Гуммиарабиковый процесс
В гуммиарабиковом процессе в роли основного клеящего вещества вместо желатины используется гуммиарабик, отсюда и название процесса.
Хромовая соль, краска и другие компоненты вводятся в светочувствительный раствор, как правило, одновременно. После нанесения светочувствительного раствора на бумагу и ее просушки, слой экспонируется под негативом и проявляется в воде. В местах, подверженных инсоляции задубленный гуммиарабик и содержащийся в нем краситель будет в меньшей степени подвержен растворению (вымыванию из слоя) и останется на подложке красочным изображением.
Процесс и отдельные его модификации предоставляет автору неограниченные возможности в достижении художественного замысла.
Так, требовалось взять не слишком шероховатую средней плотности и зернистости, хорошо проклеенную, чертежную, акварельную либо рисовальную бумагу (ватман не годится). Главное, чтобы наносимый в дальнейшем на бумагу гум-миарабиковый красочный слой не проник в ее поверхность, иначе на бумаге останутся неисправимые пятна краски. Краска должна лежать в слое и находиться на поверхности бумаги.
Вообще, в описываемом процессе, перед нанесением на бумагу гуммиара-бикового раствора ее рекомендовалось проклеить желатиновым раствором, который наносить на подогретый, слегка увлажненный лист бумаги широкой кистью во всех направлениях.
Раствор для проклейки:
Желатин 2 г
Вода 100 куб.см
Алкоголь 10 куб. см
Для проклейки грубых бумаг берется приготовленный в водяной бане расплав 5% раствор желатины с 2-3 куб. см 5% раствора хромовых квасцов.
Высушенный лист такой бумаги кнопками прикрепляется к доске и на него в течение 1-2 минуты быстрыми движениями кисти наносится раствор гуммиарабика с краской.
Другие авторы считали, что очувствлять слой лучше всего на стекле после предварительного увлажнения листа и его легкой просушки фильтровальной бумагой.
Гуммиарабиковый раствор наносится до тех пор, пока слой не станет несколько сухим и начнет оказывать некоторое сопротивление движению кисти. Главное при нанесении красочного слоя работать быстро, не давая слою загустеть. Работу вести при искусственном неярком освещении. Краску наносить не очень густо, "сначала грубой щетинистой кистью по всему формату листа, после широкой мягкой кистью, работая по листу во всех направлениях сильно, а после все слабее и слабее, пока слой не перестанет поддаваться кисти". После этого бумага высушивается в темном помещении. Покрытая гуммиарабиком бумага больше 3 дней не хранится.
Красочные светочувствительные растворы готовятся с применением сухой сажи, жженой кости, ламповой копоти либо другими сухими краскам при необходимости прибавляя для придания тона синюю. Пастель применялась для затирки.
Рецепт гуммиарабикового ратсвора:
Раствор бихромата аммония 2 весовых части
(200 г. на 100 к.с. воды)
Гуммиарабик, растворенный 1:1 в воде 2 части
Краски 4 части
(5г сажи, растворенных в 10 куб. см спирта с 50 куб. см воды)
Карболовой кислоты 5 капель
Гуммиарабика 40 г
Воды 40 куб. см
Взять 2 куб. см этого раствора и прибавить к нему 6 куб. см бихромата аммония, разведенного в воде в соотношении 1:15. Все это затереть с 0,3-0,5 г сухой краски.
Гуммиарабика 40 г
Сахара 20 г
Краску тщательно растереть шпателем или в ступке, смешать с небольшим количеством раствора гуммиарабика. Краски берется столько, чтобы ее раствор читался текст на белом листе бумаги. После к раствору прибавить к раствору все остальное.
Раствор удобно длительное время хранить в закрытой банке из темного стекла.
Бумаги, покрытые двумя последними растворами по мере необходимости очувствляются тампоном, смоченным в 10% растворе бихромата калия, лучше аммония (10 г на 100 куб. см воды), пока слой не станет равномерно желтым (около 2 минут). Излишки раствора со слоя удаляются фильтровальной бумагой, после чего бумага в течении 10-15 минут высушивается в темноте и готова для экспонирования.
Для копирования берутся прозрачные, с проработанными деталями, нежные негативы. Для печати удобны бумажные негативы, хотя в описаниях процесса встречаются заметки о том, что " в настоящее время экспонирование производят и с прямым освещением посредством дуговых ламп". Необходимое время экспонирования- от 30 минут до 2 часов (на солнце до 5 минут) подбирается опытным путем, как в пигментном и других процессах.
При передержке получаются вялые и мягкие копии. При недодержке проявление идет быстро и при этом получается контрастная копия.
Проявление конечного изображения ведется водой, при этом техника проявления предоставляет широкое поле деятельности для художника: можно работать по отдельным участкам слоя, размягчать его отдельные места при помощи различных средств, удалять в изображении лишние детали, выделять главное и т.д.
Это достигается варьированием температуры воды, применением растворов кальцинированной соды или поташа, применение который ускоряет растворение слоя.
Проявление можно вести струей воды, поливом слоя водой с мелкими древесными опилками, применять распылители, ватные тампоны, кисти и другие средства.
Для этого инсолированную копию кладут слоем вниз в холодную воду, меняют ее через каждые 5 минут пока вода не перестанет окрашиваться в желтый цвет, что покажет, что из слоя вымылась не окислившаяся под светом хромовая соль.
После этого в ванну наливают раствор поташа или соды в соотношении 1:400 с температурой 35-40°С.
Слой начинает постепенно размягчаться и света выступать. По поверхности осторожно водят куском мокрой ваты. Рисунок становится все более отчетливым.
Когда проявление закончено, то копию кладут на стекло и ведут окончательную доработку рисунка всеми описанными выше средствами. Проявление: Здесь предоставляется широкое поле деятельности для художника, можно работать по участкам, размягчать при помощи различных средств удалять, что мешает, выделять или отбеливать. Варируя температуру воды и применение соды или поташа, можно ускорять растворение слоя.
Проявление можно вести струей воды, применять распылители, литьем воды с мелкими опилками, применять ватные тампоны, кисти и т.д.
Копию кладут слоем вниз в холодную воду, меняют ее через каждые 5 минут пока вода не перестанет окрашиваться в желтый цвет, что покажет: после засветки из слоя вымылась не окислившаяся под светом хромоваясоль.
После этого в ванну наливают раствор поташа или соды 1:400 с температурой 35-40 градусов. Повышение температуры и щелочности раствора заметно ускоряет процесс проявления.
Слой начинает размягчаться и света начинают мало-помалу выступать. По поверхности осторожно водят куском мокрой ваты. Рисунок становится все более явственным.
Когда проявление достаточно закончено, то кладут на стекло и ведут окончательную доработку рисунка всеми средствами.
Копию ополоснуть и положить в осветляющую ванну. 200 к.с. воды 15 г. Кристаллического сернисто-кислого натрия Na2SO4 7H2O с 5 г. концентрированной серной кислоты. Выдержать до совершенно чистых тонов около 1 минуты и промыть тщательно и высушить.
Для изготовления гуммиарабиковых бумаг, предназначенных для долгого хранения, предлагалось приготовить запасные растворы:
A. Воды 100 куб. см
Порошка гуммиарабика 35 г
Салицилового натрия 0,25 г
Гуммиарабик растворять в воде при некотором нагревании и хранить раствор до 2-3 месяцев в закрытой банке.
B. Воды 100 куб. см
Хромовых квасцов 3 г
Рабочий гуммиарабиковый раствор готовить из запасных растворов
А Юк.с.
В 1 к.с.
Воды 1 к.с.
Краски-ламповой сажи 0,1 г.
Все это следовало смешать в ступке, без образования сгустков и равномерно покрыть раствором бумагу. Бумаге дать хорошо просохнуть, чтобы слой не был растворим в холодной воде. Такую бумагу допускалось хранить неограниченно долгое время.
Очувствлять бумагу в 5 % растворе бихромата калия и просушить в темноте.
Печатать рассеянным дневным светом через негатив в течение 5-15 минут, а на солнце 7 минут.
Копию промыть в холодной воде до тех пор, пока не вымоется незакрепленный бихромат калия и проявлять водой, повышая либо понижая ее температуру с применением мягких кистей. В описании процесса отмечалось, что использование в качестве краски древесного угля дает поразительные эффекты, особенно для передачи на отпечатке солнечного света. Для этого рекомендовалось уголь тщательно истолочь в ступе, просеять через мелкое сито ("30 ниток на 1 см") и полученную пыль смешать в ступке. "Необыкновенные результаты достигаются применением угля из кокосового ореха". Гуммиарабиковый раствор предлагался следующий:
А 10 куб.см
В 2 куб.см
Воды 2 куб.см
Уголь 1 г
или
А Юк.с.
В 1 куб. см
Порошок красного мела 0,5 г
Отмечалось, что чем гуще бумага покрыта пигментом, тем сильнее будет цвет в тенях отпечатка. Слой должен лежать на поверхности бумаги, не проникая в нее, а только сцепляясь с ней.
Бумагу, проклеенную 2% раствора желатина, покрывают слоем гуммиарабика, приготовленного из запасных растворов:
А. Гуммиарабика 100 г
Воды 200 куб.см
Фенола 2 капли.
В. Воды 8 куб. см
Глицерина 8 куб. см
Уксусной кислоты (кристаллической) 12 куб. см
К 16 куб. см раствора А добавляют раствор В и небольшое количество жидкой акварельной краски из тюбика, все это тщательно перемешивают.
Полученный пигментный раствор на бумагу наносят мягкой кистью, вдоль и поперек до образования ровного слоя, предварительно положив лист бумаги на ровное стекло. Просушивают, обрабатывают озобромным раствором (см. озобром-ный процесс), вводят в контакт с позитивным бромосеребряным отпечатком и прикатывают на время, необходимое для получения матрицы и проявляют ее водой.
Либо, гуммиарабиковую бумагу очувствляют раствором 4 гр бихромата калия в 200 куб.см воды, сушат в темноте, экспонируют под негативом, тщательно промывают в холодной воде и проявляют вышеописанными способами.
Также предлагалось из запасных растворов А и В, хранящихся "бесконечно долго", приготовить рабочий раствор:
A. Воды 100 куб. см
Гуммиарабика 35 г
Салициловой кислоты 0,25 г
B. Воды 100 куб. см
Хромовых квасцов 3 г
Рабочий гуммиарабика:
А 10 куб. см
В 1 куб. см
Воды 1 куб. см
Голландской черни 0,1 г
Краску с небольшим количеством рабочего раствора тщательно растереть в ступке, прибавить оставшуюся часть раствора и щеткой равномерно покрыть бумагу.
Очувствлять в 5% растворе бихромата калия, сушить в темноте, экспонировать на солнце. Промывать до удаления следов хрома в холодной воде и тут же проявлять водой с кистью, тампонами, покачиванием листа в кювете, струей воды и т.п.
Для получения изображения, схожего с рисунком карандашом или сангвиной, предлагались следующие рабочие гуммиарабиковые растворы:
А 10 куб. см
В 2 куб. см
Воды 2 куб. см
Карандашного угля в порошке 0,5 г
А 10 куб. см
В 1 куб. см
Сангвины в порошке 0,5 г
Отдельные авторы предлагали в описываемых процессах гуммиарабик заменять 40 % раствор желатины, причем считалось, что отпечатки при этом получаются более мелкого зерна и детальнее, а изображение становится более крепким.
Так как желатиновый слой очень быстро застывал, его наносили на постоянно подогреваемый лист бумаги либо к раствору прибавлялось вещество, которое придало бы замедляло студенение желатины, например хлорал-гидрат. Раствор готовился так:
Воды 1000 куб. см
Хлорал-гидрата 250 г
Желатина 400 г
Краски
Очувствленный лист желатиновой бумаги инсолировался, сушился в темноте, промывался. Проявление велось горячей водой с поташем, при этом структура бумаги не имела значения. Полагалось, что приготовленный таким образом слой более чувствителен к свету и отпечатки выходят более контрастными. Вместе с тем отмечалось, что "хлорал-гидрат очень резок", поэтому предлагали его заменять ледяной уксусной кислотой.
Французские фотомастера предлагали к 1 весовой части "распущенной краски (например китайской черной туши) прибавить 2 части раствора гуммиарабика (в 100 куб. см воды 40 г), профильтровать раствор и прибавить к нему 2 части водного раствора бихромата калия или аммония".
При использовании акварельных красок, предлагалось брать медовые и готовить гуммиарабиковый раствор из 100 куб. см воды и 7,4 г хромовой соли. Для получения отпечатков под сангвину брать сепию и красно-коричневую краски, а раствор готовить смешивая 100 куб. см воды и 9 г хромовой соли.
Смешивание компонентов производить в фаянсовой ступке и мягкой кистью наносить на бумагу, после чего сушить в темноте. Главными условиями при этом являлись хорошая проклейка бумаги желатиновым раствором, просушка. Печать под негативом велась солнечным светом в течение 10-20 минут.
Прибавление к раствору небольшого количества крахмала позволяло улучшить передачу на отпечатке полутонов. Отпечаток проявляли в холодной воде, что давало лучшую проработку полутонов, чем проявление в теплой и горячей воде. Кроме этого предлагалось к 40% раствору гуммиарабика прибавлять 20 г сахара для получения лучших результатов.
По типу гуммиарабикового процесса была разработана клеевая печать. Лист непроклеенной бумаги покрывался раствором:
Вода 100 100мл
Столярный клей (очищенный) 20 40 г
Салициловый натрий 2 4г
Клей замачивался на сутки в воде с добавлением салицилового натрия после чего распускался в водяной бане. Раствор, особенно в густом виде разрешалось хранится до 6 месяцев или более продолжительное время.
Для листа бумаги 18x24 бралось 3-4 куб. см раствора, который наносился на него кистью и высушивался. Все операции рекомендовалось производить при неярком искусственном освещении.
Лист прикрепляли к чертежной доске, равномерно наносили (очувствля-ли) на него ватным тампоном 10% раствор бихромата калия и сушили в темноте.
К 2 мл 20% клеевого раствора добавляли 2-3 мл. воды, хорошо смешивали его с 1 мл полужидкой краски (темпера, акварель). Густота краски выбирается таким образом, чтобы через нее читался печатный текст.
Красящий раствор наносился щетинистой кистью на очувствленную бумагу, не допуская образования полос, разравнивался барсуковым флейцем, затем следовала сушка листа в теплом помещении и инсолирование под негативом. Печать велась с нежного негатива, зимой в пасмурный день в течении до 1-1,5 часов. Недостаточное экспонирование давало неисправимый контрастный рисунок.
Засвеченный лист клали слоем слое вверх в ванну с холодной водой, которую меняли каждые 10-15 минут до тех пор, пока вода не переставала окрашиваться в желтый цвет.
После этого лист еще оставляли в воде на 30 минут, так как хорошо размоченный слой облегчал дальнейшее проявление.
Для проявления на литр воды 23-25°С брали 10-15 грамм мелких древесных опилок и из поливали этой смесью лист, лежащий кружки на наклонной плоскости.
Если через 5 минут изображение не появлялось, то температуру воды повышали до 27-30°С., хотя считалось, что повышение температуры может отрицательно отразиться на качестве печати.
Смесь лили от верхнего левого угла к правому, добиваясь равномерной обработки слоя. Работая смесью по определенным местам, добивались их осветления и проработки.
Далее следовала окончательная промывка в чистой воде и выделение деталей чистой мягкой кистью. Чрезмерно перепечатанные слои проявляли, добавив в воду небольшое количество поташа (на литр 0,5-1 грамм). Работать с этим раствором рекомендовалось очень осторожно, т.к. проявление могло пойти слишком интенсивно.
Высушенный отпечаток для устранения желтоватого оттенка опускали в раствор из 40 г двухсернистого натрия на литр воды и хорошо промывали. Считалось, что полученный слой гораздо прочнее, чем слой гуммиарабика.
Хромовая соль, краска и другие компоненты вводятся в светочувствительный раствор, как правило, одновременно. После нанесения светочувствительного раствора на бумагу и ее просушки, слой экспонируется под негативом и проявляется в воде. В местах, подверженных инсоляции задубленный гуммиарабик и содержащийся в нем краситель будет в меньшей степени подвержен растворению (вымыванию из слоя) и останется на подложке красочным изображением.
Процесс и отдельные его модификации предоставляет автору неограниченные возможности в достижении художественного замысла.
Так, требовалось взять не слишком шероховатую средней плотности и зернистости, хорошо проклеенную, чертежную, акварельную либо рисовальную бумагу (ватман не годится). Главное, чтобы наносимый в дальнейшем на бумагу гум-миарабиковый красочный слой не проник в ее поверхность, иначе на бумаге останутся неисправимые пятна краски. Краска должна лежать в слое и находиться на поверхности бумаги.
Вообще, в описываемом процессе, перед нанесением на бумагу гуммиара-бикового раствора ее рекомендовалось проклеить желатиновым раствором, который наносить на подогретый, слегка увлажненный лист бумаги широкой кистью во всех направлениях.
Раствор для проклейки:
Желатин 2 г
Вода 100 куб.см
Алкоголь 10 куб. см
Для проклейки грубых бумаг берется приготовленный в водяной бане расплав 5% раствор желатины с 2-3 куб. см 5% раствора хромовых квасцов.
Высушенный лист такой бумаги кнопками прикрепляется к доске и на него в течение 1-2 минуты быстрыми движениями кисти наносится раствор гуммиарабика с краской.
Другие авторы считали, что очувствлять слой лучше всего на стекле после предварительного увлажнения листа и его легкой просушки фильтровальной бумагой.
Гуммиарабиковый раствор наносится до тех пор, пока слой не станет несколько сухим и начнет оказывать некоторое сопротивление движению кисти. Главное при нанесении красочного слоя работать быстро, не давая слою загустеть. Работу вести при искусственном неярком освещении. Краску наносить не очень густо, "сначала грубой щетинистой кистью по всему формату листа, после широкой мягкой кистью, работая по листу во всех направлениях сильно, а после все слабее и слабее, пока слой не перестанет поддаваться кисти". После этого бумага высушивается в темном помещении. Покрытая гуммиарабиком бумага больше 3 дней не хранится.
Красочные светочувствительные растворы готовятся с применением сухой сажи, жженой кости, ламповой копоти либо другими сухими краскам при необходимости прибавляя для придания тона синюю. Пастель применялась для затирки.
Рецепт гуммиарабикового ратсвора:
Раствор бихромата аммония 2 весовых части
(200 г. на 100 к.с. воды)
Гуммиарабик, растворенный 1:1 в воде 2 части
Краски 4 части
(5г сажи, растворенных в 10 куб. см спирта с 50 куб. см воды)
Карболовой кислоты 5 капель
Гуммиарабика 40 г
Воды 40 куб. см
Взять 2 куб. см этого раствора и прибавить к нему 6 куб. см бихромата аммония, разведенного в воде в соотношении 1:15. Все это затереть с 0,3-0,5 г сухой краски.
Гуммиарабика 40 г
Сахара 20 г
Краску тщательно растереть шпателем или в ступке, смешать с небольшим количеством раствора гуммиарабика. Краски берется столько, чтобы ее раствор читался текст на белом листе бумаги. После к раствору прибавить к раствору все остальное.
Раствор удобно длительное время хранить в закрытой банке из темного стекла.
Бумаги, покрытые двумя последними растворами по мере необходимости очувствляются тампоном, смоченным в 10% растворе бихромата калия, лучше аммония (10 г на 100 куб. см воды), пока слой не станет равномерно желтым (около 2 минут). Излишки раствора со слоя удаляются фильтровальной бумагой, после чего бумага в течении 10-15 минут высушивается в темноте и готова для экспонирования.
Для копирования берутся прозрачные, с проработанными деталями, нежные негативы. Для печати удобны бумажные негативы, хотя в описаниях процесса встречаются заметки о том, что " в настоящее время экспонирование производят и с прямым освещением посредством дуговых ламп". Необходимое время экспонирования- от 30 минут до 2 часов (на солнце до 5 минут) подбирается опытным путем, как в пигментном и других процессах.
При передержке получаются вялые и мягкие копии. При недодержке проявление идет быстро и при этом получается контрастная копия.
Проявление конечного изображения ведется водой, при этом техника проявления предоставляет широкое поле деятельности для художника: можно работать по отдельным участкам слоя, размягчать его отдельные места при помощи различных средств, удалять в изображении лишние детали, выделять главное и т.д.
Это достигается варьированием температуры воды, применением растворов кальцинированной соды или поташа, применение который ускоряет растворение слоя.
Проявление можно вести струей воды, поливом слоя водой с мелкими древесными опилками, применять распылители, ватные тампоны, кисти и другие средства.
Для этого инсолированную копию кладут слоем вниз в холодную воду, меняют ее через каждые 5 минут пока вода не перестанет окрашиваться в желтый цвет, что покажет, что из слоя вымылась не окислившаяся под светом хромовая соль.
После этого в ванну наливают раствор поташа или соды в соотношении 1:400 с температурой 35-40°С.
Слой начинает постепенно размягчаться и света выступать. По поверхности осторожно водят куском мокрой ваты. Рисунок становится все более отчетливым.
Когда проявление закончено, то копию кладут на стекло и ведут окончательную доработку рисунка всеми описанными выше средствами. Проявление: Здесь предоставляется широкое поле деятельности для художника, можно работать по участкам, размягчать при помощи различных средств удалять, что мешает, выделять или отбеливать. Варируя температуру воды и применение соды или поташа, можно ускорять растворение слоя.
Проявление можно вести струей воды, применять распылители, литьем воды с мелкими опилками, применять ватные тампоны, кисти и т.д.
Копию кладут слоем вниз в холодную воду, меняют ее через каждые 5 минут пока вода не перестанет окрашиваться в желтый цвет, что покажет: после засветки из слоя вымылась не окислившаяся под светом хромоваясоль.
После этого в ванну наливают раствор поташа или соды 1:400 с температурой 35-40 градусов. Повышение температуры и щелочности раствора заметно ускоряет процесс проявления.
Слой начинает размягчаться и света начинают мало-помалу выступать. По поверхности осторожно водят куском мокрой ваты. Рисунок становится все более явственным.
Когда проявление достаточно закончено, то кладут на стекло и ведут окончательную доработку рисунка всеми средствами.
Копию ополоснуть и положить в осветляющую ванну. 200 к.с. воды 15 г. Кристаллического сернисто-кислого натрия Na2SO4 7H2O с 5 г. концентрированной серной кислоты. Выдержать до совершенно чистых тонов около 1 минуты и промыть тщательно и высушить.
Для изготовления гуммиарабиковых бумаг, предназначенных для долгого хранения, предлагалось приготовить запасные растворы:
A. Воды 100 куб. см
Порошка гуммиарабика 35 г
Салицилового натрия 0,25 г
Гуммиарабик растворять в воде при некотором нагревании и хранить раствор до 2-3 месяцев в закрытой банке.
B. Воды 100 куб. см
Хромовых квасцов 3 г
Рабочий гуммиарабиковый раствор готовить из запасных растворов
А Юк.с.
В 1 к.с.
Воды 1 к.с.
Краски-ламповой сажи 0,1 г.
Все это следовало смешать в ступке, без образования сгустков и равномерно покрыть раствором бумагу. Бумаге дать хорошо просохнуть, чтобы слой не был растворим в холодной воде. Такую бумагу допускалось хранить неограниченно долгое время.
Очувствлять бумагу в 5 % растворе бихромата калия и просушить в темноте.
Печатать рассеянным дневным светом через негатив в течение 5-15 минут, а на солнце 7 минут.
Копию промыть в холодной воде до тех пор, пока не вымоется незакрепленный бихромат калия и проявлять водой, повышая либо понижая ее температуру с применением мягких кистей. В описании процесса отмечалось, что использование в качестве краски древесного угля дает поразительные эффекты, особенно для передачи на отпечатке солнечного света. Для этого рекомендовалось уголь тщательно истолочь в ступе, просеять через мелкое сито ("30 ниток на 1 см") и полученную пыль смешать в ступке. "Необыкновенные результаты достигаются применением угля из кокосового ореха". Гуммиарабиковый раствор предлагался следующий:
А 10 куб.см
В 2 куб.см
Воды 2 куб.см
Уголь 1 г
или
А Юк.с.
В 1 куб. см
Порошок красного мела 0,5 г
Отмечалось, что чем гуще бумага покрыта пигментом, тем сильнее будет цвет в тенях отпечатка. Слой должен лежать на поверхности бумаги, не проникая в нее, а только сцепляясь с ней.
Бумагу, проклеенную 2% раствора желатина, покрывают слоем гуммиарабика, приготовленного из запасных растворов:
А. Гуммиарабика 100 г
Воды 200 куб.см
Фенола 2 капли.
В. Воды 8 куб. см
Глицерина 8 куб. см
Уксусной кислоты (кристаллической) 12 куб. см
К 16 куб. см раствора А добавляют раствор В и небольшое количество жидкой акварельной краски из тюбика, все это тщательно перемешивают.
Полученный пигментный раствор на бумагу наносят мягкой кистью, вдоль и поперек до образования ровного слоя, предварительно положив лист бумаги на ровное стекло. Просушивают, обрабатывают озобромным раствором (см. озобром-ный процесс), вводят в контакт с позитивным бромосеребряным отпечатком и прикатывают на время, необходимое для получения матрицы и проявляют ее водой.
Либо, гуммиарабиковую бумагу очувствляют раствором 4 гр бихромата калия в 200 куб.см воды, сушат в темноте, экспонируют под негативом, тщательно промывают в холодной воде и проявляют вышеописанными способами.
Также предлагалось из запасных растворов А и В, хранящихся "бесконечно долго", приготовить рабочий раствор:
A. Воды 100 куб. см
Гуммиарабика 35 г
Салициловой кислоты 0,25 г
B. Воды 100 куб. см
Хромовых квасцов 3 г
Рабочий гуммиарабика:
А 10 куб. см
В 1 куб. см
Воды 1 куб. см
Голландской черни 0,1 г
Краску с небольшим количеством рабочего раствора тщательно растереть в ступке, прибавить оставшуюся часть раствора и щеткой равномерно покрыть бумагу.
Очувствлять в 5% растворе бихромата калия, сушить в темноте, экспонировать на солнце. Промывать до удаления следов хрома в холодной воде и тут же проявлять водой с кистью, тампонами, покачиванием листа в кювете, струей воды и т.п.
Для получения изображения, схожего с рисунком карандашом или сангвиной, предлагались следующие рабочие гуммиарабиковые растворы:
А 10 куб. см
В 2 куб. см
Воды 2 куб. см
Карандашного угля в порошке 0,5 г
А 10 куб. см
В 1 куб. см
Сангвины в порошке 0,5 г
Отдельные авторы предлагали в описываемых процессах гуммиарабик заменять 40 % раствор желатины, причем считалось, что отпечатки при этом получаются более мелкого зерна и детальнее, а изображение становится более крепким.
Так как желатиновый слой очень быстро застывал, его наносили на постоянно подогреваемый лист бумаги либо к раствору прибавлялось вещество, которое придало бы замедляло студенение желатины, например хлорал-гидрат. Раствор готовился так:
Воды 1000 куб. см
Хлорал-гидрата 250 г
Желатина 400 г
Краски
Очувствленный лист желатиновой бумаги инсолировался, сушился в темноте, промывался. Проявление велось горячей водой с поташем, при этом структура бумаги не имела значения. Полагалось, что приготовленный таким образом слой более чувствителен к свету и отпечатки выходят более контрастными. Вместе с тем отмечалось, что "хлорал-гидрат очень резок", поэтому предлагали его заменять ледяной уксусной кислотой.
Французские фотомастера предлагали к 1 весовой части "распущенной краски (например китайской черной туши) прибавить 2 части раствора гуммиарабика (в 100 куб. см воды 40 г), профильтровать раствор и прибавить к нему 2 части водного раствора бихромата калия или аммония".
При использовании акварельных красок, предлагалось брать медовые и готовить гуммиарабиковый раствор из 100 куб. см воды и 7,4 г хромовой соли. Для получения отпечатков под сангвину брать сепию и красно-коричневую краски, а раствор готовить смешивая 100 куб. см воды и 9 г хромовой соли.
Смешивание компонентов производить в фаянсовой ступке и мягкой кистью наносить на бумагу, после чего сушить в темноте. Главными условиями при этом являлись хорошая проклейка бумаги желатиновым раствором, просушка. Печать под негативом велась солнечным светом в течение 10-20 минут.
Прибавление к раствору небольшого количества крахмала позволяло улучшить передачу на отпечатке полутонов. Отпечаток проявляли в холодной воде, что давало лучшую проработку полутонов, чем проявление в теплой и горячей воде. Кроме этого предлагалось к 40% раствору гуммиарабика прибавлять 20 г сахара для получения лучших результатов.
По типу гуммиарабикового процесса была разработана клеевая печать. Лист непроклеенной бумаги покрывался раствором:
Вода 100 100мл
Столярный клей (очищенный) 20 40 г
Салициловый натрий 2 4г
Клей замачивался на сутки в воде с добавлением салицилового натрия после чего распускался в водяной бане. Раствор, особенно в густом виде разрешалось хранится до 6 месяцев или более продолжительное время.
Для листа бумаги 18x24 бралось 3-4 куб. см раствора, который наносился на него кистью и высушивался. Все операции рекомендовалось производить при неярком искусственном освещении.
Лист прикрепляли к чертежной доске, равномерно наносили (очувствля-ли) на него ватным тампоном 10% раствор бихромата калия и сушили в темноте.
К 2 мл 20% клеевого раствора добавляли 2-3 мл. воды, хорошо смешивали его с 1 мл полужидкой краски (темпера, акварель). Густота краски выбирается таким образом, чтобы через нее читался печатный текст.
Красящий раствор наносился щетинистой кистью на очувствленную бумагу, не допуская образования полос, разравнивался барсуковым флейцем, затем следовала сушка листа в теплом помещении и инсолирование под негативом. Печать велась с нежного негатива, зимой в пасмурный день в течении до 1-1,5 часов. Недостаточное экспонирование давало неисправимый контрастный рисунок.
Засвеченный лист клали слоем слое вверх в ванну с холодной водой, которую меняли каждые 10-15 минут до тех пор, пока вода не переставала окрашиваться в желтый цвет.
После этого лист еще оставляли в воде на 30 минут, так как хорошо размоченный слой облегчал дальнейшее проявление.
Для проявления на литр воды 23-25°С брали 10-15 грамм мелких древесных опилок и из поливали этой смесью лист, лежащий кружки на наклонной плоскости.
Если через 5 минут изображение не появлялось, то температуру воды повышали до 27-30°С., хотя считалось, что повышение температуры может отрицательно отразиться на качестве печати.
Смесь лили от верхнего левого угла к правому, добиваясь равномерной обработки слоя. Работая смесью по определенным местам, добивались их осветления и проработки.
Далее следовала окончательная промывка в чистой воде и выделение деталей чистой мягкой кистью. Чрезмерно перепечатанные слои проявляли, добавив в воду небольшое количество поташа (на литр 0,5-1 грамм). Работать с этим раствором рекомендовалось очень осторожно, т.к. проявление могло пойти слишком интенсивно.
Высушенный отпечаток для устранения желтоватого оттенка опускали в раствор из 40 г двухсернистого натрия на литр воды и хорошо промывали. Считалось, что полученный слой гораздо прочнее, чем слой гуммиарабика.