Фотоуслуги в Белгороде > Общий обзор субтрактивных методов цветной печати > КОНТРОЛЬ ЦВЕТНЫХ ПОЗИТИВОВ

КОНТРОЛЬ ЦВЕТНЫХ ПОЗИТИВОВ


Во всех процессах субтрактивной цветной фотографии проблема так называемого „цветного баланса", т. е. надле­жащего соотношения между интенсивностями окраски цвет­ных позитивов, является одной из самых трудных задач. Между тем даже при соблюдении всех условий, необходи­мых для получения надлежащих цветоделенных позитивов, сравнительно редко удается с первого же раза обеспечить надлежащий баланс цветных позитивов. Это объясняется главным образом тем, что сам процесс цветной печати, даже при его безупречном проведении, не всегда может гаранти­ровать правильное воспроизведение плотностей цветоделен­ного позитива. Большинство способов субтрактивной фото­графии дает возможность исправления баланса цветных позитивов в более или менее широких пределах. Это, ко­нечно, является большим преимуществом, но вызывает не­обходимость измерения количества краски (пигмента или т. п.), образующих цветной позитив, для того чтобы уста­новить правильное соотношение между ними.
Задачи подобного рода приходится разрешать как в процессе производства цветных изображений в целях контроля качества цветных позитивов, так и при разработке условий, обеспечивающих точность цветопередачи.
При проведении измерений нужно иметь в виду конеч­ную цель всех наших операций — получение готового цвет­ного изображения. Поэтому система их должна быть раз­работана таким образом, чтобы можно было установить определенный критерий пригодности данных цветных .пози­тивов для построения правильного цветного изображения. Передача серой шкалы вполне нейтральной и с правиль­ной передачей всех ее ступеней не является еще доста­точной для получения правильной цветовой репродукции, но при нарушении этого мы не можем уже рассчитывать на правильную цветопередачу. Поэтому естественно оцени­вать качество цветных позитивов по их способности пра­вильно воспроизводить в совокупности серую шкалу. Та­кая характеристика, не охватывая всех свойств, требую­щихся для получения правильного цветного изображения, удобна тем, что позволяет оперировать не с различно окрашенными изображениями, а с серыми тонами, для ко­торых мы можем привлечь разработанный аппарат фото­графической сенситометрии.
Способ оценки цветных позитивов, основанный на этом принципе, был предложен недавно Ивенсом (Evens). Полагая, что нейтрально-серый цвет может быть получен в резуль­тате субтрактивного синтеза с помощью равных количеств всех трех субтракторов, то и, обратно, можно считать, что количества этих субтракторов друг другу равны или эквивалентны, если они при субтрактивном смешении дают нейтрально-серый цвет. Плотность полученного таким об­разом серого тона будет определенным образом связана с количествами образующих его субтракторов.
Исходя из этого, Ивенс вводит понятие „эквивалентной плотности" субтрактора, определяя его как оптическую плотность того нейтрально-серого тона, который получится при субтрактивном смешении данного количества этого субтрактора с остальными двумя субтракторами, взятыми в пропорциях, как раз достаточных для получения ней­трально-серого цвета.
Очевидно, что, согласно этому определению, эквивалент­ные плотности всех субтракторов, образующих серый цвет, будут равны между собой.
При этом надо иметь в виду, что применяемая на прак­тике красителей оптическая плотность серого цвета, полу­чаемого в результате их субтрактивного смешения, всегда будет больше, чем максимальное поглощение любого из них. Это происходит потому, что реальные красители, не будучи оптимальными, обладают некоторым поглощением при любой длине волны. Рис. 81, заимствованный из работы
Ивенса, иллюстрирует этот случай. Сложение ординат всех трех кривых поглощения красителей для каждой длины волны приводит к линии В, представляющей спектральное пглощение нейтрально-серого цвета, получившегося в ре-зультате субтрактивного синтеза. Оптическая плотность этого серого значительно больше, чем максимальное по­глощение любого из красителей.
Пользуясь понятием эквивалентной плотности, можно построить „эквивалентную характеристическую кривую" монохромного цветного изображения, нанося на график эквивалентные плотности относи­тельно концентраций красителя или пропорциональных им величин плот ностей цветоделенных позитивов.
Легко видеть из самого определе­ния эквивалентной плотности, что для правильной передачи серой шкалы эквивалентные характери-
рики всех трех монохромных цветных изображений должны совпадать друг с другом или хотя бы облаДать одинаковым наклоном („экви­валентный контраст"). Это, как видно, является цветовым эквивалентом условия равенства значений гаммы для цвето­деленных негативов.
получение результирующей серой плотности по Ивенсу
 
Рис- 81 получение результирующей серой плотности по Ивенсу
 
Ивенсом был сконструирован простой прибор для изме­рения эквивалентных плотностей. Он устроен по принципу клинового денситометра Кэпстаффа, широко распростра­ненного в наших лабораториях. Прибор, схема которого приведена на рис. 82, содержит помимо обычного серого фотометрического клина, еще три цветных клина, изготов­ленных из тех же красителей, которые применяются для данного цветного процесса. С помощью этих цветных клиньев к исследуемому цвету подмешиваются два осталь­ных до получения серого, плотность которого (эквивалент­ная плотность) измеряется обычным путем посредством фотометрического клина.
Для пигментных красителей, которые дают не вполне прозрачные окрашенные слои, цвет субтрактивной смеси зависит от порядка, в котором они расположены. Это со­здает довольно значительные неудобства при применении субтрактивного денситометра Ивенса.
Система Ивенса исходит опять-таки из допущения, что смешением трех красок можно получить нейтрально-серый тон. Это утверждение, как мы уже. упоминали ранее, не вполне справедливо.
Роль красителя-субтрактора в субтрактивном синтезе заключается в поглощении одного из первичных. Поэтому было бы целесообразным использовать это свойство суб­тракторов для их количественной характеристики, измеряя плотность цветного позитива (цветовая плотность) через фильтр дополнительного цвета. Такой способ цветовых из­мерений был разработан Хеймером и Зундгоффом (Heymer und Sundhoff).
При этом нужно иметь в виду, что для реальных кра­сителей с сравнительно пологими кривыми поглощения по­ложение области пропускания того фильтра, с которым
 
Схема цветового денситометра по Ивенсу

Рис. 82. Схема цветового денситометра по Ивенсу
 
производят измерения, имеет решающее значение. Для изме­рения следует применять фильтры с возможно более узкими зонами пропускания, которые должны по возможности лежать в области максимума поглощения исследуемого красителя.
Для того чтобы устранить влияние на результат взаим­ного расположения областей пропускания и поглощения для фильтра и красителя, устанавливают связь между опре­деленными таким образом цветовыми плотностями и экви­валентными плотностями. Это выполняется путем промера трехцветных шкал, подобранных таким образом, что они дают при сложении шкалу серых тонов.
Установив таким образом для применяемых красителей в используемом интервале плотностей зависимость (обычно линейную) между эквивалентными и цветовыми плотностями, переводят затем последние, определенные с. помощью ви­зуальных промеров, в эквивалентные.
Недостатком способа Хеймера-Зундгоффа является необ­ходимость применения очень темных светофильтров, что сильно затрудняет измерения.
Сравнительная оценка различных способов контроля цветных позитивов в настоящее время разрабатывается в научно-исследовательской лаборатории ГУФП.