Задачей цветной съемки является получение цвето-деленных негативов, плотности которых были бы пропор­циональны потребному количеству первичных в каждой точке оригинала.
Цветоделенные негативные изображения должны строго совпадать друг с другом по размерам, так как в противном случае контуры полученных с них цветных изображений не смогут быть совмещены и дадут на окончательном от­печатке цветные каемки.
Такое совпадение может быть обеспечено лишь в том случае, если все три негатива экспонированы в одно и то же время и при том с одной и той же точки зрения.
Необходимость одновременной съемки очевидна для движущихся предметов. Если при съемке таких предметов три цветоделенных изображения получаются не одно­временно, то на каждом из этих изображений объект будет находиться в другом положении относительно неподвиж­ного фона, что повлечет за собой несовпадение контура и появление цветных каемок (временной параллакс).
Способы, которыми выполняется цветоделение, можно разделить на две большие группы в зависимости от того, какое число светочувствительных слоев требуется для выполнения цветоделения. Различают методы, требующие трех отдельных светочувствительных слоев (или только двух в случае двуцветных способов) и способы, в которых цветоделение совершается в пределах одного слоя.
Наиболее многочисленные способы относятся к первой группе. Три светочувствительных слоя, в которых полу­чаются цветоделенные изображения, могут быть даже на­несены на одну подложку и составлять одно целое, но тем не менее представляют собой три независимых фото­графических слоя, дающих три скрытых изображения.
Способы цветоделения с применением трех (или двух) светочувствительных слоев. Этими способами мы должны получить три отдельных изображе­ния, каждое из которых регистрирует один из первичных. Достигается оно двумя принципиально различными путями.
В первом из них мы достигаем требуемого цветоделе­ния тем, что расщепляем световой пучок, исходящий из объекта на столько частей, сколько первичных применяет­ся при анализе (два или три), так чтобы каждая из этих частей давала действительное изображение объекта. С по­мощью соответствующих фильтров на пути этих расщеп­ленных пучков мы можем выделить требующиеся нам первичные.
При втором способе мы получаем только одно действи­тельное изображение объекта, и цветоделение совершается с помощью трех светочувствительных слоев с разной спектральной чувствительностью, помещенных друг за дру­гом. Свет падает сначала на первый слой, чувствительный только к синим лучам, который их регистрирует. В этот же слой включен светофильтр, поглощающий синие лучи и не дающий им возможности попасть на второй светочувстви­тельный слой, помещенный за первым. Второй слой чув­ствителен к зеленым лучам и регистрирует только зеленую часть спектра. Подобным же образом третий панхромати­ческий слой, расположенный позади двух первых, регист­рирует красные лучи.
Этот метод представляет собой полную аналогию с суб-трактивным синтезом цвета. Как и в случае субтрактив-ного синтеза, каждый из светочувствительных слоев вычи­тает из смеси первичных один компонент, используя его для построения изображения, и пропускает остальные два в неизмененном виде. Поэтому такой способ цветоделения можно назвать субтрактивным. Мы увидим далее, что он неизбежно связан с субтрактивным же способом воспроиз­ведения.
Рассмотрим теперь подробнее различные способы, с по­мощью которых осуществляются на практике эти два, указанные нами, принципы цветоделения.
Цветоделение путем разделения светового пучка. Изображения при этом способе могут быть полу­чены, либо помещая последовательно один за другим в одной и той же фокальной плоскости три светочувстви­тельных слоя с соответствующими цветоделящими свето­фильтрами, либо экспонируя их одновременно, но в разных фокальных плоскостях, образуемых расщепленными свето­выми пучками.
При этих способах необходимо считаться с явлениями пространственного и временного параллакса, которые отсут­ствуют в способах, использующих для цветоделения только одно действительное изображение объекта.