ДВУЦВЕТНЫЙ ВИРАЖНЫЙ СПОСОБ
Виражный способ широко применяется при изготовлении цветных позитивов по двуцветному методу. В этом случае два позитива, сделанные с двух цветоделенных негативов, вирируются в соответствующие цвета.
Цветопередача определяется цветом полученных окрашенных изображений. Их окраска должна быть взаимно дополнительной, чтобы при субтрактивном смешении получился нейтрально-серый или черный цвет. Обычно для этой цели один позитив (с передней пленки бипака) вирируют в красно-оранжевый цвет с помощью уранового виража, а второй (с задней пленки) вирируют в сине-зеленый цвет в железном вираже. На рис. 106 показаны кривые спектрального поглощения для позитивов, отвирированных по этому способу. В результате наложения позитивов равной плотности друг на друга получается нейтрально-серый цвет, показанный на этом же рисунке.
Цветопередача определяется цветом полученных окрашенных изображений. Их окраска должна быть взаимно дополнительной, чтобы при субтрактивном смешении получился нейтрально-серый или черный цвет. Обычно для этой цели один позитив (с передней пленки бипака) вирируют в красно-оранжевый цвет с помощью уранового виража, а второй (с задней пленки) вирируют в сине-зеленый цвет в железном вираже. На рис. 106 показаны кривые спектрального поглощения для позитивов, отвирированных по этому способу. В результате наложения позитивов равной плотности друг на друга получается нейтрально-серый цвет, показанный на этом же рисунке.
Рис. 106. Спектральное поглощение вирированных позитивов
Рис. 107. Характеристические кривые красного (1) и синего (2) вирированных позитивов и полученного из них серого изображения (3)
Рис. 108. График для определения печатного коэфициента
Плотность серебряного изображения, вирированного в синий цвет, составляла 0,4, в то время как для уранового изображения плотность была равна 0,3. Серое изображение, полученное при наложении цветных, обладает плотностью приблизительно 2,5. Следовательно, при вирировании наблюдается значительное усиление изображения (рис. 107). В силу этого плотности и контраст обоих черно-белых позитивов должны быть определенным образом подобраны для данного рецепта виража.
В Научно-исследовательском институте кинематографии (НИКФИ) в Москве в 1936 —1937 гг. был разработан технологический процесс получения цветных изображений на непрозрачной подложке по двуцветному виражному методу применительно к советским материалам (В. А. Уваров).
В качестве негативного материала применяется бипак НИКФИ.
В качестве позитивного материала служит пленка со съемным слоем.
При пользовании рецептурой виражей плотности обоих позитивов должны быть одинаковы. При проявлении передней и задней пленки бипака до одной гаммы серые шкалы негативов могут получиться неодинаковой плотности. В таком случае необходимо соответствующим образом подобрать выдержку при печати с обоих негативов.
Это можно сделать, пользуясь графиком (рис. 108). На оси ординат графика нанесены измеренные разности в плотностях серого поля для обоих негативов. По оси абсцисс отложены соответствующие значения печатающего коэфициента передней пленки, т. е. отношение выдержки, необходимой для печати с передней пленки, к выдержке, необходимой для печати с задней пленки. Если, например, плотность серого поля передней пленки на 0,28 больше, чем для задней, то из графика находим, что выдержка при печати с передней пленки должна быть на 65% больше, чем при задней.
Так как при вирировании происходит значительное усиление изображения, то максимальная плотность черно-белого позитива не должна превышать 0,4.
Получение такой небольшой плотности при хорошей проработке деталей на позитивной пленке с гамма = 1,4— 1,6 возможно только при значительном уменьшении времени проявления (30 — 45 сек. вместо нормальных 2— 3 минут). Однако такое короткое время проявления очень неудобно в работе и не может обеспечить равномерного проявления. Поэтому лучше работать с сильно разбавленным проявителем, соответственно увеличив время проявления. В качестве проявителя можно рекомендовать глициновый проявитель такого состава:
Запасный раствор
Сульфита кристаллического 125 г
Поташа 125 г
Глицина 20 г
Воды до 1 л
Для употребления смешивают 1 часть запасного раствора с 3 частями воды.
Время проявления при температуре 18 составляет 1,5—2 мин.
После фиксирования в кислом фиксаже позитивы промываются в проточной воде в течение 30 минут и дубятся в 4%-ном растворе формалина в течение 2 минут. После этого задубленные позитивы промывают в течение 10 минут. Позитивы можно вирировать во влажном состоянии или после сушки.
Для вирирования служат следующие рецепты:
A. Синий вираж
Запасный раствор I. Красной кровяной соли 2,5 г
0,25%-ного раствора двухромовокислого калия 1,3 см3
В Научно-исследовательском институте кинематографии (НИКФИ) в Москве в 1936 —1937 гг. был разработан технологический процесс получения цветных изображений на непрозрачной подложке по двуцветному виражному методу применительно к советским материалам (В. А. Уваров).
В качестве негативного материала применяется бипак НИКФИ.
В качестве позитивного материала служит пленка со съемным слоем.
При пользовании рецептурой виражей плотности обоих позитивов должны быть одинаковы. При проявлении передней и задней пленки бипака до одной гаммы серые шкалы негативов могут получиться неодинаковой плотности. В таком случае необходимо соответствующим образом подобрать выдержку при печати с обоих негативов.
Это можно сделать, пользуясь графиком (рис. 108). На оси ординат графика нанесены измеренные разности в плотностях серого поля для обоих негативов. По оси абсцисс отложены соответствующие значения печатающего коэфициента передней пленки, т. е. отношение выдержки, необходимой для печати с передней пленки, к выдержке, необходимой для печати с задней пленки. Если, например, плотность серого поля передней пленки на 0,28 больше, чем для задней, то из графика находим, что выдержка при печати с передней пленки должна быть на 65% больше, чем при задней.
Так как при вирировании происходит значительное усиление изображения, то максимальная плотность черно-белого позитива не должна превышать 0,4.
Получение такой небольшой плотности при хорошей проработке деталей на позитивной пленке с гамма = 1,4— 1,6 возможно только при значительном уменьшении времени проявления (30 — 45 сек. вместо нормальных 2— 3 минут). Однако такое короткое время проявления очень неудобно в работе и не может обеспечить равномерного проявления. Поэтому лучше работать с сильно разбавленным проявителем, соответственно увеличив время проявления. В качестве проявителя можно рекомендовать глициновый проявитель такого состава:
Запасный раствор
Сульфита кристаллического 125 г
Поташа 125 г
Глицина 20 г
Воды до 1 л
Для употребления смешивают 1 часть запасного раствора с 3 частями воды.
Время проявления при температуре 18 составляет 1,5—2 мин.
После фиксирования в кислом фиксаже позитивы промываются в проточной воде в течение 30 минут и дубятся в 4%-ном растворе формалина в течение 2 минут. После этого задубленные позитивы промывают в течение 10 минут. Позитивы можно вирировать во влажном состоянии или после сушки.
Для вирирования служат следующие рецепты:
A. Синий вираж
Запасный раствор I. Красной кровяной соли 2,5 г
0,25%-ного раствора двухромовокислого калия 1,3 см3
Воды дистиллированной до 500 см3
Запасный раствор II.
Запасный раствор II.
Железоаммиачных квасцов 2,5 г
Щавелевой кислоты 3,1 г
Щавелевой кислоты 3,1 г
Воды дистиллированной до 500 см3
Смешивают в равных объемах и на 1 л готового светло-желтого раствора, добавляют 2,5 см3 концентрированной соляной кислоты.
B. Красный вираж
Щавелевокислого калия 3 г
Азотнокислого ураиа 2 г
Красной кровяной соли 4,25 г
Кислоты соляной концентрированной 9 см3
Воды дистиллированной до 1000 см3
Отфиксированные и тщательно промытые отпечатки вирируются в этих растворах по 6 минут. После вирирования и споласкивания отпечатки для удаления остатков железистосинеродистого серебра, образовавшегося после вирирования, обрабатываются в течение 3 — 5 мин. в таком растворе:
Гипосульфита 30 г
Соды кристаллической 1 г
Воды до 1 л
При более продолжительном воздействии этого раствора окраска позитивов, в особенности синего, ослабляется. Этим можно пользоваться для ослабления отвириро-ванных позитив'ов в случае неправильного подбора плотностей. Для этого можно употреблять и более концентрированные растворы гипосульфита.
После фиксирования отпечатки промывают в проточной воде в течение 10 мин. и затем переносят цветные позитивы на бумагу так, как это описано при трехцветном способе.
Виражные растворы необходимо сохранять в темноте. В 1 л виражного раствора можно отвирировать 30 — 40 отпечатков размером 13X18 см.
Смешивают в равных объемах и на 1 л готового светло-желтого раствора, добавляют 2,5 см3 концентрированной соляной кислоты.
B. Красный вираж
Щавелевокислого калия 3 г
Азотнокислого ураиа 2 г
Красной кровяной соли 4,25 г
Кислоты соляной концентрированной 9 см3
Воды дистиллированной до 1000 см3
Отфиксированные и тщательно промытые отпечатки вирируются в этих растворах по 6 минут. После вирирования и споласкивания отпечатки для удаления остатков железистосинеродистого серебра, образовавшегося после вирирования, обрабатываются в течение 3 — 5 мин. в таком растворе:
Гипосульфита 30 г
Соды кристаллической 1 г
Воды до 1 л
При более продолжительном воздействии этого раствора окраска позитивов, в особенности синего, ослабляется. Этим можно пользоваться для ослабления отвириро-ванных позитив'ов в случае неправильного подбора плотностей. Для этого можно употреблять и более концентрированные растворы гипосульфита.
После фиксирования отпечатки промывают в проточной воде в течение 10 мин. и затем переносят цветные позитивы на бумагу так, как это описано при трехцветном способе.
Виражные растворы необходимо сохранять в темноте. В 1 л виражного раствора можно отвирировать 30 — 40 отпечатков размером 13X18 см.