Принципиальное отличие озобромного процесса от пигментного процесса состоит в том, что задубливание желатинового слоя пигментной бумаги в нем осуществляется не посредством света, подействовавшего через негатив (фотохими­ческое дубление), как в пигментном процессе, а путем задубливания слоя восста­навливаемым, под действием озобромного раствора серебром, содержащимся в позитивном бромосеребрянном снимке (химическое дубление). Иными словами, степень задубливания пигментного слоя в контакте с бромистым отпечатком нахо­дится в пропорциональной зависимости от плотности имеющегося на нем изо­бражения. Образно говоря в описанном процессе "бромосеребрянный отпечаток, обработанный озораствором, выполняет на себя роль негатива и подействовавшего через него света, как в пигментном процессе. Все остальное в технике проявления конечного изображения мало отличается от пигментного процесса".
В обобщенном виде техника озобромного процесса заключается в сле­дующем.
Пропитанный в озобромном растворе слой пигментной (угольной) бумаги, вводят в контакт с размоченным в воде бромистым отпечатком на 15-20 минут и более. После контакта, который ведется под небольшим грузом, листы разъединя­ют, помещают в воду определенной температуры и далее работают с пигментной бумагой по технике пигментного процесса с переносом либо без переноса.
Бромистый же позитивный отпечаток, несколько отбеленный, после контак­та, тщательно промывают от озобромного раствора- до исчезновения желтой окраски, при необходимости на свету допроявляют в обычном позитивном про­явителе и закрепляют в фиксаже. Такой бромистый отпечаток может быть исполь­зован в озобромном процессе многократно.
Либо задубленное пигментное изображение, после контакта, оставляют на самом бромосеребрянном отпечатке "отдавая его вжертву", как на переносной бу­маге и ведут на нем окончательное проявление.
В статье "Озобром и его применение", опубликованной в журнале "Вест­ник фотографии" за 1912 год озобромный процесс описывался более подробно.
Взять слегка перепроявленный бромосеребрянный позитив, тщательно от­мытый от фиксажа, вымочить его в течение 10-20 минут в воде с температурой 30 °С, удалить избыток воды и положить тыльной стороной на стекло.
Пигментную бумагу опустить в озобромный раствор комнатной температу­ры (20° С) на 2 минуты.
Вода     600 мл
Двухромовокислый калий    5 гр
Красная кровяная соль    5 гр
Калий бромистый    5 гр
Хромовые квасцы     1 гр
Квасцы простые     1,6 гр
Лимонная кислота    0,6 гр
* раствор всегда готовится свежим.
По распрямлению листа пигментной бумаги быстро ополоснуть его в чис­той холодной воде, убрать излишки воды и наложить пигментным слоем на влаж­ный бромосеребряный оригинал, аккуратно прижать и с умеренной силой прика­тать резиновым валиком.
Листы накрыть стеклом и выдержать в контакте от 30 минут до 1,5 часов под легким грузом между двумя листами влажной фильтровальной бумаги. При­держиваясь при этом следующего правила: чем больше глубоких теней в отпечатке, тем дольше листы должны быть контакте. Чем меньше в контакте находились лис­ты, тем контрастнее получится отпечаток, а более продолжительное время контак­та- даст более мягкий отпечаток.
Когда хотят сохранить бромистый отпечаток, то сложенные вместе броми­стую и пигментную бумагу погружают не в теплую, а в холодную воду, спустя 5 минут разъединяют и тут же под водой изображение, оставшееся на пигментной бумаге, вводят в контакт с бумагой для простого переноса. Достают из воды лис­ты, переносную и пигментную бумаги кладут на стекло, прикатывают валиком и
держат под листом стекла с грузом 30-60 минут, после чего приступают к прояв­лению водой перенесенного отпечатка, работая, как в пигментном процессе в ван­ной с водой температурой до 40° С, перенося изображение с его проявлением на переносной бумаге (временной подложке).
Если желают оставить пигментный отпечаток на бромосеребрянном, то оба листа, после контакта, погружают в воду с температурой до 30-40° С и проявляют, как при обычном пигментном способе. Когда между листами начнут выделяться струйки пигментированной желатины, листы осторожно разъединяют. Постоянным покачиванием ванночки с листом бромосеребоянной бумаги с него вымывается незадубленный пигмент и на нем остается лишь нерастворимое пигментное изо­бражение, под которым лежит первоначальное побелевшее серебряное изображе­ние.
Снимок квасцуется в течение 1-2 минут в 5% растворе калиевых квасцов, тщательно отмывается в холодной воде от следов озобромного раствора (до пол­ного исчезновения желтой окраски), погружается в фиксаж и, после основатель­ной промывки в холодной воде, высушивается на воздухе.
При необходимости окончательного удаления бромосеребрянного изобра­жения применяется ослабитель Фермера, который избирательно кистью наносит­ся в необходимых местах.
Определенный интерес могут представить снимки, в которых под красоч­ным изображением выступают следы бромосеребрянного отпечатка.
Это может быть использовано для получения изображений в двух тонах.
При работе в озобромном процессе возможно путем переноса получение по­зитивных копий в два тона и более, а также комбинационных многоцветных (цвет­ных) отпечатков при окончательном переносе на подложку пигментных изобра­жений, изготовленных на пигментных бумагах разных цветов. Упоминается, что для усиления деталей бромистый отпечаток в отдельных местах обрабатывался кистью с озораствором, процесс с пигментной бумагой повторялся и таким образом достигался желаемый результат.
Для придания неповторимого рисунка фотобумагу с красочным изображе­нием помещали в 2% раствор сернистого натрия, тогда на снимке будут присутст­вовать и черное (красочное) и коричневое изображение. При этом, работая кистью по отдельным частям снимка ослабителем Фермера, можно достичь двухтональных и много тональных изображений.
Для получения стабильных результатов рекомендовался к применению нор­мальный (стандартный) озобромный раствор.
Бихромат калия     4 г
Красной кровяной соль    4 г
Бромистый калий    2 г
Лимонная кислота    0,6 г
Воды     600 куб. см
Для приготовления рабочего раствора он разбавлялся водой в 3 раза. Контакт с бромистым отпечатком производился в течение 30-40 минут.
Для удобства работы при озобромном процессе предлагалось заранее приго­товить четыре 10% раствора бихромата калия, калия бромистого, красной кровяной соли и квасцов.
Для приготовления рабочего раствора смешать по 40 куб. см. бихромата ка­лия, калия бромистого и красной кровяной соли с 20 куб. см раствора квасцов, до­лить 600 куб. см воды и прибавить требуемое количество лимонной кислоты (ука­зано в рецепте).
Озобромный процесс, предложенный Н.А. Петровым
Пигментную бумагу очувствить в растворе:
Воды    600 куб. см
Бихромат калия    4 г
Красной кровяной соли    4 гр.
Бромистый калий    4 г.
Квасцы (калиевые)    2 г.
Лимонной кислоты    0,6 г.
Взять бромистый отпечаток, исполненный на бумаге с шероховатой поверх­ностью. Отпечаток желательно иметь более контрастный, не вялый и отфиксиро-ванный лучше всего не в кислом фиксаже и хорошо промытый. Размоченный бро­мистый отпечаток положить на стекло на слои влажной газетной бумаги, слегка обсушить.
Пигментную бумагу немного меньшего размера, размочить в озобромном растворе, дать расправиться и после перевернуть слоем вниз на 2-4 минуты.
Пигментной бумаге дать стечь, положить держа за два противоположных уг­ла на бромистый отпечаток, прикатать валиком, наложить сверху влажной пропу­скной бумаги, положить стекло и поставить груз. Оставить в контакте на 45-50 ми­нут.
Вынуть из под груза, подвесить для просушки, либо положить на пропуск­ную бумагу отпечатком вверх (оба скрепленных листа) на 20 минут и дать подсох­нуть.
При желании получить изображение на бромистой бумаге опустить листы в воду при температуре 35-40 градусов и проявлять, как при угольном печатании-размочить разделить и проявлять.
Остатки изображения в течении 10-15 минут, удалить ослабителем Фермера (100 куб. см 10% раствора гипосульфита с 5 куб.см 10% раствора красной кровя­ной соли).
При желании получить изображение на другой подложке, листы погрузить в холодную воду на 15 минут и осторожно отделить пигментную бумагу от бромосе-ребрянного отпечатка.
Фотоотпечаток на бромистой бумаге восстановить после промывки любым проявителем, вновь промыть и отфиксировать для использования при изготовле­нии других копий.
Снятую же пигментную бумагу накладывают под водой на переносную бу­магу для простого переноса, прикатывают валиком, помещают на некоторое время под груз и проявляют, как обычно в теплой воде.
В описаниях приводился и несколько видоизмененный способ озобромного процесса.
Так, пигментная бумага размачивалась в воде в течении 1 минуты и затем помещалась на 30 минут в раствор, состоящий из 1000 мл воды и 3 мл чистой со­ляной кислоты. После этого бумага переносилась в озобромный раствор, представ­ляющий собой смесь 10% растворов:
Двухромовокислого калия    80 мл
Красная кровяная соль    100 мл
Калий бромистый    70 мл
Лимонная кислота    10 мл
Квасцы обыкновенные    5 мл
и
Воды    740 мл
Если изображение на бромосеребрянном отпечатке было слабо, вяло и од­нотонно, то время размачивания пигментной бумаги в кислой ванне следовало вес­ти 10 минут, и наоборот, жесткие и контрастные снимки держались в кислой ван­не 40-60 секунд.
Контраст изображения можно было усилить, если к нормальному озобром-ному раствору прибавить аммиак из расчета 0,5-3 мл 10% аммиака к 200 мл озоб­ромного раствора. При необходимости ослабить контрасты вместо аммиака брали такое же количество 10% раствора хромовых квасцов.
Время контакта пигментной бумаги с бомосеребрянным отпечатком со­ставляло 10-15 минут.
Расчетное время операций:
1.Погружение пигментного слоя в озобромный раствор 2-3 минуты; 2. Перенос намоченного слоя в кислую ванну и приведение его в контакт с бромистым отпечатком под водой 1 минута;
3. Прикатка к бумаге на 15 минут;
4. Отделение отпечатанного слоя от бромистого отпечатка и прикатка его к переносной бумаге, воставление в соприкосновении между промокательной бума­гой 5-6 минут;
5. Проявление слоя в теплой воде 5 минут. Всего: 30 минут
Фотохудожниками с применением озобромного процесса был разработан "кистевой озобром"
На тщательно отмытый от фиксажа и сухой бромистый отпечаток кистью наносят слой окрашенного желатина, причем мазки, которые делаются кистью должны ложиться по линиям рисунка (характер мазков и методы нанесения дадут или акварельное изображение схожее с рисунком акварелью или масляной живо­писью). Когда нужные места фотоснимка, в зависимости от замысла, будут покры-
ты слоем окрашенной желатины, он высушивается,   обрабатывается в озобромном растворе и после проявляется, как в пигментном процессе водой от 30-40 ° С.
Состав пигментного желатинового раствора:
Вода    480 мл.
Желатина    66 гр.
Мыло белое     15 гр.
Сахар белый    21 гр.
Краска сухая     1 гр (удобна и готовая акварель)
Мыло, сахар, желатин и краска разводятся в водяной бане.
Рекомендовалось отпечаток покрывать жидким или густым раствором. Ки­стью брать столько раствора, сколько необходимо. Достаточно кисть опускать в горячую воду и набирать ею раствор.
Нанесение раствора краски следует начинать с того, на что желаете обра­тить внимание зрителя. В первую очередь прорисовывать глаза, лицо, складки платья и т.д. Нежелательные детали краской вообще не покрываются. "Можно применять другие способы нанесения краски, добиваясь изображения схожего, например с гравюрой, эстампом и т.д." При работе не допускать образования в кра­сочном слое пузырьков воздуха. Обработанному краской отпечатку дать основа­тельно высохнуть.
Положить отпечаток на несколько листов влажной фильтровальной бумаги лицом вверх и покрыть листом фильтровальной бумаги, смоченным озобромным раствором. Поверх него ватным тампоном нанести еще озобромный раствор, из под бумаги удалить пузырьки воздуха. Обработка бромосеребряного отпечатка, по­крытого краской, таким образом ведется 10-15 минут, хотя, без вреда для качества, время может быть и увеличено. Во избежании высыхания допускается повторное смачивание фильтровальной бумаги озобромным раствором.
После этого фильтровальная бумага осторожно удаляется, а отпечаток про­является горячей водой: как в пигентном процессе. В целях экономии можно брать:
I    II    III
Вода    50 мл    23 мл    15 мл
Бихромат калия    0,45 г    9 мл    10 мл
Красная кровяная соль.    0,4 г    8 мл    90 мл
Калий бромистый    0,25 г    5 мл    140 мл
Квасцы калиевые    0,2 г    4 мл    40 мл
Лимонная  кислота    0,05 г    1 мл    5 мл
* растворы I и III составляются из 10 % растворов, перечисленных в ре­цепте веществ.
** раствор II готовится из расчета 5 гр каждого вещества на 100 мл. воды
При "кистевом озоброме" допускается использование и других озобромных растворов, с которыми вы привыкли работать. При необходимости что-либо уси­лить или детализировать, этот участок после просушки повторно покрывается пиг-
ментированным желатином и таким же образом обрабатывается в озобромном рас­творе.
Для удаления бромосеребряного изображения отпечаток помещают в холод­ный раствор гипосульфита с красной кровяной солью (ослабитель Фермера), после чего полученное изображение промывается, также в холодной воде и задубливает-ся в квасцах или в растворе формалина.
В принципе, используя "кистевой озобром" можно по технике пигментного процесса перенести красочное изображение с бромистого отпечатка на лист пере­носной бумаги.
И. Фаворский широко применял озобромный процесс при обработке негати­ва, "что позволяло выявить не негативе ранее отсутствующие, скрытые детали и достичь его необыкновенной гармоничности".
Для этого негатив прикатывался к желатиновой бумаге, пропитанной озоб-ромным раствором (в весовых частях):
Вода    600 ч.    600 ч.
Бихромат калия                       Зч.    5ч.
Красная кровяная соль             4ч.    4ч.
Калий бромистый                    4ч.    4ч.
Лимонная  кислота    0,4 ч.    0,5 ч.
Хромовые квасцы    1,75 ч.
Для получения наибольшего контраста рекомендовалось контакт продол­жать не менее 10 минут. Слишком вялые и слабые негативы, после обработки в озобромном процессе допроявляли до нужного контраста При слабом и очень контрастном негативе, его прикатывали к желатиновой бумаге пропитанной озоб-ромным раствором. Таки образом, чередуя температуру обработки, крепость рас­твора и степень допроявления негатива после процесса добивались желаемого результата.
В многочисленных описаниях техники озобромного процесса много вни­мания уделялось способам управления этим процессом и отмечалось, что при­меняемые в нем двухромовокислый калий, красная кровяная соль, калий броми­стый, квасцы и лимонная кислота, дающая раствору некоторую кислотность, уси­ливают изображение.
Для получения копии бромистого отпечатка на литр воды нужно одно и то­же количество двухромовокислого калия (независимо от силы бромистого отпечат­ка- приблизительно 1-2 грамма).
Количество красной кровяной соли, бромистого калия и квасцов увеличива­ется пропорционально увеличению силы бромистого отпечатка соответственно 4,5-11-12 граммов, 7-15-16 граммов и 1,5- 3- 4,5 грамма.
Количество лимонной кислоты составляет в 1-1,5 грамма.
Для получения сильного отпечатка из расчета на 100 мл озобромного рас­твора к нему прибавляют от 0,5 до 3 мл 10% раствор аммиака. Прибавлять больше 3 мл аммиака не следует, так как это дает очень слабый слой.
Для получения силуэтных (трафаретных) отпечатков при умеренном прояв­лении и своевременном применении дубящих ванн удается получить очень инте­ресные схематические рисунки.
В процессе рекомендовалось применять хромовые квасцы, якобы, позво­ляющие с позитива дать более четкий отпечаток, такой же силы и сочности, как позитивное изображение.