Фотоуслуги в Белгороде > Восприятие цвета > ВЛИЯНИЕ ОСВЕЩЕНИЯ НА ЦВЕТНОСТЬ. ИЛЛЮЗИЯ ОСВЕЩЕНИЯ
ВЛИЯНИЕ ОСВЕЩЕНИЯ НА ЦВЕТНОСТЬ. ИЛЛЮЗИЯ ОСВЕЩЕНИЯ |
Адаптация глаза к свету или к темноте влечет за собой не только изменения кажущейся светлоты предмета, но и вызывает изменения в их цветности. В значительной степени это связано с двойственным характером светочувствительного механизма нашего глаза, о котором мы уже неоднократно упоминали.
Как мы знаем, при нормальных условиях освещения в нашем глазу функционирует аппарат колбочек. Относительная светлота различных цветов в этом случае определяется кривой видности. Максимум этой кривой лежит в области желто-зеленых лучей, которые, следовательно, в этих условиях обладают наибольшей светлотой. При слабом освещении колбочковый аппарат зрительного восприятия уступает свое место палочковому. Кривая видности в случае палочкового зрения расположена иначе, чем для колбочкового, а именно смещена в синюю часть (рис. 27). В результате этого при слабом освещении относительная светлота цветов будет уже другой,— максимум видности переносится в сине-зеленую часть и в силу этого в цветах окружающих предметов начинают преобладать синие и сине-зеленые (так называемые „холодные") тона. Это явление, свойственное сумеречному зрению, носит название эффекта Пуркинье. Рис. 27. Эффект Пуркинье а—нормальная кривая вилности (колбочковое зрение); б „сумеречная" кривая вилности (палочковое зрение) При очень ярком освещении также наступают некоторые изменения в цветности, хотя и не столь резко выраженные. Для большинства цветов при этом наблюдается сдвиг цветового тона в сторону желтого цвета наряду с довольно значительным понижением насыщенности (белесоватостью). Мы настолько привыкли к таким изменениям цветности, что бессознательно ассоциируем их с соответствующим освещением, даже если последнее в действительности остается неизменным. С этим явлением мы постоянно встречаемся в живописи. Желая создать в картине иллюзию сумеречного освещения, художник всегда прибегает к использованию холодной гаммы цветов с пониженной светлотой, т. е. воспроизводит те изменения цветности, которые наблюдаются при слабом освещении. Трансформированные таким образом цвета знакомых нам предметов невольно воспринимаются как результат сумеречного освещения. Если такая картина содержит предметы, окраска которых не была изменена художником в соответствующем направлении, то они, резко выделяясь из общего колорита картины, производят впечатление самосветящихся. Хорошим примером может служить, например, известная картина Куинджи „Украинская ночь". Общий синевато-зеленый колорит картины при низкой светлоте красок и отсутствии деталей в тенях вполне создает иллюзию лунного освещения, в то время как желтый диск луны, резко контрастирующий с общей световой гаммой, кажется ослепительно сияющим. Аналогичным же путем, изменяя колорит картины в сторону желтоватых, малонасыщенных, но очень светлых тонов при соответствующем смягчении объемности, художник вызывает у нас иллюзию ослепительного солнечного света, еще более подчеркиваемого легким пурпурным оттенком теней (см. например, Манэ „Руанский собор" в Музее нового западного искусства в Москве). Создание таких эффектов в картине возможно только при намеренной и точно рассчитанной трансформации цветовых оттенков, которая вызывается художником. Механические способы цветной репродукции, в частности цветная фотография, в силу именно своей механичности почти лишены возможности такой трансформации. |