Фотоуслуги в Белгороде > Общий обзор субтрактивных методов цветной печати > КОНТРОЛЬ ЦВЕТНЫХ ПОЗИТИВОВ
КОНТРОЛЬ ЦВЕТНЫХ ПОЗИТИВОВ |
Во всех процессах субтрактивной цветной фотографии проблема так называемого „цветного баланса", т. е. надлежащего соотношения между интенсивностями окраски цветных позитивов, является одной из самых трудных задач. Между тем даже при соблюдении всех условий, необходимых для получения надлежащих цветоделенных позитивов, сравнительно редко удается с первого же раза обеспечить надлежащий баланс цветных позитивов. Это объясняется главным образом тем, что сам процесс цветной печати, даже при его безупречном проведении, не всегда может гарантировать правильное воспроизведение плотностей цветоделенного позитива. Большинство способов субтрактивной фотографии дает возможность исправления баланса цветных позитивов в более или менее широких пределах. Это, конечно, является большим преимуществом, но вызывает необходимость измерения количества краски (пигмента или т. п.), образующих цветной позитив, для того чтобы установить правильное соотношение между ними.
Задачи подобного рода приходится разрешать как в процессе производства цветных изображений в целях контроля качества цветных позитивов, так и при разработке условий, обеспечивающих точность цветопередачи. При проведении измерений нужно иметь в виду конечную цель всех наших операций — получение готового цветного изображения. Поэтому система их должна быть разработана таким образом, чтобы можно было установить определенный критерий пригодности данных цветных .позитивов для построения правильного цветного изображения. Передача серой шкалы вполне нейтральной и с правильной передачей всех ее ступеней не является еще достаточной для получения правильной цветовой репродукции, но при нарушении этого мы не можем уже рассчитывать на правильную цветопередачу. Поэтому естественно оценивать качество цветных позитивов по их способности правильно воспроизводить в совокупности серую шкалу. Такая характеристика, не охватывая всех свойств, требующихся для получения правильного цветного изображения, удобна тем, что позволяет оперировать не с различно окрашенными изображениями, а с серыми тонами, для которых мы можем привлечь разработанный аппарат фотографической сенситометрии. Способ оценки цветных позитивов, основанный на этом принципе, был предложен недавно Ивенсом (Evens). Полагая, что нейтрально-серый цвет может быть получен в результате субтрактивного синтеза с помощью равных количеств всех трех субтракторов, то и, обратно, можно считать, что количества этих субтракторов друг другу равны или эквивалентны, если они при субтрактивном смешении дают нейтрально-серый цвет. Плотность полученного таким образом серого тона будет определенным образом связана с количествами образующих его субтракторов. Исходя из этого, Ивенс вводит понятие „эквивалентной плотности" субтрактора, определяя его как оптическую плотность того нейтрально-серого тона, который получится при субтрактивном смешении данного количества этого субтрактора с остальными двумя субтракторами, взятыми в пропорциях, как раз достаточных для получения нейтрально-серого цвета. Очевидно, что, согласно этому определению, эквивалентные плотности всех субтракторов, образующих серый цвет, будут равны между собой. При этом надо иметь в виду, что применяемая на практике красителей оптическая плотность серого цвета, получаемого в результате их субтрактивного смешения, всегда будет больше, чем максимальное поглощение любого из них. Это происходит потому, что реальные красители, не будучи оптимальными, обладают некоторым поглощением при любой длине волны. Рис. 81, заимствованный из работы Ивенса, иллюстрирует этот случай. Сложение ординат всех трех кривых поглощения красителей для каждой длины волны приводит к линии В, представляющей спектральное пглощение нейтрально-серого цвета, получившегося в ре-зультате субтрактивного синтеза. Оптическая плотность этого серого значительно больше, чем максимальное поглощение любого из красителей. Пользуясь понятием эквивалентной плотности, можно построить „эквивалентную характеристическую кривую" монохромного цветного изображения, нанося на график эквивалентные плотности относительно концентраций красителя или пропорциональных им величин плот ностей цветоделенных позитивов. Легко видеть из самого определения эквивалентной плотности, что для правильной передачи серой шкалы эквивалентные характери- рики всех трех монохромных цветных изображений должны совпадать друг с другом или хотя бы облаДать одинаковым наклоном („эквивалентный контраст"). Это, как видно, является цветовым эквивалентом условия равенства значений гаммы для цветоделенных негативов. Рис- 81 получение результирующей серой плотности по Ивенсу
Ивенсом был сконструирован простой прибор для измерения эквивалентных плотностей. Он устроен по принципу клинового денситометра Кэпстаффа, широко распространенного в наших лабораториях. Прибор, схема которого приведена на рис. 82, содержит помимо обычного серого фотометрического клина, еще три цветных клина, изготовленных из тех же красителей, которые применяются для данного цветного процесса. С помощью этих цветных клиньев к исследуемому цвету подмешиваются два остальных до получения серого, плотность которого (эквивалентная плотность) измеряется обычным путем посредством фотометрического клина.
Для пигментных красителей, которые дают не вполне прозрачные окрашенные слои, цвет субтрактивной смеси зависит от порядка, в котором они расположены. Это создает довольно значительные неудобства при применении субтрактивного денситометра Ивенса. Система Ивенса исходит опять-таки из допущения, что смешением трех красок можно получить нейтрально-серый тон. Это утверждение, как мы уже. упоминали ранее, не вполне справедливо. Роль красителя-субтрактора в субтрактивном синтезе заключается в поглощении одного из первичных. Поэтому было бы целесообразным использовать это свойство субтракторов для их количественной характеристики, измеряя плотность цветного позитива (цветовая плотность) через фильтр дополнительного цвета. Такой способ цветовых измерений был разработан Хеймером и Зундгоффом (Heymer und Sundhoff). При этом нужно иметь в виду, что для реальных красителей с сравнительно пологими кривыми поглощения положение области пропускания того фильтра, с которым Рис. 82. Схема цветового денситометра по Ивенсу производят измерения, имеет решающее значение. Для измерения следует применять фильтры с возможно более узкими зонами пропускания, которые должны по возможности лежать в области максимума поглощения исследуемого красителя. Для того чтобы устранить влияние на результат взаимного расположения областей пропускания и поглощения для фильтра и красителя, устанавливают связь между определенными таким образом цветовыми плотностями и эквивалентными плотностями. Это выполняется путем промера трехцветных шкал, подобранных таким образом, что они дают при сложении шкалу серых тонов. Установив таким образом для применяемых красителей в используемом интервале плотностей зависимость (обычно линейную) между эквивалентными и цветовыми плотностями, переводят затем последние, определенные с. помощью визуальных промеров, в эквивалентные. Недостатком способа Хеймера-Зундгоффа является необходимость применения очень темных светофильтров, что сильно затрудняет измерения. Сравнительная оценка различных способов контроля цветных позитивов в настоящее время разрабатывается в научно-исследовательской лаборатории ГУФП. |