два в неизмененном виде. Поэтому такой способ цветоделения можно назвать субтрактивным. Мы увидим далее, что он неизбежно связан с субтрактивным же способом воспроизведения.
Рассмотрим теперь подробнее различные способы, с помощью которых осуществляются на практике эти два, указанные нами, принципы цветоделения.
Цветоделение путем разделения светового пучка. Изображения при этом способе могут быть получены, либо помещая последовательно один за другим в одной и той же фокальной плоскости три светочувствительных слоя с соответствующими цветоделящими светофильтрами, либо экспонируя их одновременно, но в разных фокальных плоскостях, образуемых расщепленными световыми пучками.
При этих способах необходимо считаться с явлениями пространственного и временного параллакса, которые отсутствуют в способах, использующих для цветоделения только одно действительное изображение объекта.
Цветоделенные негативные изображения должны строго совпадать друг с другом по размерам, так как в противном случае контуры полученных с них цветных изображений не смогут быть совмещены и дадут на окончательном отпечатке цветные каемки.
Такое совпадение может быть обеспечено лишь в том случае, если все три негатива экспонированы в одно и то же время и при том с одной и той же точки зрения.
Необходимость одновременной съемки очевидна для движущихся предметов. Если при съемке таких предметов три цветоделенных изображения получаются не одновременно, то на каждом из этих изображений объект будет находиться в другом положении относительно неподвижного фона, что повлечет за собой несовпадение контура и появление цветных каемок (временной параллакс).
Способы, которыми выполняется цветоделение, можно разделить на две большие группы в зависимости от того, какое число светочувствительных слоев требуется для выполнения цветоделения. Различают методы, требующие трех отдельных светочувствительных слоев (или только двух в случае двуцветных способов) и способы, в которых цветоделение совершается в пределах одного слоя.
Наиболее многочисленные способы относятся к первой группе. Три светочувствительных слоя, в которых получаются цветоделенные изображения, могут быть даже нанесены на одну подложку и составлять одно целое, но тем не менее представляют собой три независимых фотографических слоя, дающих три скрытых изображения.
Способы цветоделения с применением трех (или двух) светочувствительных слоев. Этими способами мы должны получить три отдельных изображения, каждое из которых регистрирует один из первичных. Достигается оно двумя принципиально различными путями.
В первом из них мы достигаем требуемого цветоделения тем, что расщепляем световой пучок, исходящий из объекта на столько частей, сколько первичных применяется при анализе (два или три), так чтобы каждая из этих частей давала действительное изображение объекта. С помощью соответствующих фильтров на пути этих расщепленных пучков мы можем выделить требующиеся нам первичные.
При втором способе мы получаем только одно действительное изображение объекта, и цветоделение совершается с помощью трех светочувствительных слоев с разной спектральной чувствительностью, помещенных друг за другом. Свет падает сначала на первый слой, чувствительный только к синим лучам, который их регистрирует. В этот же слой включен светофильтр, поглощающий синие лучи и не дающий им возможности попасть на второй светочувствительный слой, помещенный за первым. Второй слой чувствителен к зеленым лучам и регистрирует только зеленую часть спектра. Подобным же образом третий панхроматический слой, расположенный позади двух первых, регистрирует красные лучи.
Этот метод представляет собой полную аналогию с суб-трактивным синтезом цвета. Как и в случае субтрактив-ного синтеза, каждый из светочувствительных слоев вычитает из смеси первичных один компонент, используя его для построения изображения, и пропускает остальные два в неизмененном виде. Поэтому такой способ цветоделения можно назвать субтрактивным. Мы увидим далее, что он неизбежно связан с субтрактивным же способом воспроизведения.
Рассмотрим теперь подробнее различные способы, с помощью которых осуществляются на практике эти два, указанные нами, принципы цветоделения.
Цветоделение путем разделения светового пучка. Изображения при этом способе могут быть получены, либо помещая последовательно один за другим в одной и той же фокальной плоскости три светочувствительных слоя с соответствующими цветоделящими светофильтрами, либо экспонируя их одновременно, но в разных фокальных плоскостях, образуемых расщепленными световыми пучками.
При этих способах необходимо считаться с явлениями пространственного и временного параллакса, которые отсутствуют в способах, использующих для цветоделения только одно действительное изображение объекта.