В гуммиарабиковом процессе в роли основного клеящего вещества вместо желатины используется гуммиарабик, отсюда и название процесса.
Хромовая соль, краска и другие компоненты вводятся в светочувствитель­ный раствор, как правило, одновременно. После нанесения светочувствительного раствора на бумагу и ее просушки, слой экспонируется под негативом и проявляет­ся в воде. В местах, подверженных инсоляции задубленный гуммиарабик и содер­жащийся в нем краситель будет в меньшей степени подвержен растворению (вы­мыванию из слоя) и останется на подложке красочным изображением.
Процесс и отдельные его модификации предоставляет автору неограничен­ные возможности в достижении художественного замысла.
Так, требовалось взять не слишком шероховатую средней плотности и зер­нистости, хорошо проклеенную, чертежную, акварельную либо рисовальную бума­гу (ватман не годится). Главное, чтобы наносимый в дальнейшем на бумагу гум-миарабиковый красочный слой не проник в ее поверхность, иначе на бумаге ос­танутся неисправимые пятна краски. Краска должна лежать в слое и находиться на поверхности бумаги.
Вообще, в описываемом процессе, перед нанесением на бумагу гуммиара-бикового раствора ее рекомендовалось проклеить желатиновым раствором, кото­рый наносить на подогретый, слегка увлажненный лист бумаги широкой кистью во всех направлениях.
Раствор для проклейки:
Желатин    2 г
Вода     100 куб.см
Алкоголь     10 куб. см
Для проклейки грубых бумаг берется приготовленный в водяной бане рас­плав 5% раствор желатины с 2-3 куб. см 5% раствора хромовых квасцов.
Высушенный лист такой бумаги кнопками прикрепляется к доске и на него в течение 1-2 минуты быстрыми движениями кисти наносится раствор гуммиара­бика с краской.
Другие авторы считали, что очувствлять слой лучше всего на стекле после предварительного увлажнения листа и его легкой просушки фильтровальной бу­магой.
Гуммиарабиковый раствор наносится до тех пор, пока слой не станет не­сколько сухим и начнет оказывать некоторое сопротивление движению кисти. Главное при нанесении красочного слоя работать быстро, не давая слою загустеть. Работу вести при искусственном неярком освещении. Краску наносить не очень густо, "сначала грубой щетинистой кистью по всему формату листа, после широ­кой мягкой кистью, работая по листу во всех направлениях сильно, а после все слабее и слабее, пока слой не перестанет поддаваться кисти". После этого бумага высушивается в темном помещении. Покрытая гуммиарабиком бумага больше 3 дней не хранится.
Красочные светочувствительные растворы готовятся с применением сухой сажи, жженой кости, ламповой копоти либо другими сухими краскам при необхо­димости прибавляя для придания тона синюю. Пастель применялась для затирки.
Рецепт гуммиарабикового ратсвора:
Раствор бихромата аммония    2 весовых части
(200 г. на 100 к.с. воды)
Гуммиарабик, растворенный 1:1 в воде    2 части
Краски    4 части
(5г сажи, растворенных в 10 куб. см спирта с 50 куб. см воды)
Карболовой кислоты    5 капель
Гуммиарабика    40 г
Воды    40 куб. см
Взять 2 куб. см этого раствора и прибавить к нему 6 куб. см бихромата аммония, разведенного в воде в соотношении 1:15. Все это затереть с 0,3-0,5 г су­хой краски.
Гуммиарабика    40 г
Сахара    20 г
Краску тщательно растереть шпателем или в ступке, смешать с небольшим количеством раствора гуммиарабика. Краски берется столько, чтобы ее раствор читался текст на белом листе бумаги. После к раствору прибавить к раствору все остальное.
Раствор удобно длительное время хранить в закрытой банке из темного стекла.
Бумаги, покрытые двумя последними растворами по мере необходимости очувствляются тампоном, смоченным в 10% растворе бихромата калия, лучше аммония (10 г на 100 куб. см воды), пока слой не станет равномерно желтым (око­ло 2 минут). Излишки раствора со слоя удаляются фильтровальной бумагой, после чего бумага в течении 10-15 минут высушивается в темноте и готова для экспони­рования.
Для копирования берутся прозрачные, с проработанными деталями, нежные негативы. Для печати удобны бумажные негативы, хотя в описаниях процесса встречаются заметки о том, что " в настоящее время экспонирование производят и с прямым освещением посредством дуговых ламп". Необходимое время экспониро­вания- от 30 минут до 2 часов (на солнце до 5 минут) подбирается опытным путем, как в пигментном и других процессах.
При передержке получаются вялые и мягкие копии. При недодержке про­явление идет быстро и при этом получается контрастная копия.
Проявление конечного изображения ведется водой, при этом техника прояв­ления предоставляет широкое поле деятельности для художника: можно работать по отдельным участкам слоя, размягчать его отдельные места при помощи различ­ных средств, удалять в изображении лишние детали, выделять главное и т.д.
Это достигается варьированием температуры воды, применением растворов кальцинированной соды или поташа, применение который ускоряет растворение слоя.
Проявление можно вести струей воды, поливом слоя водой с мелкими дре­весными опилками, применять распылители, ватные тампоны, кисти и другие средства.
Для этого инсолированную копию кладут слоем вниз в холодную воду, ме­няют ее через каждые 5 минут пока вода не перестанет окрашиваться в желтый цвет, что покажет, что из слоя вымылась не окислившаяся под светом хромовая соль.
После этого в ванну наливают раствор поташа или соды в соотношении 1:400 с температурой 35-40°С.
Слой начинает постепенно размягчаться и света выступать. По поверхности осторожно водят куском мокрой ваты. Рисунок становится все более отчетливым.
Когда проявление закончено, то копию кладут на стекло и ведут оконча­тельную доработку рисунка всеми описанными выше средствами. Проявление: Здесь предоставляется широкое поле деятельности для художника, можно работать по участкам, размягчать при помощи различных средств удалять, что мешает, вы­делять или отбеливать. Варируя температуру воды и применение соды или поташа, можно ускорять растворение слоя.
Проявление можно вести струей воды, применять распылители, литьем воды с мелкими опилками, применять ватные тампоны, кисти и т.д.
Копию кладут слоем вниз в холодную воду, меняют ее через каждые 5 ми­нут пока вода не перестанет окрашиваться в желтый цвет, что покажет: после за­светки из слоя вымылась не окислившаяся под светом хромоваясоль.
После этого в ванну наливают раствор поташа или соды 1:400 с температу­рой 35-40 градусов. Повышение температуры и щелочности раствора заметно уско­ряет процесс проявления.
Слой начинает размягчаться и света начинают мало-помалу выступать. По поверхности осторожно водят куском мокрой ваты. Рисунок становится все более явственным.
Когда проявление достаточно закончено, то кладут на стекло и ведут окон­чательную доработку рисунка всеми средствами.
Копию ополоснуть и положить в осветляющую ванну. 200 к.с. воды 15 г. Кристаллического сернисто-кислого натрия Na2SO4 7H2O с 5 г. концентрированной серной кислоты. Выдержать до совершенно чистых тонов около 1 минуты и про­мыть тщательно и высушить.
Для изготовления гуммиарабиковых бумаг, предназначенных для долгого хранения, предлагалось приготовить запасные растворы:
A.    Воды     100 куб. см
Порошка гуммиарабика    35 г
Салицилового натрия    0,25 г
Гуммиарабик растворять в воде при некотором нагревании и хранить рас­твор до 2-3 месяцев в закрытой банке.
B.    Воды     100 куб. см
Хромовых квасцов    3 г
Рабочий гуммиарабиковый раствор готовить из запасных растворов
А    Юк.с.
В     1 к.с.
Воды     1 к.с.
Краски-ламповой сажи    0,1 г.
Все это следовало смешать в ступке, без образования сгустков и равномер­но покрыть раствором бумагу. Бумаге дать хорошо просохнуть, чтобы слой не был растворим в холодной воде. Такую бумагу допускалось хранить неограниченно долгое время.
Очувствлять бумагу в 5 % растворе бихромата калия и просушить в темно­те.
Печатать рассеянным дневным светом через негатив в течение 5-15 минут, а на солнце 7 минут.
Копию промыть в холодной воде до тех пор, пока не вымоется незакреплен­ный бихромат калия и проявлять водой, повышая либо понижая ее температуру с применением мягких кистей. В описании процесса отмечалось, что использование в качестве краски древесного угля дает поразительные эффекты, особенно для пере­дачи на отпечатке солнечного света. Для этого рекомендовалось уголь тщательно истолочь в ступе, просеять через мелкое сито ("30 ниток на 1 см") и полученную пыль смешать в ступке. "Необыкновенные результаты достигаются применением угля из кокосового ореха". Гуммиарабиковый раствор предлагался следующий:
А    10 куб.см
В    2 куб.см
Воды    2 куб.см
Уголь    1 г
или
А    Юк.с.
В    1 куб. см
Порошок красного мела    0,5 г
Отмечалось, что чем гуще бумага покрыта пигментом, тем сильнее будет цвет в тенях отпечатка. Слой должен лежать на поверхности бумаги, не проникая в нее, а только сцепляясь с ней.
Бумагу, проклеенную 2% раствора желатина, покрывают слоем гуммиара­бика, приготовленного из запасных растворов:
А. Гуммиарабика       100 г
Воды    200 куб.см
Фенола    2 капли.
В. Воды    8 куб. см
Глицерина    8 куб. см
Уксусной кислоты (кристаллической)    12 куб. см
К 16 куб. см раствора А добавляют раствор В и небольшое количество жид­кой акварельной краски из тюбика, все это тщательно перемешивают.
Полученный пигментный раствор на бумагу наносят мягкой кистью, вдоль и поперек до образования ровного слоя, предварительно положив лист бумаги на ровное стекло. Просушивают, обрабатывают озобромным раствором (см. озобром-ный процесс), вводят в контакт с позитивным бромосеребряным отпечатком и прикатывают на время, необходимое для получения матрицы и проявляют ее водой.
Либо, гуммиарабиковую бумагу очувствляют раствором 4 гр бихромата ка­лия в 200 куб.см воды, сушат в темноте, экспонируют под негативом, тщатель­но промывают в холодной воде и проявляют вышеописанными способами.
Также предлагалось из запасных растворов А и В, хранящихся "бесконечно долго", приготовить рабочий раствор:
A.    Воды     100 куб. см
Гуммиарабика    35 г
Салициловой кислоты    0,25 г
B.    Воды     100 куб. см
Хромовых квасцов    3 г
Рабочий гуммиарабика:
А     10 куб. см
В     1 куб. см
Воды     1 куб. см
Голландской черни 0,1 г
Краску с небольшим количеством рабочего раствора тщательно растереть в ступке, прибавить оставшуюся часть раствора и щеткой равномерно покрыть бума­гу.
Очувствлять в 5% растворе бихромата калия, сушить в темноте, экспониро­вать на солнце. Промывать до удаления следов хрома в холодной воде и тут же проявлять водой с кистью, тампонами, покачиванием листа в кювете, струей воды и т.п.
Для получения изображения, схожего с рисунком карандашом или сангви­ной, предлагались следующие рабочие гуммиарабиковые растворы:
А    10 куб. см
В    2 куб. см
Воды    2 куб. см
Карандашного угля в порошке    0,5 г
А     10 куб. см
В    1 куб. см
Сангвины в порошке    0,5 г
Отдельные авторы предлагали в описываемых процессах гуммиарабик за­менять 40 % раствор желатины, причем считалось, что отпечатки при этом полу­чаются более мелкого зерна и детальнее, а изображение становится более крепким.
Так как желатиновый слой очень быстро застывал, его наносили на посто­янно подогреваемый лист бумаги либо к раствору прибавлялось вещество, кото­рое придало бы замедляло студенение желатины, например хлорал-гидрат. Рас­твор готовился так:
Воды     1000 куб. см
Хлорал-гидрата    250 г
Желатина    400 г
Краски
Очувствленный лист желатиновой бумаги инсолировался, сушился в тем­ноте, промывался. Проявление велось горячей водой с поташем, при этом структу­ра бумаги не имела значения. Полагалось, что приготовленный таким образом слой более чувствителен к свету и отпечатки выходят более контрастными. Вместе с тем отмечалось, что "хлорал-гидрат очень резок", поэтому предлагали его заме­нять ледяной уксусной кислотой.
Французские фотомастера предлагали к 1 весовой части "распущенной краски (например китайской черной туши) прибавить 2 части раствора гуммиара­бика (в 100 куб. см воды 40 г), профильтровать раствор и прибавить к нему 2 части водного раствора бихромата калия или аммония".
При использовании акварельных красок, предлагалось брать медовые и го­товить гуммиарабиковый раствор из 100 куб. см воды и 7,4 г хромовой соли. Для получения отпечатков под сангвину брать сепию и красно-коричневую краски, а раствор готовить смешивая 100 куб. см воды и 9 г хромовой соли.
Смешивание компонентов производить в фаянсовой ступке и мягкой кистью наносить на бумагу, после чего сушить в темноте. Главными условиями при этом являлись хорошая проклейка бумаги желатиновым раствором, просушка. Печать под негативом велась солнечным светом в течение 10-20 минут.
Прибавление к раствору небольшого количества крахмала позволяло улуч­шить передачу на отпечатке полутонов. Отпечаток проявляли в холодной воде, что давало лучшую проработку полутонов, чем проявление в теплой и горячей воде. Кроме этого предлагалось к 40% раствору гуммиарабика прибавлять 20 г сахара для получения лучших результатов.
По типу гуммиарабикового процесса была разработана клеевая печать. Лист непроклеенной бумаги покрывался раствором:
Вода     100      100мл
Столярный клей (очищенный)    20        40 г
Салициловый натрий    2         4г
Клей замачивался на сутки в воде с добавлением салицилового натрия после чего распускался в водяной бане. Раствор, особенно в густом виде разрешалось хранится до 6 месяцев или более продолжительное время.
Для листа бумаги 18x24 бралось 3-4 куб. см раствора, который наносился на него кистью и высушивался. Все операции рекомендовалось производить при неяр­ком искусственном освещении.
Лист прикрепляли к чертежной доске, равномерно наносили (очувствля-ли) на него ватным тампоном 10% раствор бихромата калия и сушили в темноте.
К 2 мл 20% клеевого раствора добавляли 2-3 мл. воды, хорошо смешивали его с 1 мл полужидкой краски (темпера, акварель). Густота краски выбирается та­ким образом, чтобы через нее читался печатный текст.
Красящий раствор наносился щетинистой кистью на очувствленную бумагу, не допуская образования полос, разравнивался барсуковым флейцем, затем следо­вала сушка листа в теплом помещении и инсолирование под негативом. Печать велась с нежного негатива, зимой в пасмурный день в течении до 1-1,5 часов. Не­достаточное экспонирование давало неисправимый контрастный рисунок.
Засвеченный лист клали слоем слое вверх в ванну с холодной водой, кото­рую меняли каждые 10-15 минут до тех пор, пока вода не переставала окраши­ваться в желтый цвет.
После этого лист еще оставляли в воде на 30 минут, так как хорошо размо­ченный слой облегчал дальнейшее проявление.
Для проявления на литр воды 23-25°С брали 10-15 грамм мелких древесных опилок и из поливали этой смесью лист, лежащий кружки на наклонной плоскости.
Если через 5 минут изображение не появлялось, то температуру воды повы­шали до 27-30°С., хотя считалось, что повышение температуры может отрица­тельно отразиться на качестве печати.
Смесь лили от верхнего левого угла к правому, добиваясь равномерной об­работки слоя. Работая смесью по определенным местам, добивались их осветле­ния и проработки.
Далее следовала окончательная промывка в чистой воде и выделение дета­лей чистой мягкой кистью. Чрезмерно перепечатанные слои проявляли, добавив в воду небольшое количество поташа (на литр 0,5-1 грамм). Работать с этим раство­ром рекомендовалось очень осторожно, т.к. проявление могло пойти слишком ин­тенсивно.
Высушенный отпечаток для устранения желтоватого оттенка опускали в раствор из 40 г двухсернистого натрия на литр воды и хорошо промывали. Счи­талось, что полученный слой гораздо прочнее, чем слой гуммиарабика.