Фотоуслуги в Белгороде > Техника цветной съемки > ВЫДЕРЖКА ПРИ ЦВЕТНОЙ СЪЕМКЕ
ВЫДЕРЖКА ПРИ ЦВЕТНОЙ СЪЕМКЕ |
Допустимые вариации в выдержке определяются как широтой эмульсии, так и интервалом яркостей объекта. Условие пропорциональной передачи, которое должно особенно строго соблюдаться в цветной съемке, требует, чтобы интервал яркостей объекта лежал в пределах прямолинейной части характеристики. При цветной съемке этому условию должен удовлетворять каждый из трех цветоделенных негативов. Поэтому удобно ввести понятие о полном интервале яркостей, определяя его как разность между наибольшей и наименьшей из яркостей, зарегистрированных на цветоделенных негативах. Так например, если снимаемый объект окрашен в красно-оранжевый цвет с примесью небольшого количества синего, то полный интервал яркости получится путем вычитания значения самой малой яркости под синим фильтром из величины самой большой яркости под красным фильтром. Величина такого полного интервала будет определяться не только освещенностью различных мест объекта, но и его окраской, завися от относительных количеств первичных. Требование пропорциональной передачи в нашем случае может быть сформулировано таким образом: полный интервал яркостей объекта должен полностью находиться в области прямолинейной части характеристической кривой применяемого негативного материала. С этой точки зрения хуже всего должны были бы передаваться весьма насыщенные светлые цвета с малым содержанием других первичных и вследствие этого с большим полным интервалом яркостей. Однако как раз в этом случае ошибки в цветопередаче будут менее заметны глазу. - В силу этого весьма трудно указать допустимые пределы отклонения от нормальной выдержки. Во всяком случае они много меньше, чем при черно-белой фотографии. .Особенно высокие требования предъявляются при съемке портретов, где даже небольшие отклонения в передаче телесного цвета становятся резко заметными. Особенно вредны уклонения в сторону недодержки. Допуски в выдержке зависят также от рода применяемых светофильтров. При широких, перекрывающихся светофильтрах они меньше, и передержка в этом случае легко приводит к получению нечистых, тусклых тонов. Методы, в которых применяется обращение негатива в позитив (большинство растровых способов, многослойные способы), обладают еще меньшей свободой в этом отношении, так как применяемые для этой цели светочувствительные слои вследствие своей малой толщины обладают незначительной широтой. Для растровых материалов Дю-фэйколор широта (в логарифмических единицах) составляет всего 0,90 (1:8), т. е. в 16 раз меньше чем кинопленка СЧС-К тому же, обычно, кривые пропускания элементов растра сильно перекрывают друг друга, что также уменьшает допустимые пределы отклонений от нормальной выдержки. Любой из рассмотренных здесь способов цветоделения неизбежно сопряжен с некоторой потерей части света и поэтому должен требовать определенного увеличения выдержки по сравнению с монохромной съемкой при тех же условиях. При применении анализирующих фильтров, каждый из которых выделяет из общего потока лучистой энергии определенный спектральный интервал, каждое цветоделенное изображение получает только примерно одну треть общего количества энергии. Это имеет место при любом способе цветоделения, даже если по пути лучей не происходит никакого дальнейшего их изменения. Поэтому троекратное увеличение выдержки является теоретически требуемым идеальным минимумом. Если мы прибегаем для целей цветоделения к расщеплению светового пучка на несколько частей, то мы должны учесть и этот фактор ослабления света. Для цветоделения камер с тройным расщеплением минимальное увеличение выдержки составляет 9 раз, а для камер с двойным расщеплением (комбинированные способы)—6 раз. |