Фотоуслуги в Белгороде > Растровые способы > ОБРАБОТКА РАСТРОВЫХ ПЛАСТИНОК И ПЛЕНОК
ОБРАБОТКА РАСТРОВЫХ ПЛАСТИНОК И ПЛЕНОК |
Обработка экспонированных растровых пластинок сводится к нескольким простым операциям: первое проявление, отбеливание, второе проявление на свету, промывка, сушка и окончательная отделка. Характерным отличием проявителей, употребляющихся при первом проявлении, является присутствие в них веществ, растворяющих бромистое серебро. В качестве таких растворителей применяют чаще всего аммиак или роданистый калий. Проявитель для пленок Дюфен Метола 6,5 Сульфита кристаллического 2,0 Гидрохинона 2,0 Соды кристаллической 100 Бромистого калия 2,75 Роданистого аммония 9 Воды до 1 л Время проявления 3 1/2 мин. Для проявления советских растровых пластинок "Гои-хром" применяется проявитель с аммиаком. Необходимость применения таких растворителей диктуется следующими причинами. Даже при тонком эмульсионном слое нельзя обеспечить полное проявление всех эмульсионных зерен в ярких светах, что может привести в дальнейшем к их затягиванию. Растворитель, находящийся в проявителе, растворяет эти малочувствительные зерна (обычно более мелкие и потому легче растворяющиеся) и обеспечивает таким образом получение чистых светов. Обычно контраст (гамма) негатива регулируется временем проявления. При процессах обращения максимальное значение гаммы достигается в самом начале проявления (для пленок Дюфей через 1 1/2 минуты), и контраст дальше не изменяется, несмотря на увеличение плотности. Это объясняется именно присутствием растворителя для бромистого серебра в проявляющем растре. Благодаря этому возможно в ограниченных, правда, пределах компенсировать недодержку путем удлинения времени проявления. Употребление растворителей галоидного серебра весьма усиливает краевой эффект (эффект Эбергарда), заключающийся в том, что на границе между темными и светлыми местами изображения плотности темных мест увеличиваются и контраст повышается. Причиной этого эффекта служат, невидимому, коллоидно-химические явления при проявлении, -связанные не только с растворением бромистого серебра, но и с набуханием, желатинового слоя. Такое же действие может быть вьгзвано и другими растворителями AgBr, добавленными в проявитель (например гипосульфитом), но в сочетании с веществами, способствующими набуханию желатины (например сульфо-салици-латом). Этот краевой эффект благодаря повышению контраста вызывает кажущееся увеличение насыщенности при растровых съемках. В этом отношении краевой эффект компенсирует то понижение насыщенности, которое вызывается рассеянием света в толще эмульсионного слоя. После проявления негатив отбеливается в ванне из кислого раствора перманганата или бихромата. Отбелка в бихромате приводит к менее насыщенным, но более эстетически приятным цветам. После осветления в растворе бисульфита или сульфита (при бихроматном отбеливателе) пластинка (пленка) хорошо промывается и засвечивается на ярком искусственном свете. После засвечивания следует второе проявление в обычном метолгидрохиноновом проявителе. Проявление ведут до конца, после чего фиксируют и промывают. При всех этих операциях следует не забывать, что эмульсионный слой очень тонок и нежен. Нелишне будет привести наиболее частые недостатки, которыми обладают готовые растровые диапозитивы, не указывая, однако, способов их устранения, которые в известной степени специальны для того или другого типа. Пластинки, в которых растр отделен от светочувствительного слоя (Финлейколор), обрабатываются несколько иначе. Регулярный растр, нанесенный на тонкое стекло (около 1 мм толщины) складывается с эмульсионным слоем панхроматической пластинки и в таком виде закладывается в кассету. После съемки пластинки вынимаются из кассет и проявляются в обычном мягко работающем проявителе. После фиксирования, промывки и сушки с этих негативов печатаются контактом диапозитивы. Последние складываются затем в точном совпадении со специальным растром для рассматривания, который подобен съемочному растру, но обладает более насыщенной и темной окраской. Широта экспозиции в этом случае больше, чем для процессов обращения, хотя все же несколько уступает широте, используемой при обычных цветоделенных съемках. Причиной этого последнего обстоятельства является различие в контрасте изображений под тремя растровыми элементами, которое, очевидно, не может быть исправлено при проявлении. Степень этого различия зависит от экспозиции и увеличивается при недостаточной выдержке. |