Рассмотрение диаграммы цветности дает нам возмож­ность интерпретировать любой реальный цвет еще и дру­гим способом. В самом деле все реальные цвета, лежащие внутри кривой спектральных цветов, но вне пунктирных линий на рис. 23, могут рассматриваться как смесь „бе­лого" осветителя с некоторым спектральным, лежащим на продолжении линии, соединяющей белую точку с цветовой точкой данного стимула. Так например, зеленый сти­мул, определяющийся точкой G, можно рассматривать как смесь белого С с чистым спектральным с длиной волны 506(рис. 23).
Нахождение цветового тона и насыщенности
 
Рис. 23. Нахождение цветового тона и насыщенности
Нахождение цветового тона для пурпурных цветов
 
Рис. 24 Нахождение цветового тона для пурпурных цветов
 
Рассматривая цвета с такой точки зрения, легко видеть, что окраска цвета, т. е. его цветовой тон, будет харак­теризоваться длиной волны того спектрального, который в смеси с белым в точности воспроизводит исследуемый цвет. Эта длина волны называется доминирующей длиной волны и в дальнейшем будет сокращенно обозначаться как ДДВ. Она, таким образом, служит количественной характеристикой цветного тона.
При таком способе характеристики цветового тона встречаются затруднения в определении ДДВ для пурпур­ных тонов, которым, как известно, не соответствует никакой спектральный. В таком случае прибегают к искус­ственному приему: соединив данную цветовую точку Р с белой точкой С, продолжают эту линию за белую точку до пересечения с линией спектральных (рис. 24). Длина
волны этого спектрального, например 550, принимается условно за ДДВ данного пурпурного и для отличия либо ставится в скобках, либо снабжается знаком -минус.
Легко видеть, что эта ДДВ является не чем иным, как длиной волны спектрального дополнительного к данному пурпурному.
В свете развитых нами представлений насыщенность цвета будет, очевидно, определяться долей чистого спек­трального, входящего в его состав. Численное выражение насыщенности — чистоту цвета — можно получить, поль­зуясь нанесенными на графике линиями равной чистоты.
Таким образом мы располагаем двумя количественными способами выражения цвета: системой цветовых коорди­нат, которая является однозначным определением цвета и характеристикой цвета через ДДВ, и чистоту, характери­зующими только цветность. Система цветовых координат незаменима при всякого рода расчетах, связанных со сме­шением цветов, вопросами передачи цвета и т. п. С Дру­гой стороны, выражение цвета через ДДВ и чистоту бо­лее доступно непосредственному представлению, так как ассоциирует цвет с хорошо известными спектральными цветами.
Из трех качеств цвета, о которых речь шла выше, нам осталось еще количественно выразить только светло­ту. При пользовании системой основных стимулов МОК это чрезвычайно упрощается, ибо при построении кривых смешения (рис. 19) функция у была выбрана таким обра­зом, что она полностью совпадает со стандартной кривой видности. Так как ординаты кривой видности пропорцио­нальны светлоте соответствующего цвета, то значения координаты у, пропорциональные значениям соответст­вующей ординаты кривой видности, дают непосредствен­но значение светлоты по отношению к светлоте идеально белого тела, которая принимается за 100%.
Если два окрашенных предмета дают при измерении одинаковые координаты, то их цвет при том же освети­теле, каким они были освещены при измерении, должен быть одинаковым.
При других условиях освещения цвета этих предметов могут быть различными. Так например, два желтых пред­мета, один из которых отражает только желтые спектраль­ные лучи, а другой — соответствующим образом подобран­ную смесь зеленых и красных лучей, могут быть одина­ковы по цвету при освещении белым светом и быть со­вершенно различными при освещении монохроматическим желтым светом, скажем, от натриевой лампы.
Сравниваемые нами предметы могут быть одинаковыми по цвету при любом типе освещения и для всех наблюдателей только при полном совпадении их кривых спект­рального отражения (или пропускания).
Следует сказать несколько слов еще об одной системе цветовых характеристик, предложенной Решем и оказываю­щейся очень полезной в ряде специальных случаев. Реш исходит из того, что для каждого реального цвета (имея в виду цвета несветящихся предметов) можно подобрать такой оптимальный цвет, который бы при данном освеще­нии совпадал с измеряемым образцом как по тону, так и по насыщенности. Так как оптимальные цвета являются идеальными и на практике недостижимыми, то для полу­чения тождества по светлоте мы должны в той или иной степени ослабить интенсивность такого оптимального, сде­лав ординаты его спектральной кривой равными не 0 и 1, а 0 и а (где а<1). Как мы уже видели, оптимальный цвет полностью характеризуется шириной выреза Sp и длиной волны, соответствующей его середине. Добавив к это­му еще величину а, получим триаду величин Sp, лм и а, характеризующую по Решу любой цвет.
Возможен простой переход от системы цветовых коор­динат к системе Реша и обратно, для чего служат спе­циальные таблицы, приведенные в уже упоминаемом труде проф. Федорова.
Следует иметь в виду, что координаты Реша характе­ризуют положение данного цвета но отношению других цветов, возможных в условиях определенного освещения, а потому связь между координатами Реша и трехцветными для различных освещений будет различной. Таблицы, при­веденные в книге проф. Федорова, рассчитаны на среднее дневное освещение.