Другие описания процесса.
Лист желатиновой бумаги очувствляют 2 минуты в растворе бихромата калия, составленным из 2 г соли и 100 мл воды. Лист сушат в темноте.
В целях экономии рекомендовалось очувствление листа производить мягкой, широкой кистью раствором:
Вода 100 мл
Бихромат аммония 5 г
Углекислый натрий 0,5 г
К 5 мл этого раствора добавляют 10 мл 90° спирта.
Этой смеси хватает для покрытия 4 листов желатиновой бумаги форматом 18x24. Раствор наносят быстрыми штрихами, затем разравнивают другой широкой сухой кистью и сушат лист 15 минут. Приготовленную таким образом бумагу, хранят не более 2-3 дней.
Очувствленный лист экспонируют под негативом на рассеянном свету 3-4 минуты летом и зимой около 30 минут до появления изображения в светах.
Проекспонированный лист промывают в проточной холодной воде около 2 часов или 1 час в воде с температурой до 30° С.
После промывки изображение должно исчезнуть и отпечаток может быть после удаления избытка воды обработан краской. Излишки воды, соблюдая осторожность, с листа удаляются батистом. Лист для работы кладется на несколько листов влажной фильтровальной бумаги.
Работу можно начать и после просушки отпечатка, предварительно размочив его в воде с прибавлением небольшого количества глицерина для того чтобы на него лучше ложилась жидкая краска.
Краска на матрицу наносится касательными движениями кистью или легкими штрихами по порядку: густая, жирная и жидкая. Для работы краску разбавляют льняной олифой.
Готовый отпечаток просушивают и, используя скребки, кисти, различные валики, чернильные резинки, производят его окончательную обработку. После этого изображение можно ретушировать акварельной краской с добавлением к раствору немного мыла для сцепления с масляной краской.
В различных изданиях приводились и примеры бромомасляного процесса на фотобумагах с температурой плавления желатинового слоя до 28-30°С, проявленных в проявителях, незадубливающих фотослой и отфиксированных в 10% растворе гипосульфита.
Такие снимки обрабатывались (отбеливались) в растворе:
Вода 1000 мл
Красная кровяная соль 5 г
Азотно-кислый свинец 5 г
После отбеливания снимок тщательно промывался и во влажном состоянии обрабатывался типографской краской.
Рисовальная бумага средней шероховатости настилалась на 7-10% раствор желатина, приготовленный в водяной бане при 45 С и выдерживалась на нем 1 минуту.
Лист сушился на горизонтальной поверхности и очувствлялся раствором:
Бихромата калия 50 г
Воды 700 мл с прибавлением небольшого количества ам
миака
Алкоголь 300 мл
Для удобства предлагалось бумагу очувствлять раствором из 1 г бихрома-та аммония и 10 мл воды, нанося его на лист мягкой, широкой кистью.
После просушки листа в темноте и печатания светом, следовала его тщательная промывка в воде (до тех пор, пока на нем не останутся следы еле видимого изображения). Лист осушался фильтровальной бумагой.
На оставшееся изображение с помощью кисти мелкими штрихами наносилась гравюрная краска, предварительно растертая тонким слоем на стекле.
Высохший отпечаток ретушировался литографским мелом, карандашом и резинкой.
Результат зависел от крепости применяемого очувствляющего раствора и температуры воды, в которой матрица промывалась (размачивалась). Обработав слой либо его отдельные места в растворе формалина и применяя при печати краски различной густоты, можно было также достигнут различных результатов.
Плотную, хорошо проклеенную, не очень грубозернистую бумагу, любого тона размачивают 20-30 минут в горячей (до 80° С) воде, кладут на горизонтально расположенный лист подогреваемого снизу стекла и после удаления избытка влаги дважды, с интервалом в 3-4 минуты, равномерно покрывают мягкой кистью смесью равных объемов 5% раствора желатина и 10% раствора крахмального клейстера.. Для формата 18x24 потребуется 7-8 мл смеси. Листы больших форматов покрывают в 3 приема (по 3 мл смеси на одно покрытие).
Применение для изготовления слоя крахмала ранее рекомендовал Дювивье, предлагая толстую непроклеенную бумагу покрывать клейстером крахмала, очув-ствлять, копировать, как в обычном бромомасляном процессе.
С получением равномерного слоя, подогрев стекла прекращают и лист высушивают. Приготовленная бумага "хранится безгранично долго".
Толстый слой покрытия дает при печати более мягкое изображение и хороший рельеф и наоборот.
Либо желатиновую бумагу покрывают раствором из 7 г желатина в 100 мл воды с добавкой 2 капель формалина, приготовленным в водяной бане с температурой не более 40° С. Растворы для покрытия должны быть профильтрованы, а слой не содержать воздушных пузырьков.
После очувствления слоя, его сушат в темноте, экспонируют под негативом и на 1 минуту опускают в 4% раствор формалина, промывают в воде с комнатной температурой до исчезновения в слое желтой окраски.
Нанесение краски по образовавшемуся рельефу производится, валиком, обклеенным жестким бумажным плюшем, бархатом. После в изображение кистью и другими различными приспособлениями на "рабски переданное изображение" вносятся изменения. Используемые инструменты от краски отмываются бензином.
Затем, под прессом, следует перенос масляного изображения на бумагу, или упаковочный серый картон. Материал для переноса должен иметь матовую поверхность, быть слабо проклеенным и слегка шероховатым.
Для достижения желаемого результата с одной матрицы, отмытой от краски, может производиться неоднократный перенос. Способом многократного переноса можно получить двух и более тоновые, а также цветные изображения, причем первый перенос делается мягко, а последующие более контрастно (о цветной печати аддиттивным способом будет сказано выше).
Плотную мелкозернистую бумагу проклеивают толстым слоем 10% раствора желатина.
Желатиновую бумагу очувствляют в 6% растворе бихромата аммония, который для печати с нормального негатива смешивают с равной частью питьевого спирта или динатурата. Если при печати будет использован мягкий негатив, то количество бихромата аммония уменьшают, а количество спирта увеличивают. При густом негативе берут большее количество раствора бихромата аммония и меньше спирта.
Лист желатиновой бумаги прикрепляют к чертежной доске. На лист форматом 18x24 потребуется 1,5-2 мл 6% раствора бихромата аммония с прибавлением 2 мл спирта, не больше, так как на листе возможно появление пятен и разводов.
Очувствляющий раствор на бумагу наносится быстрым движением флейца, сначала в поперечном, потом в продольном направлении и так далее, пока слой не станет оказывать некоторого сопротивление кисти (кисть, как бы прилипает).
Сушку производят в темноте от 15 до 30 минут. Бумага хранится не более 2 дней.
Печать через негатив производится в этот же или на следующий день и ведется до тех пор, пока на светлом фоне не появится коричневый рисунок. Печать прекращают, как только на изображении появятся подробности в тенях. При печати предпочтение следует отдавать негативам нормальной плотности. "Превосходные отпечатки получаются с гармоничных, хорошо крытых увеличенных бумажных негативов, если только работающий не ставит целью чтобы все было резко".
Экспонированная бумага немедленно промывается до полного исчезновения желтой окраски. Такой лист можно высушить и хранить в затемненном месте до недели. Если печать ведут сразу, то лист на 2-3 минуты кладется в воду с температурой 28-30° С.
Для работы применяют литографские краски, слабую олифу. Краску для печати предварительно на стекле растирают валиком.
Печать ведут на увлажненной бумаге, поверхность которой должна быть не мокрой, а влажной.
Особые требования в бромомасляном процессе предъявляются к форме кистей и их чистоте. Для нанесения краски используются кисти типа "козья ножка": необходимая форма кисти придается перетягиванием распаренного волоса тонкой нитью под углом. Прямые кисти применяются для снятия излишков краски. Кисти от краски отмываются в горячей воде с мылом.
Краску набирают на кисть, ударяя вертикально по стеклу с красочным слоем.
Нанесение краски начинают с темных мест. Кисть должна отскакивать от листа, как бы пружиня. Сильный отрывистый удар снимает краску, а слабый мягкий ее наносит.
Если в ходе работы слой подсохнет, то его на 3-4 минуты опускают в воду с температурой 30-35° С, обсушивают кисеей и продолжают работу.
Готовый отпечаток сушат 2-3 дня и при необходимости дорабатывают вышеописанными приемами.
Не допечатанные матрицы плохо принимает краску: она без проработки деталей ложится только в тенях и очень контрастно Перепечатывание приводит к сплошному окрашиванию матрицы.
Лишнюю краску с матрицы удаляют отжатым тампоном, смоченным в бензине.
Упрощенный способ бромомасляной печати, разработанный Н. В. Петровым (близок к озобромному процессу и позднее получил название карбромасляный процесс).
Бромосеребряный отпечаток, исполненный предпочтительно на гладкой и матовой фотобумаге, тщательно промывают от фиксажа, размачивают в течение 10
минут размачивают в теплой воде, кладут на зеркальное стекло и обсушивают фильтровальной бумагой.
На него накладывают лист желатиновой бумаги, размоченной в течении 2 минут в озобромном растворе:
10% растворы
Бромистого калия 25 мл
Красной кровяной соли 25 мл
Бихромата калия 25 мл
Калиевых квасцов 8 мл
Хромовых квасцов 5 мл
Лимонной кислоты 4 мл
Дистиллированной воды 210 мл
Очувствленную бумагу прикатывают к позитивному снимку резиновым валиком (как пигментную бумагу в озобромном процессе). Листы помещают между слоями влажной фильтровальной бумаги, сверху накрывают листом стекла и выдерживают под легким грузом в контакте 30 минут.
Листы осторожно отделяют друг от друга и помещают в холодную воду в холодную воду.
После тщательной промывки от следов бихромата, позитивный отпечаток допроявляют и фиксируют, после чего в процессе он может быть использован неоднократно, а полученную на желатиновой бумаге матрицу обрабатывают краской вышеописанными приемами. По мере высыхания матрицу периодически размачивают.
Бромомасляный процесс на фотобумагах с незадубленной фотоэмульсией, которая плавится при температуре 30-40° С (к современным фотобумагам неприменим).
При изготовлении позитивного отпечатка он должен обрабатываться проявителями не дубящими желатиновый слой и фиксироваться 10% раствором гипосульфита.
Лист фотобумаги с позитивным изображением, размоченный некоторое время в прохладной воде, помещается в один из растворов:
Растворы Майэра Мортимера Свитковского
Вода 200 120 150мл
Сернокислая медь 6 12 4 г
Калий бромистый 6 10 г
Бихромат аммония 5 7 г
Соляная кислота 17 5 капель
Поваренная соль 2 г
Растворы Майэра и Мортимера, предназначенные для работы в 4 раза разводятся водой.
Помещенные в растворе позитивные отпечатки отбеливаются до тех пор, пока с них практически не исчезнет изображение. Для слабых отпечатков применяется 2-3 кратное отбеливание.
Отбеленный отпечаток помещается в воду с температурой до 20° С, температура постепенно повышается до образования на фотоснимке заметного желатинового рельефа.
Работа краской по образовавшемуся рельефу ведется способами, описанными выше.
В целях экономии рекомендовалось очувствление листа производить мягкой, широкой кистью раствором:
Вода 100 мл
Бихромат аммония 5 г
Углекислый натрий 0,5 г
К 5 мл этого раствора добавляют 10 мл 90° спирта.
Этой смеси хватает для покрытия 4 листов желатиновой бумаги форматом 18x24. Раствор наносят быстрыми штрихами, затем разравнивают другой широкой сухой кистью и сушат лист 15 минут. Приготовленную таким образом бумагу, хранят не более 2-3 дней.
Очувствленный лист экспонируют под негативом на рассеянном свету 3-4 минуты летом и зимой около 30 минут до появления изображения в светах.
Проекспонированный лист промывают в проточной холодной воде около 2 часов или 1 час в воде с температурой до 30° С.
После промывки изображение должно исчезнуть и отпечаток может быть после удаления избытка воды обработан краской. Излишки воды, соблюдая осторожность, с листа удаляются батистом. Лист для работы кладется на несколько листов влажной фильтровальной бумаги.
Работу можно начать и после просушки отпечатка, предварительно размочив его в воде с прибавлением небольшого количества глицерина для того чтобы на него лучше ложилась жидкая краска.
Краска на матрицу наносится касательными движениями кистью или легкими штрихами по порядку: густая, жирная и жидкая. Для работы краску разбавляют льняной олифой.
Готовый отпечаток просушивают и, используя скребки, кисти, различные валики, чернильные резинки, производят его окончательную обработку. После этого изображение можно ретушировать акварельной краской с добавлением к раствору немного мыла для сцепления с масляной краской.
В различных изданиях приводились и примеры бромомасляного процесса на фотобумагах с температурой плавления желатинового слоя до 28-30°С, проявленных в проявителях, незадубливающих фотослой и отфиксированных в 10% растворе гипосульфита.
Такие снимки обрабатывались (отбеливались) в растворе:
Вода 1000 мл
Красная кровяная соль 5 г
Азотно-кислый свинец 5 г
После отбеливания снимок тщательно промывался и во влажном состоянии обрабатывался типографской краской.
Рисовальная бумага средней шероховатости настилалась на 7-10% раствор желатина, приготовленный в водяной бане при 45 С и выдерживалась на нем 1 минуту.
Лист сушился на горизонтальной поверхности и очувствлялся раствором:
Бихромата калия 50 г
Воды 700 мл с прибавлением небольшого количества ам
миака
Алкоголь 300 мл
Для удобства предлагалось бумагу очувствлять раствором из 1 г бихрома-та аммония и 10 мл воды, нанося его на лист мягкой, широкой кистью.
После просушки листа в темноте и печатания светом, следовала его тщательная промывка в воде (до тех пор, пока на нем не останутся следы еле видимого изображения). Лист осушался фильтровальной бумагой.
На оставшееся изображение с помощью кисти мелкими штрихами наносилась гравюрная краска, предварительно растертая тонким слоем на стекле.
Высохший отпечаток ретушировался литографским мелом, карандашом и резинкой.
Результат зависел от крепости применяемого очувствляющего раствора и температуры воды, в которой матрица промывалась (размачивалась). Обработав слой либо его отдельные места в растворе формалина и применяя при печати краски различной густоты, можно было также достигнут различных результатов.
Плотную, хорошо проклеенную, не очень грубозернистую бумагу, любого тона размачивают 20-30 минут в горячей (до 80° С) воде, кладут на горизонтально расположенный лист подогреваемого снизу стекла и после удаления избытка влаги дважды, с интервалом в 3-4 минуты, равномерно покрывают мягкой кистью смесью равных объемов 5% раствора желатина и 10% раствора крахмального клейстера.. Для формата 18x24 потребуется 7-8 мл смеси. Листы больших форматов покрывают в 3 приема (по 3 мл смеси на одно покрытие).
Применение для изготовления слоя крахмала ранее рекомендовал Дювивье, предлагая толстую непроклеенную бумагу покрывать клейстером крахмала, очув-ствлять, копировать, как в обычном бромомасляном процессе.
С получением равномерного слоя, подогрев стекла прекращают и лист высушивают. Приготовленная бумага "хранится безгранично долго".
Толстый слой покрытия дает при печати более мягкое изображение и хороший рельеф и наоборот.
Либо желатиновую бумагу покрывают раствором из 7 г желатина в 100 мл воды с добавкой 2 капель формалина, приготовленным в водяной бане с температурой не более 40° С. Растворы для покрытия должны быть профильтрованы, а слой не содержать воздушных пузырьков.
После очувствления слоя, его сушат в темноте, экспонируют под негативом и на 1 минуту опускают в 4% раствор формалина, промывают в воде с комнатной температурой до исчезновения в слое желтой окраски.
Нанесение краски по образовавшемуся рельефу производится, валиком, обклеенным жестким бумажным плюшем, бархатом. После в изображение кистью и другими различными приспособлениями на "рабски переданное изображение" вносятся изменения. Используемые инструменты от краски отмываются бензином.
Затем, под прессом, следует перенос масляного изображения на бумагу, или упаковочный серый картон. Материал для переноса должен иметь матовую поверхность, быть слабо проклеенным и слегка шероховатым.
Для достижения желаемого результата с одной матрицы, отмытой от краски, может производиться неоднократный перенос. Способом многократного переноса можно получить двух и более тоновые, а также цветные изображения, причем первый перенос делается мягко, а последующие более контрастно (о цветной печати аддиттивным способом будет сказано выше).
Плотную мелкозернистую бумагу проклеивают толстым слоем 10% раствора желатина.
Желатиновую бумагу очувствляют в 6% растворе бихромата аммония, который для печати с нормального негатива смешивают с равной частью питьевого спирта или динатурата. Если при печати будет использован мягкий негатив, то количество бихромата аммония уменьшают, а количество спирта увеличивают. При густом негативе берут большее количество раствора бихромата аммония и меньше спирта.
Лист желатиновой бумаги прикрепляют к чертежной доске. На лист форматом 18x24 потребуется 1,5-2 мл 6% раствора бихромата аммония с прибавлением 2 мл спирта, не больше, так как на листе возможно появление пятен и разводов.
Очувствляющий раствор на бумагу наносится быстрым движением флейца, сначала в поперечном, потом в продольном направлении и так далее, пока слой не станет оказывать некоторого сопротивление кисти (кисть, как бы прилипает).
Сушку производят в темноте от 15 до 30 минут. Бумага хранится не более 2 дней.
Печать через негатив производится в этот же или на следующий день и ведется до тех пор, пока на светлом фоне не появится коричневый рисунок. Печать прекращают, как только на изображении появятся подробности в тенях. При печати предпочтение следует отдавать негативам нормальной плотности. "Превосходные отпечатки получаются с гармоничных, хорошо крытых увеличенных бумажных негативов, если только работающий не ставит целью чтобы все было резко".
Экспонированная бумага немедленно промывается до полного исчезновения желтой окраски. Такой лист можно высушить и хранить в затемненном месте до недели. Если печать ведут сразу, то лист на 2-3 минуты кладется в воду с температурой 28-30° С.
Для работы применяют литографские краски, слабую олифу. Краску для печати предварительно на стекле растирают валиком.
Печать ведут на увлажненной бумаге, поверхность которой должна быть не мокрой, а влажной.
Особые требования в бромомасляном процессе предъявляются к форме кистей и их чистоте. Для нанесения краски используются кисти типа "козья ножка": необходимая форма кисти придается перетягиванием распаренного волоса тонкой нитью под углом. Прямые кисти применяются для снятия излишков краски. Кисти от краски отмываются в горячей воде с мылом.
Краску набирают на кисть, ударяя вертикально по стеклу с красочным слоем.
Нанесение краски начинают с темных мест. Кисть должна отскакивать от листа, как бы пружиня. Сильный отрывистый удар снимает краску, а слабый мягкий ее наносит.
Если в ходе работы слой подсохнет, то его на 3-4 минуты опускают в воду с температурой 30-35° С, обсушивают кисеей и продолжают работу.
Готовый отпечаток сушат 2-3 дня и при необходимости дорабатывают вышеописанными приемами.
Не допечатанные матрицы плохо принимает краску: она без проработки деталей ложится только в тенях и очень контрастно Перепечатывание приводит к сплошному окрашиванию матрицы.
Лишнюю краску с матрицы удаляют отжатым тампоном, смоченным в бензине.
Упрощенный способ бромомасляной печати, разработанный Н. В. Петровым (близок к озобромному процессу и позднее получил название карбромасляный процесс).
Бромосеребряный отпечаток, исполненный предпочтительно на гладкой и матовой фотобумаге, тщательно промывают от фиксажа, размачивают в течение 10
минут размачивают в теплой воде, кладут на зеркальное стекло и обсушивают фильтровальной бумагой.
На него накладывают лист желатиновой бумаги, размоченной в течении 2 минут в озобромном растворе:
10% растворы
Бромистого калия 25 мл
Красной кровяной соли 25 мл
Бихромата калия 25 мл
Калиевых квасцов 8 мл
Хромовых квасцов 5 мл
Лимонной кислоты 4 мл
Дистиллированной воды 210 мл
Очувствленную бумагу прикатывают к позитивному снимку резиновым валиком (как пигментную бумагу в озобромном процессе). Листы помещают между слоями влажной фильтровальной бумаги, сверху накрывают листом стекла и выдерживают под легким грузом в контакте 30 минут.
Листы осторожно отделяют друг от друга и помещают в холодную воду в холодную воду.
После тщательной промывки от следов бихромата, позитивный отпечаток допроявляют и фиксируют, после чего в процессе он может быть использован неоднократно, а полученную на желатиновой бумаге матрицу обрабатывают краской вышеописанными приемами. По мере высыхания матрицу периодически размачивают.
Бромомасляный процесс на фотобумагах с незадубленной фотоэмульсией, которая плавится при температуре 30-40° С (к современным фотобумагам неприменим).
При изготовлении позитивного отпечатка он должен обрабатываться проявителями не дубящими желатиновый слой и фиксироваться 10% раствором гипосульфита.
Лист фотобумаги с позитивным изображением, размоченный некоторое время в прохладной воде, помещается в один из растворов:
Растворы Майэра Мортимера Свитковского
Вода 200 120 150мл
Сернокислая медь 6 12 4 г
Калий бромистый 6 10 г
Бихромат аммония 5 7 г
Соляная кислота 17 5 капель
Поваренная соль 2 г
Растворы Майэра и Мортимера, предназначенные для работы в 4 раза разводятся водой.
Помещенные в растворе позитивные отпечатки отбеливаются до тех пор, пока с них практически не исчезнет изображение. Для слабых отпечатков применяется 2-3 кратное отбеливание.
Отбеленный отпечаток помещается в воду с температурой до 20° С, температура постепенно повышается до образования на фотоснимке заметного желатинового рельефа.
Работа краской по образовавшемуся рельефу ведется способами, описанными выше.