Виражный способ широко применяется при изготовле­нии цветных позитивов по двуцветному методу. В этом случае два позитива, сделанные с двух цветоделенных негативов, вирируются в соответствующие цвета.
Цветопередача определяется цветом полученных окра­шенных изображений. Их окраска должна быть взаимно дополнительной, чтобы при субтрактивном смешении полу­чился нейтрально-серый или черный цвет. Обычно для этой цели один позитив (с передней пленки бипака) вирируют в красно-оранжевый цвет с помощью уранового ви­ража, а второй (с задней пленки) вирируют в сине-зеленый цвет в железном вираже. На рис. 106 пока­заны кривые спектраль­ного поглощения для по­зитивов, отвирированных по этому способу. В ре­зультате наложения по­зитивов равной плотности друг на друга получается ней­трально-серый цвет, показанный на этом же рисунке.
Спектральное поглощение вирированных позитивов
 
Рис. 106.  Спектральное поглощение вирированных позитивов
 
Характеристические кри­вые красного (1) и синего (2) ви­рированных позитивов и получен­ного из них серого изображения

Рис. 107. Характеристические кри­вые красного (1) и синего (2) ви­рированных позитивов и получен­ного из них серого изображения (3)
График для определения печатного коэффициента
 
Рис. 108. График для определения печатного коэфициента
 
Плотность серебряного изображения, вирированного в синий цвет, составляла 0,4, в то время как для уранового изображения плотность была равна 0,3. Серое изображение, полученное при наложении цветных, обладает плотностью приблизительно 2,5. Следовательно, при вирировании на­блюдается значительное уси­ление изображения (рис. 107). В силу этого плотности и контраст обоих черно-белых позитивов должны быть опреде­ленным образом подобраны для данного рецепта виража.
В Научно-исследовательском институте кинематографии (НИКФИ) в Москве в 1936 —1937 гг. был разработан тех­нологический процесс получения цветных изображений на непрозрачной подложке по двуцветному виражному методу применительно к советским материалам (В. А. Уваров).
В качестве негативного материала применяется бипак НИКФИ.
В качестве позитивного материала служит пленка со съемным слоем.
При пользовании рецептурой виражей плотности обоих позитивов должны быть одинаковы. При проявлении перед­ней и задней пленки бипака до одной гаммы серые шкалы негативов могут получиться неодинаковой плотности. В таком случае необходимо соответствующим образом подобрать выдержку при печати с обоих негативов.
Это можно сделать, пользуясь графиком (рис. 108). На оси ординат графика нанесены измеренные разности в плотностях серого поля для обоих негативов. По оси абсцисс отложены соответствующие значения печатающего коэфициента передней пленки, т. е. отношение выдержки, необходимой для печати с передней пленки, к выдержке, необходимой для печати с задней пленки. Если, например, плотность серого поля передней пленки на 0,28 больше, чем для задней, то из графика находим, что выдержка при печати с передней пленки должна быть на 65% больше, чем при задней.
Так как при вирировании происходит значительное уси­ление изображения, то максимальная плотность черно-белого позитива не должна превышать 0,4.
Получение такой небольшой плотности при хорошей проработке деталей на позитивной пленке с гамма = 1,4— 1,6 воз­можно только при значительном уменьшении времени про­явления (30 — 45 сек. вместо нормальных 2— 3 минут). Однако такое короткое время проявления очень неудобно в работе и не может обеспечить равномерного проявления. Поэтому лучше работать с сильно разбавленным прояви­телем, соответственно увеличив время проявления. В каче­стве проявителя можно рекомендовать глициновый про­явитель такого состава:
Запасный раствор
Сульфита кристаллического    125 г
Поташа    125 г
Глицина       20 г
Воды    до 1 л
Для употребления смешивают 1 часть запасного раствора с 3 частями воды.
Время проявления при температуре 18 составляет 1,5—2 мин.
После фиксирования в кислом фиксаже позитивы про­мываются в проточной воде в течение 30 минут и дубятся в 4%-ном растворе формалина в течение 2 минут. После этого задубленные позитивы промывают в течение 10 ми­нут. Позитивы можно вирировать во влажном состоянии или после сушки.
Для вирирования служат следующие рецепты:
A.    Синий вираж
Запасный раствор I. Красной кровяной соли   2,5 г
0,25%-ного раствора двухромовокислого калия     1,3 см3
Воды дистиллированной  до 500 см3
Запасный раствор II.
Железоаммиачных квасцов 2,5 г
Щавелевой кислоты  3,1 г
Воды дистиллированной  до 500 см3
Смешивают в равных объемах и на 1 л готового светло-желтого раствора, добавляют 2,5 см3 концентрированной соляной кислоты.
B.    Красный вираж
Щавелевокислого калия    3    г
Азотнокислого ураиа    2     г
Красной кровяной соли    4,25 г
Кислоты соляной концентрированной        9 см3
Воды дистиллированной    до 1000 см3
Отфиксированные и тщательно промытые отпечатки ви­рируются в этих растворах по 6 минут. После вирирова­ния и споласкивания отпечатки для удаления остатков железистосинеродистого серебра, образовавшегося после вирирования, обрабатываются в течение 3 — 5 мин. в таком растворе:
Гипосульфита    30 г
Соды кристаллической        1 г
Воды     до 1 л
При более продолжительном воздействии этого рас­твора окраска позитивов, в особенности синего, ослаб­ляется. Этим можно пользоваться для ослабления отвириро-ванных позитив'ов в случае неправильного подбора плот­ностей. Для этого можно употреблять и более концентри­рованные растворы гипосульфита.
После фиксирования отпечатки промывают в проточной воде в течение 10 мин. и затем переносят цветные пози­тивы на бумагу так, как это описано при трехцветном способе.
Виражные растворы необходимо сохранять в темноте. В 1 л виражного раствора можно отвирировать 30 — 40 от­печатков размером 13X18 см.